Шоу со стеклом: «Они берут напором»
Текст: Иван Медведев
Как люди по доброй воле отдают десятки тысяч рублей за фиктивный ремонт исправных окон? Об очень специфическом промысле Business FM рассказали десятки москвичей, попавших на большие деньги, и человек, который этим зарабатывал на жизнь
Фото: depositphotos.com
Радиостанции Business FM с конца прошлого года поступает масса жалоб от людей, заплативших огромные суммы за сомнительные услуги компании «БелПремСервис». Пострадавшим, в основном одиноким пенсионерам, настойчиво предлагают продиагностировать пластиковые окна в квартире и устранить выявленные недостатки.
Как выяснилось, у сотрудников фирмы есть даже методички, где подробно описано, как оказывать на потенциальную жертву психологическое давление. В итоге люди тратят десятки тысяч рублей за то, что им протирают резинки на раме. На деятельность этой компании в редакцию первым пожаловался человек, пришедший туда работать.
В редакцию обратился инженер-строитель Александр Левшин. Он столкнулся с проблемами при поиске работы по профессии и был вынужден попробовать устроиться курьером. После нескольких собеседований в компании «Сервис+» он выяснил, что простым развозом товаров его обязанности ограничиваться не будут. По непонятным до конца причинам на работу его устроили уже в компанию «БелПремСервис».
Обучение нужно было проходить сразу на практике. В первый же день вместе с наставником Александр отправился по квартирам. Носить ничего не пришлось. Он просто наблюдал за тем, как старший коллега убеждает доверчивых пенсионеров в том, что им нужно провести диагностику окон и в случае выявления неисправностей устранить их.
Неисправности, разумеется, находились: заменить ручки, смазать петли, проверить уплотнители, укрепить сами окна в оконных проемах и так далее. На потенциальных клиентов тут же начинали давить. «Если всего этого не сделать, в лучшем случае окна скоро придется менять, а ведь жалко, они у вас хорошие, дорогие. В худшем — из-за появления грибка заболеют внуки или окно просто выпадет и убьет случайного прохожего. Случаи были», — говорят визитеры. Тут же предлагают посмотреть видео рассохшися рам и прочих ужасов.
Все это сопровождается легендой о том, что проверка окон проходит во всем районе. Цель — заставить человека подписать договор и внести аванс, главное — сделать это на месте, здесь и сейчас, продолжает Александр Левшин:
— Берут либо на слабо мужчин типа «Ты мужик, ты прими решение, почему ты слушаешь кого-то?»; либо на испуг — бабулек, старушек. «Если вы с нами не заключите договор, мы придем, заберем эти окна, снимем рамы и так далее».
— А они как-то объясняют свои права в этом смысле? Кто даст в своей квартире снимать какие-то рамы какой-то компании, которая условно пришла что-то продиагностировать.
— Они берут напором, понимаете? Когда растерянный человек один на один остается с этим товарищем, так называемым диагностом, он один, никому не может позвонить, его застают врасплох. Он от испуга пытается сбить цену, как правило, все заканчивается составлением акта по каким-то там работам и авансовой частью для того, чтобы этот договор был заключен.
Александр сразу решил, что работать там не будет, но, чтобы собрать больше доказательств того, что компания обманывает людей, он пришел на второй (и последний) день практики и получил распечатанные рекомендации на тему, как именно убеждать собеседников, список вопросов, которые могут задать клиенты, и как на них отвечать, чтобы не дать человеку шанса опомниться.
К примеру, клиент говорит: «Дорого». «А вы когда-нибудь получали удовольствие от дешевых вещей?» или «Mercedes дорого для меня, но не для автомобиля, согласитесь». Клиент говорит: «Подумаем». «Над чем вы бы хотели подумать — пользоваться исправными окнами или неисправными?» и так далее.
Фото этих методичек (минимум семь листов А4) Александр прислал в редакцию.
Фото: Business FM
Радиостанция попросила психолога Григория Крамского взглянуть на этот текст:
Григорий Крамской
психолог«Вот эти скрипты читаются не только как агрессивные, но и как способы манипулятивного воздействия с целью введения в заблуждение людей преклонного возраста. То есть подобные вещи эмоционально и морально абсолютно сопоставимы с грабежом престарелых людей. Это подло».
