Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » СНИМАЕМ РЕЛЬСЫ СЗАДИ И КЛАДЕМ СПЕРЕДИ ... » Раскрученная спираль: о чем говорят инфляционные ожидания населения


Раскрученная спираль: о чем говорят инфляционные ожидания населения

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Раскрученная спираль: о чем говорят инфляционные ожидания населения

Нужны годы низкой инфляции, чтобы люди поверили в надежность экономической системы. Зато для утраты доверия достаточно небольшого намека на будущий рост цен. Это и произошло в конце 2018 года

Инфляционные ожидания населения являются важным индикатором социально-экономического развития страны. Они влияют на потребительское поведение, реализуются в динамике покупок товаров и услуг, формируют социальные настроения, в частности — сказываются на оценках государственной власти, которые дают люди. Десятилетия высоких темпов роста цен на потребительские товары и услуги и низкого уровня жизни большинства населения сделали проблему роста потребительских цен первоочередной заботой большинства людей. Поэтому так важен резкий всплеск инфляционных ожиданий, зафиксированный Левада-центром в конце 2018 года.

Размороженные ожидания

Представления граждан о темпах роста цен формируются на основе личного повседневного опыта, в отличие от многих других оценок социальных показателей, непосредственно не наблюдаемых людьми, — например оценок органов государственной власти, опыт прямых контактов с которой есть далеко не у всех. Поэтому ответы респондентов на вопросы об ожидаемом росте цен являются надежными индикаторами фактического опыта потребителей. Другое дело, что высокая инфляция давно уже стала болезненной темой для большинства населения, поэтому любые признаки ее обострения приводят к гипертрофированным, близким к паническим, инфляционным ожиданиям. Люди склонны излишне обобщать наиболее яркие негативные примеры.

Упрощенно говоря, темпы роста потребительских цен определяются двумя факторами — спросом и предложением, то есть балансом между количеством денег, которое население готово потратить на покупки, и количеством товаров и услуг, которые готовы предложить продавцы. Если у населения становится все меньше денег (как это происходит все последние годы, когда реальные доходы населения сокращаются), то при прочих равных темпы роста цен будут снижаться. Собственно, к этому и привела экономическая политика в последние годы, когда Банк России перешел к инфляционному таргетированию, ограничивая рост денежных доходов. Однако подобное ограничение платежеспособного спроса неизбежно приводит к сокращению предложения, торможению экономики в целом. И в этих условиях возобновление роста доходов населения, как это было перед президентскими выборами 2018 года, когда бюджетники получили дополнительные выплаты, не может не привести к росту потребительских цен, которые долгое время были заморожены отсутствием спроса. Предложение товаров кое-как успело подстроиться под сократившийся ранее спрос и на появление у потребителей «лишних» денег может откликнуться прежде всего ростом цен.

Это и стало происходить уже весной 2018-го. Личный повседневный опыт растущих потребительских цен (например на бензин) подстегнул проинфляционные настроения населения. А затем объявленное решение о повышении НДС с 1 января 2019 года добавило «рациональности» в этот стихийный процесс стремительно растущих инфляционных ожиданий. Теперь уже каждый (включая продавцов) может «объективно обосновать» рост цен.

В итоге к концу 2018-го почти половина опрошенных (44%) уверенно говорили, что в ближайшие месяцы цены будут расти быстрее, чем сейчас. Тем самым были если не аннулированы, то сильно обесценены усилия Банка России по снижению инфляционных ожиданий. В марте 2018-го доля таких ответов была в три с лишним раза ниже — 13%.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/9/97/755490264977979.jpeg

Рост на фоне спада

По наблюдениям Левада-центра, в нынешнем столетии столь высокие ожидания ускоренного роста цен формировались трижды:

— осенью 2010 года поводом для всплеска инфляционных ожиданий стал рост цен на гречневую крупу; были приняты административные меры по регулированию рынка: ограничение экспорта, пресечение попыток необоснованного завышения цен;

— в конце 2014 года двукратная девальвация рубля вновь привела к взрывному росту ожиданий ускорения инфляции, но жесткое ограничение денежных доходов населения, как было описано выше, не оставило шансов для раскручивания инфляции, правда, за счет снижения уровня жизни.

