Производители техники отказались от предустановки российских приложений

РАТЭК выступила против инициативы ФАС об обязательной предустановке отечественных приложений на мобильные устройства. По мнению ассоциации, это приведет к замедлению развития рынка, ухудшению качества ПО и подорожанию устройств

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/2/99/755484234796992.jpeg
Игорь Артемьев  (Фото: Михаил Метцель / ТАСС)

Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК, члены — Apple, Samsung, Huawei, Google, Philips и др.) выступила против предложения ФАС об обязательной предустановке российских приложений на устройства, ввозимые на территорию страны. Соответствующее письмо (есть у РБК, подлинность подтвердил представитель РАТЭК) ассоциация направила руководителю ФАС Игорю Артемьеву.

«Концепция необоснованно предлагает введение мер регулирования высокотехнологичного и высококонкурентного рынка мобильных приложений, что негативно скажется на его развитии и не только не создаст условия для развития конкуренции на рынке приложений для пользовательского оборудования (цель, заявленная в указанной выше дорожной карте), но, напротив, замедлит его развитие», — говорится в письме.

Поэтому РАТЭК предлагает отказаться от введения подобной меры регулирования. Члены ассоциации также считают, что принудительное регулирование рынка информационных технологий замедлит его развитие, ухудшит конкурентную среду, снизит качество и надежность как ПО, так и устройств, снизит заинтересованность изготовителей оборудования в предустановке лучших программ. Для бизнеса обязанность устанавливать отечественные программы приведет к росту издержек бизнеса и, как следствие, к подорожанию изделий, особенно низкого ценового сегмента, говорится в письме.

По словам представителя РАТЭК Антона Гуськова, ФАС предложила предустанавливать приложения категорий «поиск», «мессенджер», «карты» и «антивирус», но это открытый список и он может пополниться. «Если концепция будет реализована, это приведет к противоположным декларируемым целям — отставанию в развитии цифровой экономики и технологического рынка, а также к снижению конкуренции», — резюмировал Гуськов.

РБК направил запрос в ФАС.

Из «дорожной карты» по развитию конкуренции в сфере ИT, опубликованной ФАС в сентябре 2018 года, следует, что к апрелю 2019-го Минкомсвязь, ФАС и Роспотребнадзор должны установить требования, какие отечественные приложения должны предустанавливаться в пользовательское оборудование. Этот же документ предполагает, что к апрелю появятся требования, обязывающие производителей пользовательского программного обеспечения сделать возможным полное удаление любых предустановленных приложений, за исключением сервисных. Как рассказывала РБК начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елена Заева в сентябре прошлого года, подготовкой предложений по вопросу предустановки программного обеспечения и его полного удаления займется специальная рабочая группа, которая объединит представителей антимонопольной службы и экспертов рынка.

Как уточнял замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, в этой работе участвуют и зарубежные компании, в частности Google и Samsung. «Задача в том, чтобы излишне не зарегулировать эту сферу, с одной стороны, а с другой — дать возможность выбора потребителю», — отмечал он.

ФАС еще в 2016 году оштрафовала Google за нарушение антимонопольного законодательства на 438 млн руб. Дело было открыто по жалобе компании «Яндекс», которая утверждала, что столкнулась с ограничениями со стороны ряда производителей мобильных устройств (Explay, Fly и др.): они отказывались предустанавливать мобильные приложения российского интернет-холдинга. Как выяснили в «Яндексе», Google, являясь владельцем операционной системы Android, запрещала производителям предустанавливать приложения, которые будут конкурировать с ее собственными. Антимонопольная служба согласилась с доводами и обязала Google изменить договоры с производителями мобильных устройств, в том числе уже заключенные, и убрать оттуда запрет на предустановку приложений конкурентов.

В январе 2019 года агентство Bloomberg сообщило, что пользователи Samsung жалуются на то, что не могут удалить приложение социальной сети Facebook со своих смартфонов.

В первом квартале 2018 года общая выручка мобильных приложений по всему миру составила $2,4 млрд, говорилось в отчете компании AppsFlyer, составленном совместно с Facebook. В выручке учитываются траты пользователей на покупку самого приложения и дополнительный контент, а также доход от рекламы.

Авторы: Александра Посыпкина, Анна Балашова.

https://www.rbc.ru/technology_and_media … ?from=main