Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Почему в России вновь говорят об изменении конституции?

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Почему в России вновь говорят об изменении конституции? Комментарий Георгия Бовта

Дмитрий Песков не опроверг необходимость проанализировать конституцию на соответствие современным российским реалиям, о которой ранее заявил Вячеслав Володин

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2018/12/26/bovt.jpg
Георгий Бовт. Фото: Александр Щербак/ТАСС

В Кремле пока нет позиции по предложению председателя Госдумы Вячеслава Володина проанализировать Конституцию России на соответствие современным реалиям. «Разные экспертные точки зрения, в том числе точка зрения Володина, действительно озвучиваются, но какой-либо позиции на этот счет пока не сформулировано и каких-либо работ в этом контексте не производится», — отметил Дмитрий Песков. Что значат эти рассуждения?

Свои соображения — вернее, сомнения, если говорить откровенно — по поводу соответствия конституции российским реалиям Володин высказал в ходе встречи главы государства с руководством Федерального собрания. И предложил вместе с судьями Конституционного суда, учеными и экспертами «посмотреть, как конституция и заложенные в ней нормы работают сегодня, насколько они соответствуют тем положениям, которые были приняты».

При этом спикер Госдумы почему-то не указал, какие конкретно нормы, по его мнению, устарели и не соответствуют реалиям. Хотя если Володин так ставит вопрос, значит, что-то, по его мнению, в конституции точно устарело и надо поменять — чтобы соответствовало реалиям.

В октябре на тему изменения конституции уже высказывался председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. Он написал пространную статью в «Российской газете», из которой следовало, что в целом документ выдающийся, но нужны точечные поправки. Кремль тогда почин Зорькина насчет точечных поправок не поддержал, назвав статью его «личным мнением» и заявив, что работа над изменением конституции не ведется.

Что касается главы государства, то он обычно употребляет на сей счет весьма и весьма взвешенную формулу, в которой наряду с высокой оценкой основного закона страны есть обычно оговорка, допускающая, что со временем возможны его отдельные изменения. Например, выступая на 25-летней годовщине принятия действующей конституции, Путин назвал основной закон страны «вершиной российского законодательства», но добавил, что это «не закостенелая правовая конструкция, а живой развивающийся организм, где прямые предписания гармонируют со значительной свободой для законотворческих инициатив». Про «живой развивающийся организм» Путин говорил также на своей большой ежегодной пресс-конференции. Потом Песков опять вынужден был разъяснять: мол, президент просто обозначил свою позицию по данному вопросу, но не имел при этом в виду внесения каких-то конкретных изменений.

Отвечая на вопрос об оценке инициативы Вячеслава Володина, Песков сказал, что «пока реакции не было». Надо ли это понимать так, что в Кремле именно сейчас нет позиции по анализу конституции на актуальность, но со временем его все же сочтут необходимым? Когда именно, до 2024 года, когда заканчивается президентский срок Владимира Путина, или после? И будет ли связан гипотетически этот анализ на соответствие именно с 2024 годом? Все же жесткого опровержения необходимости анализировать конституцию на соответствие нынешним российским реалиям из уст Пескова не прозвучало.

Вот что важно. За четверть века в текст конституции уже вносились изменения. Они были связаны как с изменением числа регионов, их укрупнением, включением в состав России Крыма и Севастополя, так и со сроком полномочий президента и Госдумы. Изменялся порядок формирования Совета Федерации, работы Высшего арбитражного и Верховного суда.

