Учитель — это звучит гордо? Комментарий Георгия Бовта
Мэр города Саратова Михаил Исаев публично возмутился, узнав из СМИ о случае, произошедшем в школе № 95, где накануне для школьных учителей в 20-градусный мороз был организован субботник по уборке снега. При этом дети в эти два дня не учились из-за сильных морозов
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС
В школу была отправлена проверка, по итогам которой уволена начальник отдела образования администрации Октябрьского района, объявлены выговоры заместителю главы администрации Октябрьского района по социальной сфере и директору школы № 95. В то же время на одном из городских порталов появилось анонимное письмо в поддержку и от имени педагогического коллектива упомянутой школы. В письме говорится, что субботник был исключительно добровольной инициативой учителей, у которых «родилась идея помочь городу и родной школе». Как расценивать эту ситуацию?
Поверить в то, что учителя в едином порыве в мороз отправились собирать снег в мешки, поскольку в ХХI веке более эффективные средства снегоуборки в городе Саратове недоступны, решительно невозможно. Это напоминает советские времена, когда такие же субботники с целью перебирать гниль на овощной базе или убирать картошку по осени в каком-нибудь вечно отстающем колхозе тоже подавались как акции совершенно добровольные. А на самом деле были добровольно-принудительными. Потому как попробуй откажись. Скорее всего, и тут примерно такая же история. Начальство от образования решило проявить инициативу на фоне транспортного коллапса в Саратове из-за длительных снегопадов. Но, как видим, не попало в струю. Бывает.
Я бы еще поверил в добровольный порыв горожан, случись он не по месту работы под присмотром начальства, а по месту жительства, где заставить кого-либо что-либо сделать бесплатно, во имя общественного блага куда труднее. И жители многоквартирного дома, скажем, сами решили бы прибраться там, где живут. Однако о таких добровольческих подвигах в Саратове, как и в других городах нашей страны, что-то как о массовом явлении не слышно. У людей именно с советских времен еще сохраняется стойкая идиосинкразия ко всему, что называется словом «субботник».
Порадовала быстрая, резкая и здоровая реакция более высокого начальства, которое бюрократическим нюхом распознало в этой акции очередное проявление чиновничьей дури. Как сказал мэр города Исаев, «каждый должен заниматься своим делом. Учителя должны давать знания детям, а в свободное время повышать свою квалификацию». Простая вроде мудрость, а не всем доступна. Отозвалась и руководитель саратовской общественной приемной спикера Госдумы Вячеслава Володина Татьяна Ерохина. Политическая карьера Володина пошла именно из этих мест, он по привычке присматривает за регионом. По словам Ерохиной, подобные ситуации наносят ущерб репутации профессии учителя.
Так вот, и я хотел сказать о репутации. Будут ли уважать такого учителя, который выполняет столь идиотские приказы мелкого начальства, его ученики? Не назовут ли они его «прогнувшимся», если не сказать жестче — «опущенным»? Каков будет его авторитет у нынешнего непоротого поколения? Учителя, который боится открыть рот и послушно выполняет все это, не ропща и не ставя под сомнение целесообразность ношения снега в мешках с одного места на другое. Тем более не возмущаясь. Во всяком случае, вслух. Хотя в ГУЛАГ его за это не отправят. И даже не уволят. Скажут собирать снег в мешки — будет собирать. Скажут подтасовывать результаты выборов на избирательном участке при школе — будет подтасовывать. Скажут красить траву к приезду начальства — пойдет и будет красить. А потом на уроках литературы будет рассказывать о человеческой гордости и достоинстве. А на уроках истории — о героях, боровшихся за свои принципы вопреки обстоятельствам и часто с риском для жизни. Все ли родители хотят, чтобы их детей воспитывали столь бесхребетные существа? Из которых ни один ведь не сказал, что не будет собирать снег в мешки, а пойдет заниматься повышением профессиональной квалификации. Никто не вякнул, что это глупость на грани самодурства.
Самое привычное у нас объяснение такого поведения — люди боятся. И именно из страха теперь они же будут уверять всех, что собирали снег в мешки совершенно добровольно и не надо теперь этот снег из избы выносить. Боятся, что уволят, что начальство «возьмет на карандаш» как шибко умного и шибко вольнодумного. У нас же это, как, впрочем, и почти всегда в нашей истории, качество считается не достоинством, а опасным недостатком. Советской власти с ее лагерями, парткомами, месткомами и тоталитаризмом уже давно нет. А рабство в душах осталось. И эти люди воспитывают будущие поколения в своем же духе: не спорь, не высовывайся, слушайся начальства даже в его самодурстве, пригнись. Не смотри им в глаза дерзко, не перечь. Склони голову. Ниже. Еще ниже. Вовсе не нехватка денег главная проблема нашей школы. А нищета духа слишком многих школьных учителей.