Третий значительный всплеск инфляционных ожиданий мы наблюдаем сейчас. Важное отличие с точки зрения макроэкономики состоит в том, что в двух предыдущих случаях годовые темпы инфляции были примерно в два с половиной раза выше, чем в 2018 году (9% в 2010-м, 11% в 2014-м и около 4% в 2018 году). Но является ли это столь же важным обстоятельством для рядовых потребителей? Действительно ли домашние хозяйства смогут лучше управлять своими семейными бюджетами, планировать будущие расходы и сбережения, если будут массово опасаться ускорения роста цен с уровня в 4%, по сравнению с тем, как было при 10-процентном росте? Тем более что второе важное отличие нынешнего всплеска инфляционных ожиданий состоит в том, что в предыдущих случаях подобные изменения настроений происходили в условиях растущих реальных денежных доходов населения. Сейчас ожидание ускорения роста цен наблюдается на фоне сокращающихся доходов домохозяйств, и это совершенно новый вызов для социально-экономической политики государства.

Нынешний опыт взрывного роста инфляционных ожиданий хорошо демонстрирует хрупкую и непостоянную природу этого социально-экономического индикатора. Инфляционные ожидания населения долго остаются высокими даже в условиях объективно снижающейся инфляции на потребительском рынке, и нужны годы низких темпов роста цен, чтобы люди поверили в надежность такого положения дел. Зато достаточно малого намека, чтобы настроения отреагировали так же сильно, как и при показателях инфляции, на порядок более высоких. Социальный эффект минимум такой же, а на фоне дополнительных негативных факторов (стагнирующих денежных доходов) может быть и хуже.

Январские данные Левада-центра о характере инфляционных ожиданий оказались более спокойными, чем были в конце прошлого года: доля ожидающих дальнейшего ускорения инфляции снизилась до 38%. Но это не слишком большой повод для оптимизма. Реализуется испробованный в 2014 году подход — инфляционные ожидания «усмиряются» сокращением платежеспособного потребительского спроса. Потребительские настроения тоже не улучшаются.

ОБ АВТОРАХ

Марина Красильникова
Руководитель отдела изучения доходов и потребления «Левада-центра»

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

https://www.rbc.ru/opinions/economics/0 … m=center_5

0

2

Здоровая еда и поношенная одежда: как меняется поведение потребителей

В 2018 году россияне стали больше экономить на одежде и развлечениях, зафиксировали аналитики Nielsen. Потребителей беспокоит рост цен на продукты, но они готовы платить больше за полезную еду, сокращая потребление жиров и сахара

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/8/02/755507747195028.jpg
Фото: Buddhika Weerasinghe / Bloomberg

Более половины россиян в 2018 году сокращали свои расходы в целях экономии, следует из презентации Nielsen о динамике рынка товаров повседневного спроса (FMCG), с которой ознакомился РБК.

По данным Nielsen, индекс потребительского доверия в России в четвертом квартале 2018 года составил 65 пунктов, снизившись к аналогичному периоду предыдущего года на четыре пункта. Для сравнения: в Европе этот индекс составляет 84 пункта, а мировой показатель — 107. Индекс складывается из трех показателей:

- оценки потребителями перспектив на рынке труда в ближайшие 12 месяцев,

- уровня финансового благополучия за тот же период,

- готовности тратить деньги в данный момент.

На конец года 76% жителей России считали, что страна находится в рецессии — столько же, сколько и год назад. Однако если в четвертом квартале 2017 года 67% потребителей сказали, что сократили расходы в целях экономии, то в октябре—декабре 2018 года экономили 62% россиян.

Экономят на одежде и развлечениях

Основными статьями экономии были одежда и развлечения. Расходы на них опрошенные Nielsen потребители сокращали еще больше, чем год назад. В четвертом квартале 2018 года траты на одежду и развлечения уменьшили 64% опрошенных. В прошлом году на одежде и развлечениях экономили 59 и 57% респондентов соответственно. Снижение трат видно и по другим категориям потребительских расходов. Больше половины респондентов (55%) покупают более дешевые марки, 40% экономят на еде вне дома и 38% — на обновлении техники. Единственное исключение — короткие отпуска: на них экономили 45% опрошенных — это на 4 п.п. меньше, чем год назад.