Однако все прекрасно понимают, что когда речь заходит как бы издалека и в туманных выражениях о необходимости что-то еще поправить точечно в основном законе, то те, кто это предлагает, имеют в виду конкретно всего лишь одну главную мысль, которая, как они полагают, понравится начальству, и начальство за это не одернет. Это мысль о том, как оформить российское политическое пространство после 2024 года, да так, чтобы конкретно Владимир Путин при этом остался руководить этим политическим пространством. Однако поскольку произнести вслух, громко и публично, что, мол, дорогой Владимир Владимирович, мы без вас никак не можем, оставайтесь, вроде как политически пока стеснительно, то политики и чиновники напускают конституционного тумана.

https://www.bfm.ru/news/403133

0

2

В Кремле пока не определились с необходимостью оценки эффективности конституции

Об этом сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Ранее с таким предложением выступил спикер Госдумы Вячеслав Володин

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2018/12/26/tass_30391636.jpg
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ответил на вопрос журналистов о предложении спикера Госдумы Вячеслава Володина проанализировать актуальность основного закона страны:

— Пока какой-то позиции на этот счет нет. Такие разные экспертные точки зрения, в том числе точка зрения Володина, действительно озвучиваются, но какой-либо позиции на этот счет пока не сформулировано, и каких-либо работ в этом контексте не производится.

— Какие положения конституции в Кремле находят, как сказал Володин, требующими переосмысления?

— В Кремле не находят. Это, наверное, нужно спрашивать у автора инициативы.

— Президент 12 декабря говорил, что конституция — живой организм. Он тоже имел в виду что-то конкретное, что-то должно видоизмениться?

— Нет, в целом.

25 декабря на встрече президента с парламентариями Володин предложил проанализировать эффективность работы норм основного закона, которому в этом году исполнилось 25 лет. Свою инициативу спикер Госдумы объяснил тем, что в обществе в преддверии Дня Конституции каждый раз обсуждают, «насколько вопросы, связанные с нормами и положениями, эффективны».

А в начале октября за «точечные изменения» в конституции выступил глава Конституционного суда Валерий Зорькин в статье в «Российской газете». В Кремле этот материал назвали «личным мнением» Зорькина, заявив, что работа над изменением конституции не ведется.

О каких преобразованиях основного закона может идти речь, рассуждает ведущий эксперт Центра политического анализа Михаил Захаров:

Михаил Захаров
ведущий эксперт Центра политического анализа

«Некоторые специалисты, например, сетуют на то, что она суперпрезидентская и потому, с их точки зрения, нехороший режим, который мы наблюдаем сейчас в стране, заложен в самом основном законе государства. Есть люди, которые с удовольствием бы поменяли некоторые части конституции, например, с целью продлить возможность для конкретного президента избираться и в дальнейшем и, соответственно, не уходить от власти по меньшей мере через каждые два срока. Я полагаю, что в какой-то момент президенту зададут прямой вопрос. Возможно, это будут журналисты. На прямой вопрос, я думаю, он найдет что ответить. Скорее всего, он ответит, что, конечно, правки возможны, но это серьезный вопрос, надо долго по этому поводу совещаться, и вообще лучше конституцию лишний раз не трогать. Даже продление сроков полномочий президента и Государственной думы — а это, пожалуй, самая серьезная правка конституции за время ее действия, то есть за последние 25 лет — такая правка стала возможной только при президенте Медведеве. Что касается разговоров на тему правки конституции, многих людей завораживает сама эта цифра — 25. Этот прекрасный юбилей. По этому поводу они считают необходимым высказаться на тему конституции и ее возможных преобразований».

12 декабря, в день 25-летней годовщины принятия действующей конституции, Путин заявил, что основной закон страны — «вершина российского законодательства». По его словам, все положения конституции являются работающими. При этом президент подчеркнул, что конституция «не закостенелая правовая конструкция, а живой развивающийся организм».

https://www.bfm.ru/news/403141

0

3

Володин рассказал, как надо изменить конституцию

Полномочия парламента имеет смысл расширить, а исполнительной власти — сократить, считает председатель Госдумы. Почему Володин решил поднять этот вопрос именно сейчас?

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2019/01/21/volo.jpg
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Вячеслав Володин призвал «устранить в конституции существующий дисбаланс ветвей власти». По мнению спикера Госдумы, полномочия парламента имеет смысл расширить, а исполнительной власти, наоборот, сократить. В связи с этим, как считает Володин, в основной закон стоило бы внести некоторые изменения.

