Кредиты из мобильника: зачем Сбербанк выходит на рынок краудлендинга
Крупнейший российский банк выходит на рынок краудлендинга — коллективного кредитования компаний физлицами. В силу масштабов основного бизнеса Сбербанк может претендовать на лидерство и в этом сегменте. Зачем новый проект банку и его клиентам, выяснял РБК
Герман Греф (Фото: Владислав Шатило / РБК)
Сбербанк собирается в первом квартале 2019 года запустить платформу краудлендинга — онлайн-кредитования компаний физическими лицами, заявил в ходе Гайдаровского форума первый зампред Александр Ведяхин.
«Это платформы, через которые физлицо может дать заем юрлицу. Обычно это крайне сложно, потому что нужен какой-то посредник, нужна площадка, куда физлицо может прийти, найти интересующееся юрлицо, дать денег. Доходность выше, но и, соответственно, риски выше, очевидно», — пояснил Ведяхин суть проекта.
Сбербанк предложит физлицам кредитовать компании посредством так называемых p2b-переводов через мобильное приложение «Сбербанк Онлайн», которое сейчас насчитывает, по данным банка, 42 млн активных пользователей (не менее раза заходивших в приложение за 30 дней).
Банк будет предлагать потенциальным кредиторам оценку рисков юрлиц. «В большинстве случаев Сбербанк будет соинвестором в это юрлицо. Таким образом, человек, обычный клиент, будет понимать меру риска, которую он может принимать», — рассказал Александр Ведяхин.
Другие детали проекта в Сбербанке не раскрывают.
Рынок краудлендинга в России
Краудлендинг, или p2b-переводы (выдача займов юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю физическим лицом), — один из частных случаев краудфандинга (от англ. crowdfunding — коллективное финансирование). Объем российского рынка краудлендинга за девять месяцев 2018 года составил 6,5 млрд руб., сообщили РБК в пресс-службе ЦБ. Это почти 60% от всего рынка краудфандинга, объем которого достиг за три квартала прошлого года 11,1 млрд руб. (против 7,6 млрд руб. за аналогичный период прошлого года).
Объем рынка может быть и больше, так как ЦБ обрабатывает только отчетность, которую краудфандинговые площадки сдают на добровольной основе. Сравнение с предыдущим периодом также может быть нерелевантным из-за появления крупных игроков, которые начали предоставлять свои данные, например, в 2018 году, а до этого не предоставляли.
Почему краудлендингом интересуются граждане
Доходность вложений на краудлендинговых платформах, как правило, хорошая — в частности, доходность зарубежных платформ измеряется в диапазоне 10–20% в долларах США. Неудивительно, что с 2013 по 2016 год сумма кредитов, выданных краудлендинговыми компаниями, выросла в мире в 22,8 раза, говорит старший менеджер департамента управления рисками Deloitte Сергей Гришунин. У клиентов есть возможность получить доход намного выше рыночного, хотя и с более высокими рисками, отмечает он.
Обычно в краудлендинге, говорит партнер EY Томас Мартин, есть два типа кредиторов:
- одни верят в то, что определенный проект, в который они вложились, выстрелит, и на финансовую отдачу они не смотрят;
-вторых интересует лишь возвратность вложений, и они тщательно отбирают проекты.
Платформа Сбербанка будет импонировать клиентам, поскольку кредитоспособность банка очень высока, а значит, вероятность дефолта самой платформы очень низка (меньше 1%), полагает Гришунин.
Одно из препятствий, с которым может столкнуться физическое лицо, желающее вкладываться в краудлендинг: лимит для частных вложений в проекты через краудфандинговые платформы. На рассмотрении Госдумы сейчас находится законопроект, который предлагает установить потолок в 600 тыс. руб. в год для инвесторов, не имеющих статуса квалифицированных.
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Кому выгодно занимать через краудлендинг
Через краудлендинг кредитуются мелкие компании или компании, которые только создаются, говорит Томас Мартин. «В основном это два направления проектов: искусство (кино, музыка, театр) и технологии», — уточняет он. Часто таких заемщиков банки не хотят кредитовать напрямую, так как проекты в области искусства или технологий сложно оценить с точки зрения дальнейшей прибыльности, поясняет Мартин. Компании, кредитуемые через краудлендинговые платформы, обычно осуществляют возвратность средств либо деньгами и акциями, либо же собственным продуктом.
