Почему увлечь россиян спортом одним только налоговым вычетом не получится
Почему только налогового вычета за расходы на спорт недостаточно, чтобы в ближайшие пять лет довести долю занимающихся спортом россиян до 55%, рассказывает руководитель сети World Gym в РФ, президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева
Фото: Максим Шеметов / ТАСС
В России может появиться новый налоговый вычет — по расходам на фитнес. Соответствующие правки в Налоговый кодекс подготовил Минфин. Инициатива вызвала много дискуссий в профессиональной среде. На самом деле она была ожидаемой. В майских указах президент РФ поставил задачу к 2024 году довести долю россиян, занимающихся спортом, до 55%.
Сейчас, по оценкам экспертов, фитнесом в России занимается 3% населения (около 4,4 млн человек. — «РБК.Pro»), в Москве и Петербурге этот показатель превышает 10%. Однако, например, в Нью-Йорке эта доля, по некоторым оценкам, доходит до 30%.
Чиновники оценивают число занимающихся спортом россиян примерно в 50 млн человек — эта цифра в разы больше экспертной. Однако откуда она взялась? Какие виды спорта учитывают чиновники, насколько регулярно эти 50 миллионов тренируются, четкого понимания нет. Человек, который раз в год выходит во двор поиграть в бадминтон, и клиент фитнес-клуба, который трижды в неделю посещает интенсивные тренировки, — это принципиально разные категории.
Несмотря на то что любые инициативы властей по вовлечению россиян в спорт и фитнес можно оценить только положительно, делать большую ставку на новый налоговый вычет, безусловно, не стоит. Миллионы человек в спорт эта мера не приведет, но в какой-то мере простимулирует их интерес к занятиям.
К примеру, я сомневаюсь, что налоговый вычет по расходам на обучение простимулировал кого-то получить дополнительное образование.
Как заманить россиян в фитнес-залы
- Продвигать ЗОЖ
Для того чтобы как можно больше людей приходили в фитнес-залы, важно заниматься популяризацией здорового образа жизни (ЗОЖ). В этом направлении уже многое делается, но есть куда развиваться. И развитие зависит не только от органов власти, но и от представителей фитнес-индустрии.
Когда речь идет о спорте, надо разделять россиян на взрослых и детей/подростков. Дети и подростки в будущем могут стать активными и здоровыми взрослыми либо вместо спорта лежать на диване. Большую роль в том, чтобы приучить детей и подростков к спорту, могут сыграть государственные физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОК) и спортивные школы. В последние годы во многих городах построены достаточно современные спортшколы, где дети и подростки могут заниматься бесплатно. Однако государственное финансирование в этих случаях чаще всего ограничивается зарплатой тренеров.
Платить за клубную форму и проезд ребенка/подростка до места соревнований приходится родителям. Для многих это неподъемные суммы. Маловероятно, что налоговый вычет удастся распространить на эти затраты.
- Предлагать специальные программы для детей и подростков
Важна активная позиция представителей фитнес-индустрии. Сейчас в фитнес-клубах все чаще действуют специальные программы, ориентированные на детей и подростков разного возраста, учитывающие их физиологию и интересы.
- Развивать семейный фитнес
В случае со взрослыми фитнес-индустрия конкурирует с диваном, пивом и фастфудом. То, одержит ли она верх, тоже во многом зависит от представителей индустрии. Сегодня фитнес во всем мире перестают воспринимать как занятия бодибилдингом для избранных и начинают расценивать как увлекательный досуг для всей семьи. Однако пока мало кто из представителей индустрии делает на этом акцент.
Если представители индустрии сами изменят подход, это может привлечь в спорт и фитнес новые группы клиентов.
- Ориентироваться на разные потребности клиентов
Важно также, чтобы фитнес-клубы сдвигали акценты, стремились удовлетворить самые разные потребности семей. Приведу пример с детскими комнатами или детскими клубами.
В фитнес-центрах должны быть детские комнаты, где за детьми не только присмотрят, но и предложат различные программы их развития.
Однако сегодня детские комнаты есть далеко не в каждом фитнес-клубе даже в Москве. А где-то стоимость детской карты не входит в стоимость абонемента. Родителям приходится платить за нахождение ребенка в детской комнате по почасовому тарифу. Это ограничивающий фактор для привлечения детей к здоровому образу жизни.
Как еще один пример можно привести фитнес для представителей старшего поколения. Во всем мире растет популярность реабилитационного фитнеса, программ для людей так называемого серебряного возраста. Это та целевая аудитория, которую в России в фитнес-клубах пока можно увидеть редко. При этом представители индустрии редко обращаются к таким клиентам в рекламе.
- Изменить подход к рекламе
Вспомните, как выглядит стандартная реклама фитнес-клуба. Она изображает молодых накачанных ребят с радостными лицами. Они либо держат гантели, либо сидят на тренажерах.
Давайте будем честными: мало кто из посетителей фитнес-клубов даже при регулярных тренировках выглядит так, как эти ребята. Подобная реклама отсекает многих потенциальных клиентов — тех, кто стесняется прийти в фитнес-клуб, и тех, кто не ставит приоритетной целью идеальное тело.
Итак, налоговый вычет за расходы на спорт может подтолкнуть человека, если он уже задумывается об изменении образа жизни и держит в голове мысль заняться спортом или фитнесом. Особенно в тех регионах, где стоимость клубной карты выше, чем в Москве, и может быть больше 40 тыс. руб. в год. Даже с учетом того, что вычет, скорее всего, не превысит 13%, это уже приличная экономия, особенно если мы говорим о семье, где абонементы покупаются для 3–4 человек.
Важные вопросы при введении налогового вычета
— Какие услуги власти отнесут к физкультурно-оздоровительным?
— Будет ли распространяться вычет на занятия в небольших студиях танцев, йоги, пилатеса?
— Можно ли будет вернуть денежные средства за персональный тренинг, массаж и прочие услуги?
В любом случае только налогового вычета для стимулирования россиян к занятиям спортом и фитнесом мало. Это должен быть комплекс решений.
На многочисленных совещаниях с чиновниками мы предлагали, в частности, ввести налоговые преференции для работодателей, которые поощряют сотрудников заниматься фитнесом. Например, предоставлять налоговые льготы тем, кто покупает своим работникам абонементы в фитнес-клубы. Это может стать более действенной мерой, чем налоговый вычет.
- Во-первых, такая льгота интересна работодателям, так как они заинтересованы в более активных, здоровых, а значит, и более работоспособных сотрудниках.
- Во-вторых, мера может оказаться более эффективной в плане стимулирования самих сотрудников. Когда тебе предоставляют абонемент в фитнес-клуб, намного больше шансов, что ты начнешь туда ходить. Особенно если большинство твоих коллег уже занимаются.
В любом случае радостно, что государство обратило внимание на фитнес-индустрию, слышит представителей отрасли и готово к диалогу и проработке предлагаемых идей. Сложно переоценить социальную значимость спорта и фитнеса. Любые меры поддержки — это реальный вклад в здоровье и возможность активной и полноценной жизни наших сограждан.
Об авторах
Ольга Киселева
руководитель сети World Gym в России, президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
https://pro.rbc.ru/news/5c519d639a7947e … m=newsfeed