Сам себе каршеринг — «определенно восходящий тренд»
Текст: Андрей Ромашков
Все больше компаний предлагают не только арендовать чужие машины, но и сдавать в краткосрочную аренду свои
Фото: depositphotos.com
Издержки на ежедневное использование каршеринга в Москве и в других крупных городах мира приближаются к амортизации стоимости автомобиля средней ценовой категории за 10 лет службы. Для людей, размышляющих о покупке новой машины, это повод лишний раз подумать, так ли она им необходима. Но что делать тем, кто уже потратился на личное авто? Раньше говорили, «для этого есть приложение» — теперь для всего есть платформа.
«Вы когда-нибудь замечали где-то чужой водный мотоцикл и думали: «Эх, вот бы и у меня такой был. Было бы куда веселее... Или, например, квадроцикл. Или дорогая тачка. Мотоцикл. Пикап. Все они в гараж не поместятся. Да и не надо! Представляем JustShareIt. Офигенно крутой сервис, позволяющий арендовать тачки своих соседей».
Это была реклама американской платформы JustShareIt, которая позволяет любому автовладельцу повесить на свое транспортное средство виртуальный ценник и сдавать его в аренду — на неделю, на сутки, хоть на несколько часов. С установкой дополнительного оборудования можно даже не передавать ключи, все делается дистанционно. Не то что бы peer-to-peer каршеринг — это новая революционная идея, на которую сейчас все набросятся. Но летом в сегмент вышел первый крупный игрок — рассказывает в эфире CBS старший обозреватель Fortune Ли Галахер.
Ли Галахер
старший обозреватель Fortune«В этой области уже есть стартапы, но приход General Motors — большое событие для этого сегмента рынка. Транспортная сфера сейчас переживает эпоху Дикого Запада — на рынке происходит большой передел между таксомоторными сервисами, арендой авто, каршерингом, в ближайшее время и самоуправляемым транспортом. И GM пытается оседлать перемены, а не бороться с ними».
General Motors предложил владельцам машин своих марок в нескольких штатах США сдавать их в частную аренду через приложение компании. Об успехах судить рано, но несколько дней назад стало известно об отставке главы каршерингового подразделения компании — так что, вероятно, там не все безоблачно.
Но есть и успешные примеры peer-to-peer каршеринга — например, сервис Turo, опять же американский. На осень прошлого года в одном только Мэриленде платформой пользовались более 100 тысяч человек — это почти каждый пятидесятый житель штата. Об удобстве Turo американец Дэвид Паркс рассказал NBC.
Дэвид Паркс
житель США«Когда у меня появилась вторая машина, я понял, что первая просто простаивает. И я подумал: а почему бы не помочь людям — ну и заработать немного! И теперь мое авто собирает не пыль, а деньги. Обычно получается заработать от 200 до 900 долларов в месяц. Каршеринг — за ним по-любому будущее».
Платформы для частного каршеринга существуют не только в США — Drivy во Франции, Car and Away в Британии, есть игроки и в России. В большинстве случаев речь идет только о посуточной аренде — например, российский сервис Rent-a-ride позволяет получать за свой автомобиль от полутора тысяч рублей в сутки (если это Solaris) до десятков тысяч рублей (если Mercedes). По Москве и области на сайте компании размещено более тысячи предложений от автоарендодателей, по всей стране чуть менее 2 тысяч — цифры не маленькие, но и не впечатляющие. Можно ли назвать частный каршеринг в России восходящим трендом? Говорит замгендиректора Rent-а-ride Кирилл Пугач.
Кирилл Пугач
замгендиректора Rent-а-ride«Определенно восходящий тренд: за прошлый год выросли в шесть раз, в этом году планируем в десять».
Для большинства автовладельцев сдавать машину в аренду даже на сутки — не вариант, она используется каждый день. А пока вы на работе, машина в любом случае простаивает, ведь если сдавать ее как настоящий каршеринг, кто вернет ее на место к концу рабочего дня? На самом деле есть и такие разработки, говорит Кирилл Пугач. По его словам, уже проводится тестирование, однако это коммерческая тайна.
«Святой Грааль» шеринг-экономики — сделать личное авто полностью публичным и извлекать пользу из каждой минуты его существования. Пока инноваторы не придумали, как это сделать. Но в долгосрочном периоде рынок велел делиться.