Силовая структура с экономическими амбициями. Комментарий Георгия Бовта
Нефтяники пожаловались в Совбез на Росгвардию за то, что она, по их мнению, пытается взять под контроль рынок охранных предприятий. При этом объекты ТЭК — наиболее прибыльный сегмент. Есть ли основания для жалобы и почему обращение не подписал Сечин?
Георгий Бовт. Фото: Александр Щербак/ТАСС
Руководители крупнейших российских нефтяных компаний пожаловались в Совет безопасности на Росгвардию. По их мнению, она пытается взять под контроль рынок охранных предприятий и лишить компании возможности выбирать охрану самостоятельно.
Как указано в заявлении руководителей «Лукойла», «Газпром нефти», СИБУРа и «Татнефти» на имя главы Совбеза Николая Патрушева, число предписаний Росгвардии в адрес частных охранных предприятий, защищающих топливные объекты, продолжает расти. В свою очередь представитель Росгвардии Валерий Грибакин отверг данные обвинения и опроверг рост числа предписаний со стороны Росгвардии.
Однако он признал, что услуги Росгвардии стоят дороже «за счет лучшей подготовки, оснащения и высокого профессионализма». С момента создания в 2016 году Росгвардия получила прежние полномочия МВД по контролю над частной охранной деятельностью. Ведомство занимается вопросами лицензирования, следит за подготовкой охранников и оценивает их профпригодность, а также контролирует вооружение ЧОПов. Что стоит за этим спором?
Обращает на себя внимание, что глава крупнейшей нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин не значится среди подписантов обращения к главе Совбеза Николаю Патрушеву. Очевидно, либо у него есть индивидуальные возможности решать возникающие проблемы с главой Росгвардии Виктором Золотовым, либо он просто не счел нужным солидаризироваться с главами других нефтяных компаний.
Так или иначе, но речь идет о масштабном рынке охранных услуг, который Росгвардия хочет контролировать. Чем более полно, тем лучше. Косвенно этим намерениям подыграло правительство, когда в прошлом году заявило, что охранные организации, работающие на опасных производственных объектах ТЭК, могут лишить лицензии.
Устранить соответствующие проблемы было поручено, разумеется, Росгвардии, которая для начала затеяла проверку почти трех тысяч объектов ТЭК. Однако правила так и не согласовали, чтобы свести их в единый закон. Слишком много, видимо, интересантов и слишком велик кусок данного пирога.
Рынок охранных услуг в нашей стране огромен. В настоящее время у нас зарегистрировано около 32 тысяч компаний, занимающихся частной охранной деятельностью, примерно треть из них работает в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. В охранных службах России трудятся почти 2,5 миллиона человек.
Лицензирует все эти структуры именно Росгвардия. Она же курирует процесс профессиональной подготовки, выдачу разрешений на разные виды оружия и спецсредств. Стоимость курса подготовки начинается от 10 тысяч рублей, продолжительность — от 98 до 266 учебных часов. Совокупный рынок охранных услуг в России оценивается примерно в 250 млрд рублей в год.
При этом самым прибыльным сегментом является охрана промышленных объектов, которая может приносить до 15% годовых доходов. Разумеется, объекты ТЭК — среди наиболее привлекательных с точки зрения таких заработков. Так что интерес Росгвардии к этой сфере вполне объясним.
Это обстоятельство также лишний раз характеризует эту структуру не просто как силовую, а как силовую и притом активно хозяйствующую структуру с широкими интересами и большими финансово-экономическими амбициями. Впрочем, сочетание силовых и хозяйствующих функций и активное вовлечение в рыночную экономику вообще характерно для всех российских силовых структур. Как формальное вовлечение, так и неформальное.
Порой это всплывает в весьма странных формах. Так, например, недавно было открыто уголовное дело в отношении замкомандира спецназа «Авангард» Росгвардии полковника Олега Кондратьева, которого подозревают в том, что он приказал принять гнилой картофель от компании «Мясокомбинат «Дружба народов» для дислоцированной в Грозном 46-й отдельной бригады оперативного назначения войск Росгвардии.
Любопытно, что ранее на тему нарушений при поставках продовольствия для Росгвардии высказывался оппозиционер Алексей Навальный. После чего оскорбившийся на это глава Росгвардии Виктор Золотов вызвал Навального на своеобразную «дуэль» на ринге или татами. Впрочем, позже он предпочел подать иск в суд, но составить его правильно юристы пока не смогли, и он не был принят к производству.
Интересно, вызовет ли теперь на дуэль Золотов глав крупнейших нефтяных компаний? Правда, среди подписантов обращения в Совбез, напомним, не было главного «тяжеловеса» Игоря Сечина. Отсутствие которого также не позволяет однозначно предсказать, чем и в чью пользу кончится спор нефтяников и гвардейцев.