Игра ценою в жизнь: какие опасности скрывают квест-комнаты
Текст: Светлана Чередникова
В небольшом городке Кошалин в Польше при прохождении квеста погибли пятеро 15-летних подростков. В здании вспыхнул пожар, открыть дверь они не смогли, потому что не успели решить головоломку. В России тоже условия игры таковы, что, по сути, здоровье и жизнь участников полностью зависят от организаторов
Фото: depositphotos.com
Пятеро 15-летних девочек отправились в квест-рум 4 января, чтобы отпраздновать день рождения. По некоторым данным, в игровом центре в это время произошла утечка из газовых баллонов, вспыхнул пожар.
Из здания удалось выбраться только сотруднику — 25-летнему мужчине. Его госпитализировали с сильными ожогами в тяжелом состоянии. По всей видимости, он находился вне квест-рума, но именно он должен был при пожаре разблокировать двери помещения, где находились клиентки, и помочь им выбраться. По какой причине он не смог этого сделать — впал в панику, потерял сознание или ориентацию — неизвестно.
Игра обернулась трагедией. Участницы, запертые в комнате, задохнулись дымом, потому что получить ключ, чтобы открыть комнату, можно было только после решения всех головоломок. Они успели разгадать только половину.
Расследование показало, что в помещении для квестов не было аварийных выходов и пожарной сигнализации. Представитель государственной пожарной службы Польши Томаш Кубяк пообещал проверить все игровые центры в стране на безопасность:
«По распоряжению властей с завтрашнего дня во всех игровых центрах пройдут внеплановые проверки на предмет соблюдения правил пожарной безопасности. Особое внимание будет уделяться наличию планов эвакуации и запасных выходов. В каждом таком помещении должен находиться сотрудник, который в экстренной ситуации отпирает двери и выпускает посетителей. За этим будут строго следить».
В России квесты тоже переживают бум популярности. Оригинально и бюджетно — в среднем 1000 рублей на одного участника. Вариаций много, от хоррор-игр в темных лабиринтах подвалов до интеллектуальных тематических головоломок в паре обычных комнат. Общее всегда одно: участники заперты, и открыть двери в случае экстренной ситуации они сами не могут, пока не разгадают все загадки.
За игрой с помощью видеокамер следит оператор. Иногда он подсказывает участникам или дает советы. Ощущения опасности не возникает, как и вопросов о наличии аварийных выходов на случай ЧП, рассказывает участница квестов москвичка Марина:
«Я не помню, чтобы нас кто-то инструктировал, что, например, есть аварийные выходы или как действовать в случае возникновения какой-то непредвиденной ситуации. Не решив все задачи, мы не могли бы самостоятельно оттуда выбраться. Всегда кажется, что все будет хорошо. Сильно опасными они не выглядели. Я так понимаю, все в руках именно этого оператора, который следит за командой, как мы проходим квест. И я не видела, чтобы именно из нашего квеста можно было каким-то другим способом выбраться».
Российское законодательство не прописывает норм безопасности конкретно для квестов. Требования к помещениям общие, проверки редкие, лицензирования нет. На практике ничто не мешает организатору квеста менять дислокацию с помощью краткосрочной аренды. Если там есть огнетушитель — уже хорошо. В противопожарную безопасность вкладываются далеко не все: какой смысл, если через пару месяцев съедешь? При этом организация квестов — бизнес с низким порогом вложений, отмечает соучредитель компании Boo Quest Александр Мироненко:
Александр Мироненко
соучредитель компании Boo Quest«В России в данный момент эта деятельность никем не регламентируется. Она никак не лицензируется, никак не надзирается. Каждый человек, имея полмиллиона-миллион, может открыть такую площадку, и неважно, будет ли она соответствовать нормам безопасности. Проверки ведутся, но на недостаточном уровне. Все наши проекты оборудованы и системой сигнализации, и пожарооповещения, везде стоят огнетушители, все аварийные выходы на электронных замках, при ЧП загораются специальными табличками, чтобы можно было выйти. Есть такие проекты, в которых выбраться невозможно, пока не решишь задачу, загадку, но это в корне противоречит всем требованиям безопасности».
После польской трагедии пока наказан лишь один человек — уволен один из чиновников министерства образования.