Мир охватывает сексуальный кризис?
Текст: Наталия Шашина
О проблеме пишут западные издания. Растет доля американцев, говорящих, что не занимались сексом в прошлом году, отмечает The Economist. А по данным The Atlantic, уход от сексуальной жизни не является сугубо американским феноменом. Почему секса становится меньше и коснулась ли эта тенденция России?
Фото: depositphotos.com
«Почему молодежь так мало занимается сексом?» — статью под таким заголовком недавно опубликовало издание The Atlantic. Речь идет о миллениалах — тех, кто родился после 1980 года и встретил новое тысячелетие в юном возрасте.
Данные, которые приводит The Atlantic из разных исследований, очень показательны. В США с 1991 года количество старшеклассников, ведущих половую жизнь, снизилось с 54% до 40%. Молодые люди практикуют воздержание в 2,5 раза чаще, чем рожденные в 60-80-х. Из-за сексуальной рецессии в США зафиксирован спад рождаемости: в 2017-м в стране появилось на свет на 500 тысяч детей меньше, чем в 2007-м.
Похожая тенденция и в Европе. Например, в Нидерландах за последние годы средний возраст начала сексуальной жизни увеличился с 17 лет до 18,5 года. Почему, несмотря на снятие табу с темы секса и рост числа приложений для знакомств, происходит сексуальная рецессия, рассуждает секс-коуч Елена Рыдкина:
Елена Рыдкина
секс-коуч«Стремление к сексу завязано не только на физиологических потребностях: с его помощью могут удовлетворяться потребности в принятии, в живом тактильном контакте, в самоутверждении. Но реализация этих потребностей с живым человеком, как правило, предполагает некоторые ступени общения, которые оказываются как никогда малопонятны. Особенно в западных странах, где феминизм развивается очень активно, привычные правила взаимодействия перестают работать, и возникает страх — страх отвержения, страх какого-то взаимодействия, и живой контакт кажется очень сложным. И в такой ситуации неудивительно, если люди выбирают какие-то простые заменители. Например, в Америке есть целая культура: ту же потребность просто в объятии или в принятии можно удовлетворять на cuddle-вечеринках или у cuddle-специалистов, которые тебя за деньги будут обнимать».
В упадке реального секса можно винить легкую доступность порно и вебкам-моделей — девушек, которые показывают приватное шоу на камеру и создают иллюзию живого общения. Но ведь у более старшего поколения тоже был журнал Playboy.
Что касается именно России, возможно, раньше о сексе просто больше говорили? Особенно после падения «железного занавеса», когда прежде закрытые темы стали широко обсуждаться — вспомним популярность газеты «Спид-Инфо», передач «Про это» с Еленой Хангой и «Окна» с Нагиевым. Казалось, что тема секса была везде. Причем люди склонны преувеличивать. Поэтому, возможно, отчасти было как в анекдоте про пациента, пришедшего к сексопатологу: «Сосед говорит, что у него ежедневно». — «Ну так и вы говорите!»
Сейчас тема секса уже не является новой и скандальной, она снова стала личной. Анна, которой сейчас 18 лет, принадлежит уже к следующему после миллениалов поколению Z. Вот что она говорит о том, как тема секса обсуждается среди ее друзей:
«Разговоры на данную тему в моем окружении, в принципе, не поднимаются и, возможно, даже не приветствуются. В моем окружении вопрос секса становится вообще далеко не на первое место. Более важным становятся либо учеба, либо какие-то хобби и прочее».
То, что о сексе стали меньше говорить, совсем не значит, что его нет. В некотором смысле произошла его «уберизация»: можно списаться в приложениях Tinder или Pure и по паре мемов понять о человеке больше, чем за час общения. Одна из журналисток издания The Village недавно провела эксперимент, в течение девяти месяцев пользуясь дейтинг-приложениями. Из текста следует: секс никуда не исчез. Рассказывает главный редактор The Village Татьяна Симакова:
— Если в какой-то момент была иллюзия, что его нет, она утверждает, что на самом деле он есть. Просто он немножко по-другому стал работать, то есть знакомства стали по-другому работать. Она пользовалась и Tinder, и Pure, но с одной целью. И она сказала, что из 200 чатов, которые она начала, 50 у нее закончились прямо сексом. Вот такая статистика.
— По публикациям в вашем издании, по публикациям, которые вы читаете, у вас есть ощущение, что секс менее актуален для молодежи, чем какое-нибудь условное модное хобби?
— Вообще к этому стало отношение более легким. Это перестало быть каким-то уж событием. Я бы сказала, что не стоит сейчас во главе угла. Просто люди стали к нему гораздо проще относиться, чем раньше.
Пока что нам кажется фантастичным опыт Японии, где популярны силиконовые куклы и игрушки, предназначенные для использования без партнера. Настроения в японском обществе — нежелание выходить во внешний мир в поиске сексуальных контактов, создавать семью и иметь детей — даже называют сексуальной апатией. Но не стоит считать это образцом нашего общего недалекого будущего — во всех странах все происходит по-разному, говорит секс-блогер, журналистка Татьяна Никонова:
Татьяна Никонова
журналист, секс-блогер«Учитывая, какой у нас высокий уровень подростковой беременности, какое у нас количество абортов, как люди не умеют предохраняться и как они вообще мало что знают о сексе, я сомневаюсь, что у них секса становится меньше. Я думаю, что в небольших городах, где очень мало развлечений, секс и алкоголь являются главными развлечениями. Я сама родом из маленького города, и там происходит примерно так. В больших городах, где у людей больше возможностей для самореализации, нужно больше работать, приходится больше тратить денег и очень большая потребность в автономии, у людей появляется меньше возможностей для секса, потому что у них меньше свободного времени и уже личные границы, потому что им не хочется, чтобы кто-то лишний раз заходил на их территорию».
Как на самом деле обстоят дела с сексом в России, понять невозможно — таких исследований не ведется. Остается только спекулировать, например, не связано ли сокращение секса с трендом на отказ от кофе и алкоголя. Ведь все это часто сочетается между собой.