Дачникам, желающим строиться, грозят археологические раскопки — за свой счет
Текст: Светлана Чередникова
Речь идет об участках, расположенных на исторически важных территориях. Однако критерии описаны в законодательстве расплывчато, зато цены экспертиз вполне осязаемы: от 30 тысяч рублей до полумиллиона
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Дачнику, желающему строиться, грозят археологические раскопки. За его счет. К этому в последнее время принуждает граждан Градостроительный кодекс. Цена археологической экспертизы варьируется от 30 тысяч до полумиллиона рублей. Если археологи найдут что-то ценное, даже яблоню не посадите. А хотите дом — финансируйте дальнейшие исследования.
Михаил получил участок 15 соток в черте древнего Боровска в наследство. Его мама больше 30 лет сажала там огород. Он решил построить дом — одноэтажный, 8 на 10 метров. Три года ушло на всевозможные согласования и сбор документов. Когда осенью пришел уведомить администрацию Боровска, с него потребовали справку об отсутствии на участке объектов культурного наследия.
При этом кто выдает такие справки и как их получить, чиновники не знают. Мол, требования изменили недавно, и практики такой пока не было. Михаил обратился в Минкульт. Там заявили, что территория историческая, необходима археологическая экспертиза. Надо выкопать на участке шурф. Ищут все, что древнее века.
Право на это есть только у лицензированных специалистов. При этом все они хронически заняты крупными исследованиями: трубопроводы, крупные стройки, автодороги — на дачников физически нет времени. В интернете — объявления от коммерческих контор. Именно они, в большинстве своем не имея лицензии, берутся выполнять 80% заказов на археологические исследования. Попутно они предлагают перевести земли в другое назначение, собрать все нужные документы, согласовать. Вот что в одной из таких организаций сообщили Business FM:
— В принципе, у нас все расценки индивидуальны, в виду того, что на каждую реализацию той или другой задачи уходит разное количество затраченных людьми времени. А дальше, это уже зависит от объема. То есть, если это гектар, то его исследовать — одна трудозатрата. Если это несколько гектаров, то это другие трудозатраты.
— А если это небольшой участок?
— Это нужно анализировать исходную документацию, возможно, той документации, которая сейчас есть, недостаточно. Нужно будет запрашивать еще какую-то документацию в других департаментах и подразделениях. Для того чтобы сказать, сколько это будет стоить, и по срокам, и вообще, нужно ли вам это проводить.
Случай Михаила частники оценили в 250 тысяч рублей. Работы были готовы начать сразу. От ответа на вопрос о гарантиях фирма уклонилась, сославшись на коммерческую тайну. Михаил решил не рисковать и все-таки договорился с госспециалистом из Института археологии.
Тот пошел навстречу в смысле сроков и обещал все сделать за 120 тысяч рублей. Но честно предупредил: если найдет что-то, представляющее ценность для науки, забудьте даже о садовых посадках. Михаил в шоке:
Михаил
владелец участка в Боровске, Московская область«Закон замечательный, который обязывает нас же, граждан, за свой счет провести исследования, которые мне до лампочки. Извините, это дорогое удовольствие. Если у государства есть интерес в этом, они, наверное, должны и проводить эти работы, но не возлагать всю стоимость этих работ на человека. У меня храм рядом находится в 100 метрах. Что может в районе 100 метров к храму быть? Кладбище, все остальное маловероятно. Но кладбище еще разделено дорогой, то есть вероятность, что у меня что-то будет, мала, но она есть. Как мне тогда в данной ситуации действовать, я даже боюсь предположить».
Если найдут что-то ценное, строить можно будет только после окончания раскопок, заявляет гендиректор группы компаний «Гео Девелопмент» Максим Лещев.
Максим Лещев
гендиректор группы компаний «Гео Девелопмент»«Я сталкивался с этим — что-то находили, это было действительно какое-то селище, и оно имеет какое-то историческое значение, но участок этот никак нельзя использовать, вообще никак. Я думаю, что если на моем участке что-то нашли, то мне бы просто, скорее всего, ограничили бы действия с ним. Они бы спокойно что-то искали несколько лет, и только спустя какое-то время решили бы, что они все изучили, можете теперь дальше использовать».
Самое неприятное, что масштаб раскопок прямо пропорционален размеру затрат, сообщил директор Института археологии РАН Николай Макаров. В России — множество неисследованных территорий. Даже в Московской области человек селился, начиная со времен палеолита.
Экспертизу земель требовали и раньше. С крупных коммерческих застройщиков. Рядовые дачники были ни при чем. С 2014 года действие Градостроительного кодекса распространили и на них.
Везунчикам, чьи земли помечены археологами в реестре Минкульта как не представляющие историко-культурной ценности, экспертизу не назначают.
Но если участок в историческом месте, или месте, которое может быть таковым, экспертизы не избежать. Делятся эти территории по весьма размытому принципу. Раскопки оплачивает застройщик. В России населению не помешали бы дотации, говорит Николай Макаров:
Николай Макаров
директор Института археологии РАН«Для тех, кто ведет работы на небольших участках, особенно экспертизы 6-10 соток в институте археологии — 30-35 тысяч. Это мы работаем иногда даже с убытком для института. Но если же предполагается проведение спасательных раскопок, то это, конечно, уже довольно большие суммы. Но это неудобство жизни на исторических территориях. Мы неоднократно предлагали Министерству культуры и областным органам охраны памятников пойти на какие-то шаги, которые облегчили бы хозяйственную деятельность тех людей, которые живут в небольших исторических городах».
Еще одним бюджетным вариантом могла бы стать экспертиза участка археологами из числа местных музейщиков. Однако сегодня археолог — специальность дефицитная. Поэтому очереди на экспертизу растут. Получение бумаг будет затягиваться все больше и больше. Это автоматически означает повышение взяткоемкости процесса.
И если сейчас еще местные администрации искренне говорят, что не знают, куда идти за такой экспертизой, то в скором времени какой-нибудь условный Иван Иванович, отлично справляющийся с этой задачей в соседнем кабинете, обязательно появится.