В России начали оформлять сотрудников как самозанятых
Текст: Надежда Грошева
Бизнес тем самым может снимать с себя ответственность перед работниками и экономить на налогах и соцвзносах. Нахождение сотрудника на рабочем месте оформляют через договор аренды рабочей площади
Фото: depositphotos.com
С января начал действовать закон о самозанятых. Его цель — узаконить деятельность тех, кто работает сам на себя. Закон запрещает применять этот налоговый режим во взаимоотношениях между работодателем и работником.
В профессиональных сообществах активно обсуждают возможность оптимизации бизнес-процессов с помощью нового налогового режима. Он существует всего несколько дней, а уже породил множество споров.
Все дело в пониженной ставке налога: самозанятые платят 4% от дохода, если работают с гражданами, и 6%, если работают с компаниями. С одной стороны, в законе четно прописан запрет: нельзя уволить сотрудника и сделать его самозанятым. В таком случае «гражданско-правовой договор может быть переквалифицирован в трудовой с доначислением налогов и соцвзносов».
«У ФНС достаточно средств контроля для выявления незаконных схем», — говорится в комментарии ФНС к одному восторженному посту жителя Татарстана, который похвастался тем, что перестал платить 13% с зарплаты, оформился как самозанятый и заключил договор аренды рабочего места с работодателем.
Тем не менее для некоторых видов бизнеса не все так однозначно. Например, если компании работают над определенными проектами и нанимают сотрудников под конкретные виды работ. Допустим, бизнес по ремонту квартир, где на разные заказы нанимаются разные бригады. В некоторых компаниях определенные подразделения могут усиливать на сезон. А еще есть салоны красоты, фитнес-клубы, обучающие центры, где традиционно трудятся не сотрудники.
Многие предприниматели сейчас взвешивают, как использовать новый налоговый режим, говорит бывший топ-менеджер, а теперь консультант и эксперт по бизнес-процессам Антон Мартьянов:
Антон Мартьянов
консультант, эксперт по бизнес-процессам«Так или иначе, люди смотрят на вопрос оптимизации налогообложения, особенно компании не очень крупные. Поэтому бурно ставят задачи HR и кадровикам, и вот уже два дня в этом году наблюдаю даже в соцсетях обсуждение таких моментов: что делать, что выгоднее, согласится ли работник, на каких условиях и прочее, прочее. Компания-дистрибьютор: давайте сэкономим на торговых представителях. Руководители рассматривают режим оптимизации. В свое время была волна оптимизации, когда только-только этот налог 6% ИП стал появляться и, соответственно, первая волна была: а давайте всех сделаем ИП — и работникам чуть больше платить, и самим не платить все эти взносы. Такая серая схема. Но потом государство активно это со всех сторон стало пресекать».
Получается, что на практике есть тонкая грань, когда новый налоговый режим может использоваться, а когда — нет, говорит партнер компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин:
Дмитрий Костальгин
партнер компании Taxadvisor«Нужно разделить две вещи. Если, условно говоря, человек арендует некое место и платеж вы осуществляете конкретному, например, парикмахеру, фитнес-тренеру и этот фитнес-тренер или парикмахер потом никоим образом отдельно еще не делится с владельцем арендованного имущества, то, наверное, здесь некая пограничная ситуация, в которой можно существовать. Дальше включаются нюансы. Если, предположим, этот мастер зарабатывает на обслуживании, на стрижках в месяц 100 тысяч рублей, а за аренду берет собственник оборудования, помещения суммарно, предположим, 90 тысяч, хотя если бы она арендовала по рыночной стоимости все это оборудование, она платила бы 20 тысяч, в таких ситуациях, безусловно, будут претензии налоговых органов. В данном случае это стыковка неких гражданских правовых договоров, которые на самом деле направлены на такую ситуацию».
Бизнесу свойственно оптимизировать затраты, и многие будут искать способы применения нового налогового режима. Сложность заключается еще и в том, что если речь идет о микробизнесе, то в массовом порядке затраты на то, чтобы отследить и в случае нарушения взыскать, будут достаточно высоки. Значит, права работников в небольших компаниях могут оказаться в зоне риска.