Утечка знаний: как новации в библиотеках угрожают издательскому бизнесу
Библиотеки могут получить право предоставлять удаленный доступ к образовательной и научной литературе любого года издания — такая инициатива появилась в «Сколково». Но эксперты считают, что это может навредить издательскому рынку
Фото: Руслан Шамуков / ТАСС
В марте 2019 года в Госдуму планируется внести поправки, определяющие порядок свободного использования образовательных и научных произведений, хранящихся в библиотеках, в электронной форме. Об этом говорится в материалах федерального проекта «Нормативное регулирование» нацпрограммы «Цифровая экономика» (есть у РБК, их подлинность подтвердили два участника профильной рабочей группы).
Суть инициативы
Речь идет о поправках в Гражданский кодекс, разработанных фондом «Сколково», рассказал один из собеседников РБК. В тексте поправок предлагается:
- разрешить библиотекам предоставлять удаленный доступ к электронным копиям книг при условии, что пользователь не сможет скопировать материалы, а также если его целью не будет извлечение прибыли (сейчас читатель может получить доступ к электронной версии книги лишь в помещении библиотеки или архива);
- разрешить читать в электронном виде научные и образовательные материалы любого года издания (сейчас такая возможность распространяется только на произведения, которые не переиздавались на территории России более десяти лет).
«Данный проект не обязанность, а право, то есть библиотеки сами будут решать, хотят ли они предоставлять доступ. Те, кто оцифровывает книги, могут на это пойти», — пояснил РБК Максим Прокш, председатель группы «Интеллектуальная собственность» (работает в рамках группы «Нормативное регулирование»). Он уточнил, что библиотеки не смогут предоставлять доступ к одному и тому же экземпляру электронной копии сразу нескольким пользователям: если в библиотеке хранится один экземпляр, то только один человек может его просматривать единовременно, если 50 экземпляров — то 50 пользователей.
«Речь идет в основном о специальной литературе, так как доступ к знаниям — основная цель законопроекта. Однако иногда художественная литература тоже может иметь образовательный характер, например, для студентов гуманитарных факультетов или школьников, но это относится в основном к классике, которая и так уже имеет статус общественного достояния (предполагает свободный доступ к произведению. — РБК)», — объяснил Прокш. По его словам, законопроект касается именно тех книг, которые защищены авторским правом. «У нас нет цели обрушить издательский рынок, мы ориентируемся исключительно на то, чтобы образовательная и научная литература была доступна для любого жителя страны без необходимости совершать дорогостоящую поездку до библиотеки, где находится нужный экземпляр», — сказал он.
Сейчас проект проходит внутриведомственное согласование, после чего будет представлен на рассмотрение в комиссию вице-премьера Максима Акимова. По плану документ может быть принят в мае этого года.
Перспективы
Но еще до внесения в Госдуму проект раскритиковала Ассоциация защиты авторских прав в интернете (АЗАПИ). Согласно отзыву (направлен в Минкультуры, копия есть в распоряжении РБК), инициатива «Сколково» противопоставляет интересы книжной индустрии интересам крупного бизнеса и государства. В АЗАПИ считают некорректным и опрометчивым подход авторов проекта, который ассоциация в своем отзыве описывает так: «Если книжный бизнес пострадает от таких инициатив, а ряд издательств обанкротится от изменения моделей потребления контента в сторону безвозмездного использования, то таковы реалии современного мира, и бизнес-риски издательской индустрии являются необходимой платой за цифровое развитие нашей страны».
В отзыве ассоциация указывает, что сейчас не существует технологий, которые позволят препятствовать копированию книг, а у библиотек нет программного обеспечения, которое позволит контролировать число пользователей электронных экземпляров. Инициатива будет способствовать развитию пиратских ресурсов, которые смогут формально изменить свое название на «библиотеки» и продолжать свою деятельность на законных основаниях. Принятие проекта повлияет на перспективы развития библиотечной сети — достаточно будет оставить лишь несколько крупных библиотек, например получателей обязательного экземпляра, которые будут предоставлять доступ к необходимому контенту через интернет.
Омбудсмен в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов, напротив, считает инициативу «Сколково» правильной. «В век интернета заставлять людей физически приходить в залы библиотек глупо — есть куча мер технической защиты, позволяющих затруднить снятие копий. Другой вопрос, что невозможно запретить снимать копии экрана, но это нельзя сделать и в зале библиотеки. В целом позиция рабочей группы разумная, но все будет зависеть от технической реализации», — сказал Семенов.
Фото: Руслан Шамуков / ТАСС
Что ждать участникам рынка
Гендиректор магазина электронных книг «ЛитРес» Сергей Анурьев напомнил, что уже существует Национальная электронная библиотека (НЭБ), которая изначально задумывалась как точка доступа к научной и образовательной литературе. «НЭБ сотрудничает с издателями и правообладателями, у них уже есть договоренности с рынком, поэтому более разумным было бы продолжать развиваться именно в этом ключе», — отметил он. Анурьев также считает, что бесплатный доступ к книгам может пагубно сказаться на издательском бизнесе и дальнейшем развитии научной литературы: «Никто не будет бесплатно лицензировать книги, переводить, привлекать рецензентов, у авторов тоже не будет мотивации писать. Знания быстро устаревают, важно, чтобы все участники процесса по созданию и донесению этих знаний до целевой аудитории были мотивированы. Я, конечно, за то, чтобы знания были открытыми, но в современном мире через несколько лет такая политика может привести к коллапсу целого рынка и отсутствию у национальных издательств интереса к участию в процессе кристаллизации и донесения знаний», — указал Анурьев.
В 2017 году объем продаж на рынке книгоиздания составил 75 млрд руб., по оценке издательской группы «Эксмо-АСТ». В 2018 году, по прогнозу, показатель должен был вырасти на 7%. По словам президента «Эксмо-АСТ» Олега Новикова, высокую динамику в сложившейся непростой экономической ситуации обеспечивает рост интернет-продаж и сегмента электронных книг. Он отметил, что легальные продажи электронных книг сейчас составляют около 4% от общего объема рынка книгоиздания, однако у этой категории высокие темпы роста (в 2017 году он вырос на 41%).
По словам гендиректора АЗАПИ Максима Рябыко, издательства ставят цель увеличить выручку от цифрового контента за пять лет в десять раз, до 40 млрд руб. «Повсеместный бесплатный доступ к экземплярам книг вне помещений библиотек приведет к существенной просадке этих показателей. И, как следствие, повлияет на количество издаваемых книг. Достаточно один экземпляр издаваемых книг поместить в библиотеку и открыть через интернет доступ к ее чтению, и продажи обвалятся», — отметил он. По оценке Рябыко, потери могут достичь половины обозначенной суммы.
Попытки модернизировать библиотеки
Реформа московских библиотек началась в 2013 году по инициативе столичного департамента культуры. Специально для этого был создан Московский городской библиотечный центр. В рамках реформы планировалось модернизировать несколько столичных библиотек и превратить их в медиацентры с бесплатным доступом к информационным и образовательным ресурсам и дополнительным сервисам. В мае 2018 года мэр Москвы Сергей Собянин объявил о запуске новой программы «Московские библиоцентры», которая предполагает модернизацию 40–50 библиотек ежегодно. В частности, в рамках реформы планируется, что к 2020 году все библиотеки Москвы будут переведены на единую автоматизированную библиотечную информационную систему. Через нее можно будет быстро записаться в читальный зал, уточнить наличие книг в определенной библиотеке и забронировать их онлайн.
Авторы: Евгения Баленко, Мария Истомина, Александра Посыпкина.