В какие технологии инвестировать в 2019 году
Инвесторы советуют попрощаться со многими громкими словами последних лет: самокаты, доставка еды и заправки для электромобилей им теперь интереснее, чем криптовалюты, чат-боты и блокчейн
Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости
Главы и эксперты инвестиционных фондов, рассказавшие РБК, какие технологии они считают наиболее перспективными с коммерческой точки зрения, разошлись в оценках таких направлений, как виртуальная и дополненная реальность, блокчейн, SaaS-решения для бизнеса. Зато оказались вполне единодушны в том, что касается транспортных шеринг-сервисов, развития искусственного интеллекта и использования big data в ретейле. В мире перестают быть научной фантастикой частные космические запуски, а в России в следующем году может начаться бум компаний, создающих инфраструктуру для электромобилей. Инвесторы также советуют российским технологическим стартапам сразу ориентироваться на международный рынок — возможности отечественного останутся весьма ограниченными.
Потепление и самокаты
«Скучные, как многие скажут, инвестиции в программное обеспечение сейчас актуальны как никогда. Период роста мировой экономики продолжался особенно долго, и в ближайшее время не исключен спад. На этом фоне должны быть очень интересны компании из сферы ПО, особенно SaaS (программное обеспечение как услуга. — РБК), где клиенты максимально лояльны, отток низок, а маржинальность высока. Посмотрите на сервисную отрасль экономики: там люди пользуются ИТ-системами, которые зачастую плохо интегрированы между собой. Мне очень нравятся программные решения, которые объединяют существующие ИТ-системы, интегрируют их и дают бизнес-аналитику для продаж и маркетинга — именно на основе уже существующих данных, которые были толком не объединены и не проанализированы. Мы уже вложили в несколько проектов, которые занимаются разработкой таких решений, и хотели бы нарастить инвестиции.
Один из больших трендов нашего времени в том, что люди научились платить за подписки. В последнее время все больше компаний создают приложения, которые монетизируются по подписке, в самых разных сферах, например в здравоохранении или сегменте лайфстайл. Мы хотим поддерживать компании, которые через приложение могут сделать премиальный сервис доступным сотням миллионов человек, например предоставить им аналог персонального тренера по фитнесу всего за $10. Приложения, которые помогают снизить стресс, сбросить вес и сохранить здоровье, уже пользуются большой популярностью.
Тренд следующего года — это транспорт и микротранспорт, например шеринг электросамокатов. Множество стартапов уже привлекли средства в 2018 году, и когда в Европе и США начнется потепление, на улицах появится огромное количество самокатов. Уверен, здесь мы еще увидим большие сделки: был же уже слух-спекуляция, что Uber купит одного из игроков этого рынка. Покупка имела бы смысл для их выхода на IPO. Думаю, что в сфере микромобильности будет рождаться много стартапов. Наш фонд будет инвестировать в этот сегмент.
Многие стартапы из России стали думать про глобальный рынок: когда на локальном рынке количество возможностей ограничено, это веская причина выходить в широкий мир. Для российской технологической отрасли это очень актуально».
(Александр Фролов, основатель и управляющий партнер фонда Target Global)
Роботы и «русский Amazon»
«Думаю, о всех хайпах прошлых лет в следующем году надо забыть: не думать о биткоинах, чат-ботах и другом подобном мусоре. В 2019 году одним из главных трендов станет замена рутинной человеческой деятельности роботами. Например, это произойдет в кол-центрах и супермаркетах. Да, некоторые роботы будут довольно простыми, но их качество будет измеряться сокращением издержек, а не технологической продвинутостью. Роботы будут нас тревожить по телефону чаще, чем живые операторы кол-центра, потому что их труд станет дешевле, чем труд человека. Тренд нельзя назвать новым, но инвестировать в эту отрасль по-прежнему стоит, ведь то, что ныне существует, — только 0,5% от того, что можно сделать в машинном обучении.
Есть набор отраслей (потребительские сервисы: такси, доставка еды, покупка билетов), в которые в последние годы активно инвестируют и в России, и в мире. И этот тренд будет сохраняться в 2019 году. Вряд ли взлетит что-то новое, но все проекты, которые уже существуют, будут расти: например, «Ситимобил» появится в большем количестве городов и им станет пользоваться большее количество людей.
Двадцать лет подряд говорят о том, что в России нет своего Amazon — и он, наконец, должен появиться. Претендентов несколько: альянс Mail.ru и AliExpress, проект Сбербанка и «Яндекса» (анонсированный в августе 2018 года интернет-магазин на базе «Яндекс.Маркета», в который планируется вложить 60 млрд руб. — РБК), Ozon, который сейчас активно привлекает деньги на развитие. Кто из них победит в 2019 году? Битва будет интересной.