Для заемщиков, не имеющих официального дохода, самозанятых, малых предпринимателей с недлинной историей получение кредита через краудлендинг — более простой способ, чем обращение в банк, говорит Сергей Гришунин, добавляя, что заемщик должен понимать, что процентная ставка по таким займам будет намного выше.
Существенного сокращения кредитования малого и среднего бизнеса самим Сбербанком ожидать не стоит, поскольку краудлендинг пока не сильно распространен в России и регулирование этого рынка находится в зачаточном состоянии, считает ведущий аналитик по банковским рейтингам «Эксперт РА» Екатерина Михлина. «Думаю, это стоит рассматривать как своего рода эксперимент и поиски новых инструментов альтернативного финансирования МСБ», — отмечает эксперт.
Зачем новый проект Сбербанку
Краудлендинг с учетом незначительных сумм инвестиций — нишевый продукт, говорит Томас Мартин. Поэтому для банков, где наметился сейчас тренд на создание маркетплейсов и экосистем, запускать подобные продукты логично. Это объясняется скорее не финансовой выгодой, а имиджевой, считает эксперт: «Для банков использование такой модели кредитования — это дополнительный комиссионный доход, а также возможность привлечения новых клиентов».
Для Сбербанка краудлендинговый проект — это, во-первых, возможность выхода в сегмент с высокой доходностью в ситуации, когда доходность традиционного банкинга значительно снизилась, отмечает Сергей Гришунин. Во-вторых, это возможность избежать ограничений ЦБ при выдаче кредитов определенным группам заемщиков. Сейчас, если банк будет выдавать кредиты заемщикам с высоким уровнем долговой нагрузки, к ним будут применяться повышенные коэффициенты, а это будет давить на капитал.
Чаще банки перекидывают не подходящих под их критерии заемщиков в МФО (микрофинансовые организации) при них, указывает глава p2b-платформы Penenza.ru Дмитрий Пангин. Возможно, Сбербанк решил выбрать для этого другую модель, открыв краудлендинговую платформу.
Создать успешно работающую краудлендинговую платформу не так просто, говорит Гришунин. Для этого необходимо:
- разработать собственную систему присвоения рейтингов заемщикам на платформе и порядок их присвоения;
- убедить клиентов в преимуществе подобного рода операций, но при этом избежать маргинализации, когда на платформе будут кредитоваться лица с низкой кредитоспособностью;
- способствовать повышению финансовой грамотности граждан и понимания ими рисков данного бизнеса.
С кем Сбербанк будет конкурировать
Игроков на рынке краудлендинга в России пока не очень много, а официальный объем рынка — около $100 млн (6,2 млрд руб.). Платформу под названием «Поток» для кредитования малого бизнеса в 2015 году запустил Альфа-банк. Объем этого вида бизнеса банк не разглашает. Еще один крупный игрок на рынке краудлендинга — краудинвестинговая площадка StartTrack, созданная Фондом развития интернет-инициатив. Ее оборот в 2017 году превысил 800 млн руб. Довольно большой оборот инвестиций в 2018 году продемонстрировала и площадка Penenza.ru: физлица выдали займов компаниям в 2018 году на 1,3 млрд руб.
Поскольку в России краудлендинговые платформы пока не очень развиты, Сбербанк может создать и поддерживать длительное время практически квазимонополию на этот вид бизнеса, говорит Гришунин.
Сбербанк вполне может занять лидирующие позиции на рынке краудлендинга с учетом его обширной базы клиентов, как физических лиц — потенциальных кредиторов, так и юридических — потенциальных заемщиков, отмечает и руководитель блокчейн-интегратора Sputnik DLT Артем Толкачев. Немаловажно, что у Сбербанка есть и множество информации о потенциальных заемщиках, что позволяет увеличивать точность скоринга (оценки). Запуск собственной краудлендинговой платформы выглядит вполне логичным, потому что у банка уже есть все необходимые составляющие, резюмирует Толкачев.
Однако краудлендинговый бизнес принципиально отличается от банковского и в процессах, и в регулировании, и в подходе к оценке рисков, предупреждает Дмитрий Пангин. Если Сбербанк сможет перестроить процессы и найти принципиально иной небанковский подход, то конкурент из него может получиться очень сильный, заключает Пангин.
Автор: Екатерина Литова