Вывод эксперта: с этой методичкой даже неопытный продавец сможет навязать товар или услугу доверчивому клиенту. Как ищут доверчивых? У Александра нет прямых доказательств, но сложилось ощущение, что кто-то помогает компании обращаться к пенсионерам, при этом более или менее обеспеченным. По крайней мере, за два дня его практики-расследования никто не ходил по всему подъезду. Адреса раздавались точечные.
Редакция Business FM через соцсети обратилась к тем, кто, возможно, пострадал от действий сотрудников «БелПремСервиса». Судя по шквалу откликов, схема действительно работает. Выдать в эфир истории всех пострадавших мы просто не можем, к тому же все они очень похожи. Вот что рассказала дочь пострадавшей пенсионерки по имени Светлана:
«Пришли мастера. Два дня они были у нее. В первый осмотрели. Взяли с нее 4 тысячи аванса — есть квитанция на эту сумму — и пришли на следующий день. Окончательную сумму ремонта они не называли до тех пор, пока не собрались уходить, когда уже надо было подписывать все документы, и, конечно, она была в шоке, когда они озвучили, что с нее 77 тысяч. Поскольку она была одна в квартире, естественно, никак не было возможности справиться с двумя молодыми людьми, в итоге она эту сумму просто отдала».
За 77 тысяч пенсионерке поменяли ручки на окнах и что-то сделали с уплотнителем. А вот история Татьяны:
«Давайте мы вам ручки поменяем». Я говорю: «Ну, не знаю, вот эту можно поменять». Он стал проверять. «Смотрите, у вас и тут, и тут тоже опор нет, и тут. Нужно вообще ухаживать». Говорю: «А сколько это все стоит?» В ответ: «А вы пенсионерка?» Я говорю: «Да». «Тогда вам будет пенсионная скидка», — а о цене пока ничего не говорит. Потом: «Ну, давайте, меняем?» Я говорю: «Давайте, а сколько стоит-то?» О цене ничего не говорит: «У нас все по договору, все по акту, вы не беспокойтесь за это». И начинает писать. Когда я уже заглядываю в договор, вижу, что все это на 10 500 рублей. На вопрос, почем так дорого, сказал: «У нас все качественное, смотрите, ручки у нас немецкие». Одна ручка стоит 1900 рублей. Не знаю, почему я повелась, понятия не имею. Я подписываю этот договор...»
Специалист по диагностике ушел. Мастер появился уже через 15 минут. Пока менял ручки, сказал, что нужно еще что-то сделать с вентиляцией, и, не дав даже отреагировать, сделал, выставив в итоге дополнительный счет еще на 15 тысяч рублей.
Подобных историй много. Что важно, пострадавшим непросто будет доказать факт мошенничества, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда:
Александр Забейда
управляющий партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры»«Здесь можно сравнить отчасти такую работу с работой автосервиса. То есть, если в незнакомый автосервис поставить машину, вполне вероятно, что ремонтные работы могут быть произведены и в отношении вполне исправного оборудования. В таком случае мошенничество доказать будет довольно сложно».
Не с первой попытки, но все же радиостанции удалось связаться с официальным представителем компании «БелПремСервис». Собеседник представился как Автандил, свою фамилию называть отказался. Суть комментария: компания работает честно и законов не нарушает, если у клиентов возникают какие-то проблемы, они могут обращаться напрямую к Автандилу. Редакция ни на что не намекает, но вот какой фрагмент комментария хочется опубликовать в первую очередь:
«Да, некоторые клиенты мне говорили при нашей встрече о том, что они уже обращались в органы. Так как мы с ними урегулировали все на месте, мы подписывали соглашение, составляли ответ на претензию. Если со стороны органов будет запрос, то я предложу копию и укажу о том, что с данным человеком его вопрос был урегулирован».
В сети невозможно найти сайт компании. На запрос «БелПремСервис» поисковики выдают либо ссылки на базы данных юрлиц, либо приводят на сайты с негативными отзывами как от пострадавших клиентов, так и от тех, кто пытался устроиться туда на работу, но быстро понял, чем именно занимается компания.
Напоследок хочется процитировать еще один пункт методички, которую раздают сотрудникам «БелПремСервиса»: «Если клиент не хочет подписывать договор, просто потому что сейчас слишком поздно, ему нужно ответить: «Вы, конечно, можете завтра приехать в офис, нет проблем, только завтра не будет скидки. Скажите, сэкономить — это умно или глупо? Если для вас это не деньги, дайте их мне, я найду куда потратить». В этой части компания свое обещание явно выполняет.