Еще один пункт — мобильные игры. В этой индустрии сейчас все хорошо, а следующем году будет еще лучше. Появятся два-три суперхита из России, которые покорят мир. И я говорю не только о проектах Mail.Ru Group: в стране много хороших студий, которые делают достойные игры. А вот в развитие SaaS-софта в сфере B2B я не верю: в России слабо развит сегмент МСБ, а значит, недостаточно клиентов. За рубежом американский разработчик Salesforce сделал CRM и продает ее условно за $100 миллиону клиентов. В России таких клиентов мало или просто нет. Зато есть «Газпром», но если ты продаешь ему CRM, то он попросит сделать настолько специализированные вещи, что это уже будет целая проектная линия».
(Александр Горный, директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group)
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости
Мешок подарков для Илона Маска
«Продолжается бурный рост в сфере искусственного интеллекта, причем инструменты уже разработаны, а вот инвестиции идут в область применения этих инструментов. И в России, и в Китае, и в США инвесторы вкладываются в проекты, связанные с продажами, маркетингом, финтехом или оптимизацией промышленного производства, в том числе в управление цепями поставок. Кстати, главной новостью 2018 года стало то, что Китай инвестирует в такие стартапы больше, чем США. В следующем году тенденция сохранится. При этом стартапы из области искусственного интеллекта будут получать больше инвестиций, чем любые другие, еще в течение двух-трех лет.
В следующем году начнется также бум стартапов, связанных с инфраструктурой для электромобилей. Речь идет о зарядных станциях, системах мониторинга и оптимизации управления, новых типах аккумуляторов. Все стартапы, связанные с «умным» городом (начиная от логистики и заканчивая моделированием трафика), будут бурно развиваться. Они будут одними из самых горячих.
В России по-прежнему мало стартапов из сферы здорового образа жизни и ее продления. В этой области появилось много новых научных данных, и в Силиконовой долине в этой сфере развиваются десятки проектов. Но в России эта сфера развивается вяло: есть буквально три стартапа, которые не проявляют большой активности. Современные инструменты позволяют собирать крупные массивы данных о физической активности, питании и т.п. каждого человека, и зарубежные стартапы предлагают массу решений, связанных с обработкой этих данных. Еще одним трендом может быть не просто цифровизация, например клиник, а перевод всех данных в удобную единообразную форму. Получая данные в таком виде, роботы смогут заниматься диагностикой и коррекцией медицинских проблем.
Кроме того, в России, к сожалению, большой дефицит стартапов в космической отрасли. И самих проектов мало, и венчурный бизнес не понимает их ценности. Частная космонавтика лидирует в США и Китае, а у нас в этой области по-прежнему отсутствуют профильные фонды. Если ничего не изменится, мы можем окончательно потерять свое присутствие в космосе: ведь не только США и Китай, но и, например, Индия начинают серьезно развивать частную космонавтику. Через десять лет наших ракет и спутников на их фоне уже будет не видно.
Что точно не нужно хоронить — это блокчейн. Она даст нам много полезных технологий, в том числе в сфере медицинских данных. Угар, когда каждый чистильщик ботинок пытался инвестировать в биткоин, прошел. Зато возникло понимание, что надо инвестировать не в биткоин, а в технологии, которые базируются на блокчейне и улучшат ряд индустрий. Точно так, как сейчас многое работает на основе искусственного интеллекта, в ближайшем будущем мы увидим множество сервисов, работающих на блокчейне.
Я бы сказал шире: ничего не надо хоронить, просто все развивается разными темпами. Например, развитие VR и AR (виртуальной и дополненной реальности. — РБК) тоже тормозит: по-прежнему нет удобных очков для массового потребителя, которые можно носить, не портя глаза. Но их появление — это вопрос времени. Пока проект Magic Leap (американский стартап, разрабатывающий устройство, позволяющее проецировать виртуальную картинку на сетчатку глаза. — РБК) не дал результата, но если не в 2019 году, то через пару лет он или другой гарантированно принесут удобное решение — уж слишком большой приз полагается в этой гонке».
(Евгений Кузнецов, глава управляющей компании «Орбита капитал партнерз»)
Космополитизм как условие
«Фокус нашего фонда — информационные технологии. Это направление быстро развивается, многие перспективные направления — big data, искусственный интеллект — уже превратились в бестселлеры. Сейчас мы смотрим на проекты, которые с помощью ИТ-технологий меняют бизнес-процессы старой экономики. С одной стороны, кажется, что информационные технологии присутствуют уже повсеместно, но на самом деле подавляющее большинство индустрий использует старые инструменты, там нет мобильных технологий и искусственного интеллекта.