Потребители действительно в первую очередь экономят на одежде, поскольку она не является предметом первой необходимости, говорит президент Baon Илья Ярошенко. В Baon также зафиксировали снижение покупательской активности в 2018 году — конкретные цифры Ярошенко не назвал. На фоне продолжающейся экономической нестабильности поведение покупателей кардинально изменилось, указывает он.

Потребители дольше раздумывают над покупкой, возвращаются в магазин несколько раз. «Ретейлерам приходится придумывать различные акции и маркетинговые решения, что влияет на их маржинальность», — констатирует Ярошенко. Снижение продолжилось и в 2019 году: падение трафика, по его словам, наблюдается во многих торговых центрах. В Baon не ожидают улучшения ситуации в ближайшее время, но рассчитывают на положительную динамику продаж весной.

Аналитики Fashion Consulting Group, напротив, не заметили снижения: по их оценкам, объем рынка одежды, обуви и аксессуаров в 2018 году остался на уровне 2017-го и составил 2,36 трлн руб. Покупатели стали не только более экономными, но и более вдумчивыми и рациональными, научились планировать покупки заранее, говорит коммерческий директор Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян. Привычка совершать импульсивные покупки, чтобы побаловать себя, по ее словам, уходит в прошлое. «Даже если покупатель не готов отказаться от самой покупки, он готов приложить значительные усилия на поиск более дешевых альтернатив — ждать распродаж, покупать более простые модели, рассматривать модели от неизвестных брендов и соглашаться на более низкое качество», — добавляет она.

В сфере развлечений россияне экономят, например, на кино. В 2018 году на киносеансы было продано на 6,2% меньше билетов, следует из данных ЕАИС Фонда кино. В прошлом году кинотеатры посетили 200,3 млн зрителей, тогда как годом ранее — 213,5 млн. Совокупный объем кассовых сборов также упал на 6,2% и составил 50,3 млрд руб.

Боятся роста цен, но покупают более здоровую еду

Основной причиной беспокойства в четвертом квартале 2018 года был рост цен на продукты, следует из презентации Nielsen. Год назад приоритеты были другими. Потребителей тревожили в первую очередь вопросы здоровья: тогда об этом говорили 25% респондентов, а растущие цены на продовольствие беспокоили только 22% опрошенных.

Тренд на здоровый образ жизни повлиял на поведение потребителей. Больше половины опрошенных выбирают диету, чтобы предотвратить проблемы со здоровьем, свидетельствуют данные Nielsen. Свои пищевые привычки изменили 84% респондентов. 67% потребляют больше натуральных и свежих продуктов, сократив потребление жиров и сахара (на 53 и 65% соответственно). Состав продуктов волнует 75% потребителей, 76% обеспокоены воздействием искусственных ингредиентов, а 73% готовы больше платить за полезные продукты. Соответственно, 62% опрошенных выбирают ретейлеров с широким ассортиментом здоровой еды.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/2/78/755507756016782.jpg
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Опрошенные РБК ретейлеры отмечают большой интерес покупателей к здоровому питанию. За 2018 год ассортимент продуктов категории ЗОЖ в магазинах Metro вырос более чем на 170% по сравнению с предыдущим годом и в семь раз по сравнению с 2016-м, говорит представитель сети, объясняя это, в частности, потребностями профессиональных клиентов, например ресторанов, которые все чаще вводят в меню более экологичные и здоровые продукты. Покупатели, которые ориентируются на здоровый образ жизни, чаще закупают свежие овощи и продукты с ультракоротким сроком годности, отмечает представитель X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»), и компания старается отвечать на эту потребность. Так, в «Перекрестках» и «Пятерочках» появилась продукция под маркой «Зеленая линия». У покупателей «Ленты» растет спрос на продукцию с пониженным содержанием жиров и углеводов, в том числе сахара и глютена, отмечает ее представитель. В 2018 году «Лента» расширила ассортимент товаров здорового питания и выделила его в отдельные секции в магазинах.