Почему спикер Госдумы решил поднять этот вопрос сейчас, комментирует президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:

Михаил Виноградов
президент фонда «Петербургская политика»

«Повестка достаточно пустая, обсуждать почти нечего. Мусорная тема все-таки немножко ушла с повестки дня, тема Магнитогорска тоже уже подзабывается, поэтому есть возможность вбросить некоторую тему и посмотреть на реакцию, которая может оказаться более острой, более активной, чем в обычные дни. С другой стороны, декабрь, может быть, имиджево был не очень удачен для руководства Госдумы, были разговоры в контексте съезда «Единой России» о возможном ослаблении позиций руководства Думы. В январе тоже не вполне понятная история с законопроектами Клишаса. Поэтому, наверное, важно дать сигнал и вовне, и депутатам о том, что инициатива у нас, инициатива не утрачена, мы не обороняемся, у нас есть много идей. Другое дело, может быть, есть риск того, что через один-два дня дискуссия выдохнется, если не получит какой-то мощной подпитки или мощной полемики».

В октябре прошлого года о некоторых недостатках конституции, которые вполне можно исправить путем точечных изменений, заявил председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. А в декабре Владимир Путин сравнил основной закон с живым организмом, который способен и должен развиваться.

https://www.bfm.ru/news/404987

0

4

Дума попросила власти: зачем Володин хочет изменить Конституцию

Председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил изменить Конституцию России, расширив полномочия парламента. Что значат участившиеся призывы скорректировать Основной закон — разбирался РБК

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/0/75/755480731192750.jpeg
Вячеслав Володин (Фото: Анна Исакова / ТАСС)

Что предлагает Вячеслав Володин

Нормы действующей Конституции России целесообразно пересмотреть, чтобы расширить полномочия парламента и устранить существующий дисбаланс ветвей власти, заявил в понедельник, 21 января, журналистам председатель Госдумы Вячеслав Володин.

«Это позволило бы в том числе устранить целый ряд недостатков нашей Конституции, которые, как отмечают и председатель Конституционного суда, и многие другие специалисты, связаны с отсутствием должного баланса в системе сдержек и противовесов ветвей власти, креном в пользу исполнительной ветви власти», — сказал спикер ТАСС.

Он назвал одной из важнейших поправок к Конституции введенную в 2008 году норму, в соответствии с которой правительство России ежегодно отчитывается перед Госдумой о результатах своей деятельности, в том числе по поставленным ею вопросам (п. «в» ч. 1 ст. 103 Конституции).

«Таким образом, направление реализованных конституционных новаций уже задавало вектор на обеспечение более точного баланса ветвей власти. Следует развивать эту логику дальше: в частности, уточнить и детализировать отчетность правительства перед парламентом именно по вопросам, поставленным Государственной думой, в том числе по вопросам правоприменения», — отметил Володин.

Он также назвал другое направление возможных изменений Основного закона — совершенствование защиты социальных прав россиян. Появление «новых социально-экономических практик, например профессий и форм занятости», которые не в полной мере подпадают под правовое регулирование, привело к тому, что механизмы трудовых и иных социальных прав в этих сферах уже не обеспечивают эффективную реализацию конституционных норм, заявил Володин. «Реализация принципов социального государства, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, которые установлены статьей 7 Конституции, — это ключевой запрос общества к конституционной системе. По сути, это запрос на социальную справедливость», — пояснил председатель нижней палаты.

Инициатива не решает проблему дисбаланса

Заявление Володина демонстрирует естественное желание расширить полномочия структуры, за которую он отвечает, отмечает политолог Татьяна Становая. «К тому же разговоры о конституционной правке идут активно, он обозначает наличие своих интересов тут», — уточнила она.

Основные законодательные рычаги контроля за правительством: возможность крупнейшей парламентской фракции выдвигать кандидатуру на должность председателя кабинета, вотум недоверия, право парламента отправлять правительство в отставку, перечисляет член СПЧ, профессор кафедры конституционного и муниципального права Высшей школы экономики Илья Шаблинский. Кроме того, есть такой институт, как интерпелляция, когда парламент имеет право отправлять в отставку отдельных министров, продолжает эксперт.