На мой взгляд, самые горячие отрасли для внедрения инноваций — это ретейл и смежная с ним логистика. А вот хайп в финтехе пошел на спад. Еще, благодаря более точному таргетированию и использованию больших данных, будут развиваться маркетинг и реклама. Наш фонд тоже смотрит на эти отрасли.
Обязательное условие, при котором мы готовы инвестировать, — это ориентация проекта на международный рынок. Очевидно, что в упомянутых мной отраслях невозможно построить продукт для отдельно взятой страны. Российским стартапам вообще не стоит рассматривать домашний рынок в качестве основного даже на первое время. Еще недавно у них была иллюзия, что нужно делать бизнес на родине, но, кажется, она почти рассеялась. Да и многие инвесторы практически перестали инвестировать в сколь угодно сильные стартапы, ориентированные только на внутренний рынок.
Еще мы заново открываем для себя VR и AR. То, что мы видели несколько лет назад, ни по качеству, ни по доступности шлемов, ни по возможностям движка не предполагало реального применения. А сейчас виртуальная и дополненная реальности начинают применяться даже в таких отраслях, как образование. В будущем они будут особенно востребованы в инжиниринге.
Фото: Sergio Perez / Reuters
Стоит следить и за мобильными решениями в области перевозок. Крупнейшие инвестиции нашего фонда сейчас именно в этой сфере. В следующем году мы увидим ряд IPO крупных компаний из этой индустрии. Они подминают под себя смежные отрасли, например фудтех, который сейчас представляет собой быстро меняющуюся отрасль. Тут работает стандартная цепочка: у успешных компаний есть доступ к капиталу, а их акционеры требуют от них постоянного роста. Поэтому рост порой не вертикален, а уходит в смежные отрасли».
(Александр Чачава, управляющий партнер фонда Leta Capital)
Прощание с блокчейном
«Большой и перспективный рынок — автоматизация узких нишевых функций: начиная от автоматизации работы с интернет-магазинами для крупного ретейла и заканчивая автоматизацией узких процессов на предприятии. Ключевые слова здесь — «узкие» и «специализированные». Появляется огромное количество быстро растущих компаний, таких, как Branquad (российский облачный сервис для производителей по управлению коммерческим контентом, в который ФРИИ в 2017 году проинвестировал 15 млн руб. — РБК). Их приложение решает очень маленькие частные задачи, но при этом рынок, на котором оно может быть востребовано, в целом выглядит очень большим. Потому что подобные приложения имеют огромную ценность, например они незаменимы в ситуации, когда ретейлеру нужно поправить один-два символа в большом объеме данных артикула, который он затем отправит сразу всем партнерам.
Та же самая робот «Вера» может дать подобный рост: она помогла решить сразу несколько проблем, связанных с HR, и в итоге всего за год 200 компаний стали клиентами компании, которая ее разработала. Такой же рост могут показать любые узкоспециализированные проекты, способные решить какую-то проблему, актуальную для большинства компаний. Например, помочь наладить логистику, работу с партнерами, планирование, доставку заказов. Со временем корпорациям придется стать более открытыми, и молодым проектам станет проще работать с крупным бизнесом.
Маркетплейсы — второй по популярности бизнес из тех, которые сегодня запускают стартаперы, и это оправданно. В нашем портфеле есть одна компания, которая занимается ремонтом бытовой техники в регионах и растет на 30% в месяц. Практически в любом сегменте еще можно сделать новый успешный маркетплейс — кроме, наверное, услуг такси.
Будет востребовано в новом году и машинное обучение: оно не только проникает в повседневную жизнь, но и становится доступнее. Выпускается огромное количество модулей, которые упрощают бизнес-процессы. Например, Google выкатил сервис генерации голоса, который не отличишь от настоящего. Или на рынке есть готовые нейронные сети, которые компании могут брать, делая на их основе прототип востребованного продукта. Что интересно, такие продукты могут делать теперь даже школьники: не так давно мы были на хакатоне, где школьники обошли пять команд серьезных интеграторов. Лепить бизнес на основе таких общедоступных нейросетей можно дешево и достаточно быстро.
А вот блокчейн, если не умрет совсем, то превратится в узкую, нишевую отрасль для инвестиций. Мы потратили много времени, чтобы узнать, нужен он или нет. Оказалось, что для бизнеса наличие блокчейна не является критичным. Ценно получить решение своей проблемы, а блокчейн — это больше маркетинговый термин, который подрядчики используют для повышения стоимости заказа».
(Сергей Негодяев, директор по работе с портфельными компаниями Фонда интернет-инициатив (ФРИИ)
Авторы: Светлана Романова, Илья Носырев.