Продажи напитков и корма для кошек растут

За год, оканчивающийся сентябрем 2018-го, продажи продуктов выросли на 5,1% в натуральном и денежном выражениях. Наибольший вклад в продажи внесли напитки, говорится в презентации Nielsen: в натуральном выражении они выросли на 10,5%, рост в денежном выражении еще сильнее — 11,1%. Больше всего — на 33% — в деньгах выросли продажи энергетиков, рост показали категории кваса и холодного чая. Абсолютные цифры в Nielsen не раскрывают.

Заметный прирост продаж безалкогольных газированных напитков, отдельные бренды которых наряду с пивом ассоциируются с футболом и спортом, в Nielsen связывают с ЧМ-2018 и жарким летом. Производители напитков пока окончательно не подвели итоги года, отмечает президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (СПБН) Максим Новиков. Но, по предварительным прогнозам, российский рынок безалкогольных напитков вырастет, что особенно заметно на фоне крайне неудачного для отрасли 2017 года. Тогда из-за аномально холодной погоды продажи большинства категорий заметно снизились, добавляет Новиков.

В натуральном выражении самый активный рост продаж показали товары для животных — на 13,4% в деньгах и на 10,7% в объемах продаж. Это категория сейчас одна из самых динамичных на рынке и входит в топ-3 самых быстрорастущих категорий FMCG, уточнили в Nielsen. Основной вклад в рост оказывает корм для кошек.

Быстрее всего в денежном выражении росли продажи мороженого — на 16,3% (в объемах — на 9,5%). Рост продаж зафиксировала сеть «Лента»: ее представитель объяснил это эффектом низкой базы 2017 года из-за неблагоприятной погоды. По словам вице-президента производителя мороженого «Чистая Линия» Армена Бениаминова, продажи мороженого в 2018 году выросли в рублях на 15%, растут и объемы продаж. Культура потребления мороженого в России развивается вслед за Европой, добавляет он.

За исследуемый Nielsen период падали продажи в натуральном выражении молочных продуктов — на 0,7%. У производителей другие данные: в Союзмолоке отмечают, что по итогам 2018 года потребление осталось на уровне предыдущего года. В денежном выражении был рост на 2,1%. Единственным исключением стали соусы и масло — их продажи снизились на 0,8% в объемах и на 2,5% в деньгах. В Nielsen уточнили, что не располагают более точными данными по этим категориям.

Продажи частных марок падают

Еще один тренд, который зафиксировала Nielsen, — потеря доли рынка и снижение продаж собственных торговых марок (СТМ). Речь идет о торговых марках, владельцами которых являются сами розничные сети: выпускаемая под собственными брендами продукция, как правило, стоит дешевле аналогов. Товары под СТМ выпускают крупнейшие сети: «Красная цена» («Пятерочка»), «Просто» и «Маркет Перекресток» («Перекресток»), «Каждый день» («Ашан»), «Лента» и «365 дней» («Лента»).

В 2018 году продажи СТМ показали отрицательную динамику — снижение произошло впервые за три года, пояснили в Nielsen. Доля СТМ на рынке продовольственных товаров по итогам 2018 составила 4,5% в денежном выражении, годом ранее она была на уровне 5%.

Ретейлеры, впрочем, данные аналитиков не подтверждают. В пресс-службе Metro Cash & Carry заявили, что не видят снижения спроса на продукцию СТМ. У «Ленты» объем продаж СТМ показал двузначный прирост, а доля собственных брендов в продажах по итогам 2018 года составила порядка 13%. В X5 Retail Group видят перспективу дальнейшего роста: по итогам года доля СТМ в выручке составила 12%, и компания намерена наращивать этот показатель, уточнил ее представитель.

Авторы: Елена Сухорукова, Ольга Дубравицкая

https://pro.rbc.ru/news/5c6ed0a29a79475 … =column_25

0


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » СНИМАЕМ РЕЛЬСЫ СЗАДИ И КЛАДЕМ СПЕРЕДИ ... » Раскрученная спираль: о чем говорят инфляционные ожидания населения