Шаблинский убежден, что серьезных изменений за словами Володина не последует, это просто политическая риторика. «Имеющиеся в России формы контроля, такие как Счетная палата и парламентские расследования, самой Думой сведены к нулю, а Дума в нашей политической системе абсолютно несамостоятельна», — считает он.

«В 2008 году была внесена декоративная поправка в Конституцию: теперь ежегодно правительство должно отчитываться перед Думой. Это абсолютно бессмысленная и бесполезная вещь. Речь может идти об аналогичных изменениях», — считает юрист.

Володин говорит о необходимости обеспечить баланс во взаимоотношениях разных ветвей власти, но он ведет речь только о балансе между законодательной и исполнительной властями, но не упоминает баланс между парламентом и президентом, отмечает судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова. По Конституции институт президента не относится к исполнительной власти.

Известный принцип разделения властей строится на том, что этим двум властям противопоставлена независимая судебная, продолжает Морщакова. «Но суды не независимы, и никакого баланса между властями не будет, так как спор между парламентом и исполнительной властью не может относиться к предмету судебного разбирательства», — констатирует она.

«Ставить вопрос так — это сделать видимость, что полномочия парламента будут как-то усилены. Они будут усилены только внешне, потому что при наличии спора парламента и исполнительной власти некому будет разрешить этот спор», — отметила Морщакова.

По мнению судьи КС в отставке, Володин намерен закрепить за парламентом еще некоторые полномочия по контролю за исполнительной властью, однако это не обеспечит баланс. «Расклад сил при наличии партии абсолютного большинства, одного и того же в парламенте и правительстве, не изменится. Такая постановка вопроса кажется мне очень несистемной», — подчеркнула она.

Предложение вызвано социальным негативным фоном

Политолог Михаил Виноградов связывает высказывание Володина с попыткой бороться за место в новостной повестке и повысить собственный статус в глазах депутатов Думы, учитывая негативный информационный фон.

Володин поднимает вопрос о выполнении государством своих социальных гарантий, соблюдении базовых прав граждан в социально-экономической сфере — и это остро-актуальная тема после событий 2018 года, считает политолог Александр Пожалов. Повышение пенсионного возраста, вызвавшее серьезное разочарование людей в действиях власти, обострило в общественном сознании именно вопрос о социальном характере российского государства, объясняет Пожалов.

«Поэтому с политической точки зрения публичная дискуссия вокруг соблюдения социальных прав россиян, если она приведет к каким-то дополнительным гарантиям для людей в Конституции или действующих законах, может помочь власти нивелировать негатив от пенсионной реформы, обозначить и зафиксировать новые условия социального контракта между властью и обществом», — уверен эксперт.

Ранее тему изменения Конституции затронул в своей статье премьер-министр Дмитрий Медведев, по словам которого «Конституция в принципе должна быть вечной», но в ее текст могут вноситься поправки, которые направлены на актуализацию статуса органов власти. 31 декабря 2008 года, в первый год президентства Дмитрия Медведева, вступили в действие поправки в Конституцию, которые продлили на два года срок полномочий президента России (до шести лет), а срок полномочий Госдумы — на один год (до пяти лет).

В октябре 2018 года о недостатках Конституции, которые могут быть исправлены путем точечных изменений, говорил председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. К таким недостаткам он отнес «отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов», крен в сторону исполнительной ветви власти и нечеткое распределение полномочий между президентом и правительством.

В конце декабря 2018 года во время встречи президента России с руководством обеих палат Федерального собрания Вячеслав Володин также сказал о наличии в обществе вопросов к принятой четверть века назад Конституции, актуальности и эффективности ее норм.

Владимир Путин в декабре 2018 года назвал Конституцию «живым организмом, который способен развиваться».

