Опорные школы РАН: нужны ли они и кто даст на них деньги?
Текст: Александра Сидорова
В эти учебные заведения хотят привлечь одаренных детей. Идея вроде хорошая, но пилотный проект Академии наук и Минпросвещения вызывает сомнения у экспертов
Фото: Станислав Красильников/ТАСС
В России появятся опорные школы Академии наук: Минпросвещения и РАН запускают пилотный проект по созданию учебных заведений, где будут развивать интерес к науке у одаренных школьников. Идею обсудили на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Причем часть денег на такие школы, согласно планам, выделит бизнес. Кто может быть заинтересован в финансировании и нужны ли вообще такие школы?
В проекте будут участвовать 110 школ в 32 регионах. Учебные заведения РАН уже выбрала, исходя из близости научных институтов и крупных исследовательских университетов. Цель — вывести страну в десятку лидеров по качеству общего образования. Наверняка это станет подспорьем для талантливых ребят из провинции.
У нас богатый опыт спецшкол. Советский Союз славился и математическими, и естественно-научными школами. Практически всю научную и культурную элиту вырастили в таких учебных заведениях. Но в последние годы в России, наоборот, наблюдалась своеобразная уравниловка. С 2017 года в Москве до статуса обычных школ постепенно «разжаловали» лицеи, гимназии и школы с углубленным изучением какого-либо предмета. Многие родители возмущались. Теперь, похоже, хотят вернуться к истокам, но вряд ли это что-то кардинально изменит в образовании и науке, говорит директор частного лицея «Ковчег-XXI», педагог Рустам Курбатов:
Рустам Курбатов
директор частного лицея «Ковчег-XXI», педагог«Хорошо бы, чтобы в Академии наук или еще где подумали, как принципиально изменить массовую школу. Образование, что бы мы ни говорили, не может быть общим для всех. Есть дети более одаренные, есть менее одаренные, и понятно, что для более продвинутых и мотивированных детей нужны особые условия. Другое дело, что мы не знаем, кто такие одаренные дети. И те троечники, которые у нас спят за партой, они, может быть, самые одаренные и есть. Вся школа нуждается в серьезном передумывании. Тогда, я думаю, там можно найти много одаренных и талантливых детей, которые дальше украсят нашу науку».
Половину денег на опорные школы РАН выделят из федерального бюджета, еще 50% оплатит бизнес, сказала министр просвещения Ольга Васильева. Готово вложиться издательство «Просвещение». Компания хочет инвестировать в лабораторные комплексы. Зачем это нужно «Просвещению», понятно: это монополист по изданию учебников. Но кого еще из бизнесменов может заинтересовать такой проект? Одно дело вузы — оттуда потом можно брать свежие кадры. А школы? На эту тему рассуждает учитель истории школы № 1409, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ Сергей Цыбульский:
Сергей Цыбульский
учитель истории школы № 1409, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ«Недавно я такой же вопрос задал Касперскому. Он пытается сделать математические классы в школе № 1409. Но Касперский ушел от ответа. Дети, которые будут подготовлены, — где гарантия, что они придут непосредственно в тот сегмент бизнеса, который финансировал это? Очень многие представители бизнеса имеют свои школы, тот же Сбербанк. Они открывают школы новых технологий, новых поколений, ориентированы на современные требования. Но это скорее дань моде, экспериментальная площадка, в том числе и вложение денег в будущее России. Нет никаких реальных предложений со стороны образования, которые бы гарантировали реальное получение каких-то дивидендов после того, как дети будут подготовлены».
Одну из самых известных московских школ — «Летово» — основал год назад предприниматель и меценат, владелец группы компаний «Русагро» Вадим Мошкович. Отвечая на вопрос, с чем связан его интерес к сфере образования, Мошкович ссылался на собственный школьный опыт, который многое определил в его жизни.
На сайте «Летово» написано, что это некоммерческая организация, то есть школа не получает прибыль за счет оплаты обучения. Но ежемесячно родители платят от 110 до 140 тысяч рублей — на организацию обучения и жизни в кампусе. Льготы есть только у самых одаренных, кто постарался и получил стипендию, а таких единицы. То есть даже самые, казалось бы, благополучные школьные проекты под патронажем бизнеса, похоже, все равно требуют денег извне.