Как спасти деньги и нервы: обзор новых трендов в работе налоговой

Знание главных направлений развития налогового контроля позволяет компаниям правильно расставить акценты, спасти нервы, деньги и многие часы дополнительной работы. Вот семь «зарубок», которые стоит сделать каждому предпринимателю

Ключевые тренды налогового контроля 2019

Вступление во взаимоотношения с контролирующими органами для бизнеса всегда стресс. Стресс, который бьет по финансовым показателям, бизнес-процессам, наконец, по сотрудникам, которые с проверяющими лицами взаимодействуют.

Замечу, что источники стресса давно уже зависят не от культуры общения сотрудников налоговых органов, а от основных черт изменения налогового контроля, диктуемых налоговой системой.

Незнание этих трендов ведет к большой доли непредсказуемости во взаимоотношениях с налоговыми органами — совпадет ли представление компании и ее бухгалтерского и налогового отдела с представлениями налоговых инспекторов о процессе взаимодействия и ее потенциальном налоговом результате или нет.

Отталкиваясь от практики последних лет, можно выделить следующие тренды, наблюдаемые сегодня в налоговом контроле.

Централизация

В последние годы система налоговых органов нашей страны прошла большой путь — если сначала она по своим подходам к налоговому контролю зависела от конкретного налогового инспектора, то теперь это строго централизованный механизм. В этом механизме основные области налоговых рисков, методы их выявления, стиль взаимодействия с налогоплательщиками доносятся до инспекторов из центрального аппарата ФНС. Из-за этого широта дискреции (возможностей действовать по своему усмотрению. — «РБК Pro») в подходе рядового налогового инспектора сильно снизилась, а налоговая проверка обеднела неординарными действиями.

Диджитализация

Повышение эффективности налогового контроля в России в последние годы во многом связано с активным вовлечением информационных технологий в деятельность налоговых органов. Название «АСК-НДС 2» (вторая автоматизированная система контроля за возмещением НДС) уже давно стало нарицательным, а налогоплательщики знают, что любые цепочки поставки товаров в России, а вслед за ними и работ и услуг отслеживаются Большим Братом с педантичной точностью и бьют тревогу, как только видят «налоговые разрывы». Технология больших данных позволила налоговым органам после долгих лет сумрачных споров ясно увидеть российский бизнес через призму налогообложения со всеми его достоинствами, а особенно недостатками, стремительно спрятанными от российской казны. Наряду с этим информационные технологии позволяют быстро обрабатывать большие объемы информации, в результате чего руки налоговых инспекторов начали доходить до тех операций и налогоплательщиков, на которых ранее просто не хватало временных и трудовых ресурсов.

Стандартизация

Соседствуя с централизованным механизмом принятия решений и применением ИТ, основным способом налоговых проверок бизнеса в России в 2019 году стала стандартизация. Принимая во внимание актуальные спорные вопросы налогообложения, отраслевую специфику и документальное оформление, налоговые органы тем не менее руководствуются достаточно стандартной матрицей налоговых рисков, стараясь примерить ее к каждому бизнесу и найти «углы», выпирающие из-под трафарета и нуждающиеся в купировании в пользу бюджета. Умение доказать свою налоговую индивидуальность ценится в настоящие времена выше золота.

Трансформация

За счет диджитализации и стандартизации налоговой сферы внимание «всевидящего ока» налогового контроля смогло переключиться с этапа непосредственного анализа налоговых рисков компании в ходе налоговой проверки и налогового спора на этап сбора данных о бизнесе. Отсюда важность вносимых сотрудниками бухгалтерии показателей в налоговую и бухгалтерскую отчетность повысилась, поскольку именно такая отчетность выступает той верхней одеждой налогоплательщика, по которой его проще найти в уличной толпе. Внимание к этой области деятельности компании и развитие собственного института анализа и мониторинга налоговых рисков осуществляемой предпринимательской деятельности — следующий шаг совершенствования налоговой и бухгалтерской функции российских компаний.

Провокация

Основным приемом ведения налоговой проверки и налоговых споров сегодня выступает провокация. Налоговый инспектор после сбора информации и документов у налогоплательщика высказывает ряд опасений, которые налогоплательщик вынужден опровергать. И если еще несколько лет назад рассуждения по поводу презумпции невиновности налогоплательщика и бремени доказывания в налоговых спорах были актуальны, то сегодня это потеряло всякий смысл. В 2019 году нежелание или неумение бизнеса играть активную роль в налоговой проверке и налоговом споре ведет к финансовым потерям, последствия которых приходится восполнять в еще более активной работе на рынке, высокая конкуренция на котором и так не дает сделать паузу.

Монополизация

Как это характерно для многих централизованных структур, налоговый мир современной России все больше обособляется и развивается внутри своей собственной экосистемы, основным владельцем которой выступают налоговые органы. В первую очередь это проявляется в характере разрешения спорных вопросов налогообложения, главным судьей в которых зачастую выступает центральный аппарат ФНС России. От этого финальная точка в разрешении налоговых споров с уровня судебной системы сдвинулась на досудебный уровень вышестоящих налоговых органов. Во многом это повысило эффективность разрешения налоговых споров и ускорило сроки их рассмотрения, а также уменьшило количество совершенно необъяснимых налоговых претензий в ходе проверок. Но в то же время это снизило количество случаев полного опровержения налогоплательщиками подходов налоговых органов, а также уменьшило вероятность победы налогоплательщиков в судебных спорах, если эти споры не связаны с очевидными ошибками в фактах или с какой-либо новой правовой позицией, ранее не оцененной специалистами ФНС России.

Антиоптимизация

Основным акцентом налогового контроля сегодня стала борьба с налоговой оптимизацией, или, как ее еще называют, злоупотреблением налогоплательщиками своими налоговыми правами. По мнению налоговых инспекторов, российский бизнес стремится экономить на налогах при планировании внутрироссийских и международных сделок и структурировании групп компаний, а также время от времени работает с малопроверенными контрагентами, чистота отношений которых с бюджетом и государством в целом оставляет желать лучшего. Оба источника недоплаты налогов вызывают активное противодействие со стороны налоговых органов, особенно после обновления законодательного регулирования данного вопроса в конце 2017 года. Налоговые риски в данной области, безусловно, уникальны для каждого налогоплательщика, однако не отметить общее действенное подозрение налоговых органов в этом вопросе нельзя.

Об авторах

Андрей Грачев
Руководитель налоговой практики Eversheds Sutherland

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

https://pro.rbc.ru/news/5c582bc79a79470 … m=newsfeed