Жизнь напрокат: в России растет популярность шеринг-сервисов

Текст: Наталия Шашина

Люди активно пользуются каршерингом, ищут попутчиков на BlaBlaCar и сдают квартиры путешественникам на Airbnb. Есть ли минусы у экономики совместного потребления?

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2018/12/29/airbnb-3399753_1920.jpg
Фото: pixabay.com

Хочется воскликнуть: «Ведь все уже давно было придумано!» Например, коливинги, открывающиеся в Москве, навевают воспоминания о советских коммуналках (за 50 тысяч рублей в месяц и с приятными соседями). Бабушки, стоявшие на вокзале с табличкой «Снять комнату недорого», — предшественники нынешнего сервиса Airbnb.

Многие россияне открыли для себя данную площадку во время чемпионата мира по футболу. Некоторые, попробовав сдавать жилье, превратили аренду в постоянный источник дохода. Лада и ее семья живут в двухкомнатной квартире в пределах Садового кольца. В гостиной спят сами, маленькую спальню летом начали сдавать гостям. Во время ЧМ удалось заработать около 80 тысяч рублей за месяц. В несезон спальню арендуют за 1500-2000 рублей за ночь. Минусы есть, но небольшие: соседи иногда недовольны.

«Хочется, например, одному побыть, все равно знаешь, что у тебя за спиной кто-то шелестит листиком. Порой приезжают люди, которые сами по себе могут не понравиться, но все равно приходится с ними жить. Нашей соседке не нравится то, что к нам, видите ли, приезжают китайцы, хотя ее уборщица китаянка. Я говорю: «Если боитесь, что вас ограбят, пожалуйста, можете приставить к своей квартире милиционера, поставить камеры».

Лада сдает комнату в своей квартире, но многие выставляют на Airbnb то, что снимают сами. Показывать документы на собственность никому не нужно, достаточно паспорта. Это риск для потенциальных съемщиков, но сервис дает гарантии: гостей и арендодателей оценивают по отзывам, проблемы улаживает служба поддержки.

В шеринг-экономике валютой является доверие. Популярностью пользуется сервис Youdo: можно нанять человека для уборки, ремонта или выгула собаки. Что делать, если человек плохо выполнил работу? Ведь это сделки с частниками, где не действует закон о защите прав потребителей. Главное — система оценок, говорит дизайнер Алексей, предлагающий свои услуги на Youdo.

«Если у исполнителя низкий или нулевой рейтинг, он просто появляется в самом конце списка. Их либо не увидят, либо проигнорируют. То же самое с работодателем. Если низкая оценка, у него либо проблемы с оплатой, либо ему постоянно что-то не нравится. Они регулируются только так».

Youdo — российский сервис, с ним уже сотрудничает МГТС (Московская городская телефонная сеть) и IKEA, которые предлагают клиентам заказать через сайт сборку мебели или услуги электрика.

Отечественные предприниматели создают и глобальные шеринг-сервисы: Дарья Ребенок и Артем Федяев попали в рейтинг Forbes самых успешных молодых предпринимателей Северной Америки. Идея их сервиса Grabr — помогать купить то, что люди не могут найти в магазинах своего города. Нужен пармезан из Европы или настоящая американская арахисовая паста? Находите человека и просите привезти вам эту вещь. Сумма замораживается на карточке покупателя и списывается, только когда товар привезен.

Дарья Ребенок
сооснователь онлайн-сервиса Grabr

«Первое, что приходит на ум: давайте привезем iPhone или MacBook из США. Эти товары, конечно, возят, но это далеко не самая большая категория. В основном, возят различную одежду, витамины, продукцию для фитнеса и здорового образа жизни, огромное количество игрушек для детей, которые либо лучшего качества, либо просто их невозможно достать по определенным ценам. Люди покупают товары за свои деньги, это не доставка, а больше шопинг. Мы соединяем человека с покупателем-путешественником, который за свои деньги, со своей кредитной карты купит товар. Соответственно, он прекрасно знает, что кладет себе в чемодан. Мы не назначаем никакие посылки, наркотиков там не будет».

Grabr привлек больше 14 млн долларов, на сайте зарегистрированы около 900 тысяч путешественников и покупателей. Правда, пользователи отмечают и некоторые минусы в сервисе, рассказывает аналитик Telecomdaily Илья Шатилин:

Илья Шатилин
аналитик Telecomdaily

«Большинство людей хотят дешевую доставку, чтобы вознаграждение составляло пять-десять долларов, зачастую это бессмысленно для человека, который едет в магазин. Вы тратите время на то, чтобы что-то кому-то купить и зарабатываете с этого пять-десять долларов, но при этом еще тратите свои деньги, которые замораживаются у вас на карточке до прибытия товара. Вы закапываете свои собственные средства в чужой товар и получаете с этого небольшую комиссию. Для обычных путешественников это может быть не так выгодно. Это выгодно, например, тем, кто реально очень много путешествует и имеет много свободного времени».

Делиться можно не только свободным временем, навыками и жильем, но и одеждой. Проект Rubashki Club занимается шерингом мужских сорочек. Сооснователь сервиса Александр Глухов раньше сам работал в большой компании. В соавторстве с мелким ритейлером итальянских сорочек он открыл первый в мире шеринг рубашек. Комплект из трех штук обойдется в 2800 рублей за неделю, подписка на месяц — 8400 рублей. Сервис доставит и заберет одежду в удобное для клиента время. Сорочки гарантируют свежие и отглаженные, но до этого их носил кто-то другой. Не стоит морщиться, никто ведь не отказывается от спортзала, поезда или отеля только потому, что бельем уже кто-то пользовался, говорит Глухов.

Александр Глухов
сооснователь сервиса Rubashki Club

«Клиентов мы ищем через соцсети, статистика не очень большая, есть рост два-три новый клиента в неделю. У людей стоит вопрос гигиены. У нас два пункта: химчистка, которая по всем стандартам очищает все рубашки; высокая оборачиваемость (рубашка живет маленькое количество раз и уходит в конвейер). Рубашка, которую ты возьмешь у нас, будет новее и свежее, чем, если будешь пользоваться своей три месяца».

Насколько это выгодно — спорный вопрос. Лучше всего шеринг-проекты работают с дорогостоящими вещами, которые поколение миллениалов не видит смысл покупать. Зачем нужна машина, если она 96% времени стоит в гараже и нужно тратиться на ее обслуживание и парковку?

Центробанк России считает проблемой поведенческую модель «поколения Y», которые хотят не копить, а пользоваться. Регулятор видит в этом угрозу для существующей пенсионной системы. Популярность экономики совместного потребления пугает власти и с точки зрения уплаты налогов.

https://www.bfm.ru/news/403385?from=popular_1