Авторы: Евгений Калюков, Елизавета Антонова.

https://www.rbc.ru/politics/21/01/2019/ … =center_17

0

5

Социологи увидели рекордный запрос россиян на поправки в Конституцию

Две трети респондентов ФОМа выступили за пересмотр Конституции, менее половины считают, что основной документ помогает защищать права рядовых граждан. О необходимости точечных поправок заявлял и глава Конституционного суда

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/4/86/755405606745864.jpeg
Фото: Александр Земляниченко / AP / ТАСС

Хорошая, но не работает

Социологи фонда «Общественное мнение» (ФОМ) изучили отношение россиян к Конституции. Более половины россиян считают Конституцию скорее хорошей (53%), нежели плохой (21%), следует из опроса «ФОМнибус», проведенного 20–21 октября в 104 населенных пунктах 53 регионов среди 1500 респондентов.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/4/70/755407915463704.jpeg

С 2002 года положительные оценки основного документа поступательно растут. Молодые респонденты (18–30 лет) лучше оценивают Конституцию (в этом октябре — 64%), как и россияне с высшим образованием (62%).

Знают Конституцию менее половины россиян (45%) против 51% не знакомых с документом (в 2001 году соотношение составляло 36 против 55%). В первую очередь с документом знакомы молодые респонденты с высшим образованием.

Несмотря на хорошее отношение к Конституции в целом, только 43% респондентов считают, что это документ, определяющий жизнь российского общества, а не формальный (таким его называют 46% респондентов). Те же 46% думают, что Основной закон не помогает рядовым гражданам защищать свои права (обратного мнения придерживается 41%).

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/5/96/755405619604965.jpeg

Более 2/3 россиян (69%) считают, что Конституция нарушается в той или иной мере (46% полагают, что часто, и 23% — редко). 8% верят в то, что она не нарушается. 13% респондентов упоминали ущемление прав простых людей, по 5% — прав на охрану здоровья и права и свободы граждан. Среди популярных ответов также упоминались права на труд, соблюдение трудового законодательства, образование, достойные пенсии, равенство граждан перед законом, проблемы взяточничества, коррупции, произвола чиновников и т.п.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/3/11/755405619579113.jpeg

Каких изменений хотят россияне

Большинство граждан (53%) думают, что Конституцию необходимо периодически пересматривать, 34% опрошенных говорят, что в Основной закон надо вносить правки только в исключительных случаях.

ФОМ фиксирует рекордный запрос на реформу Конституции: 66% респондентов считают, что основной документ надо пересмотреть и внести в него поправки (пять лет назад так считали только 44%).

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/2/37/755407915432372.jpeg

6% респондентов упоминали поправки, направленные на повышение уровня жизни людей. Среди желаемых изменений респонденты называли отмену закона о повышении пенсионного возраста, улучшение социальной политики, доступное жилье, контроль над ценами, введение смертной казни, улучшение медицины, образования, защиту прав простых людей, гарантии равенства всех граждан перед законом, обеспечение права на труд, расширение прав на свободу собраний, свободу слова, усиление борьбы с коррупцией и ответственности властей. Среди популярных пунктов также были устранение противоречивости поправок, касающихся президента, правительства, Совета Федерации и Госдумы.

Ранее о возможности «точечных изменений» в Основном законе объявил председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. В начале октября в статье в «Российской газете» он назвал в числе недостатков Конституции «отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов» и «крен в пользу исполнительной ветви власти». По его мнению, реальная демократия наиболее эффективным образом обеспечивается двухпартийной системой по американской модели. В то же время нынешняя модель либеральной демократии не справляется с современными вызовами и России необходим «поиск новой, более эффективной модели демократии», говорилось в его статье. При этом он отметил, что радикальная реформа Конституции опасна.

Запрос на изменение Конституции связан с массовым ощущением, что она не работает в значительной части или вовсе не функционирует, сказал РБК политолог Валерий Соловей. Также есть запрос россиян на поправки в Конституцию на фоне «массированного демонтажа социальной системы и пенсионной реформы», указывает эксперт.

Исследования Левада-центра также показывают преобладание в обществе отношения к Конституции как к формальному документу, подтверждает социолог центра Денис Волков. «Большинство говорят о том, что их права ничем не защищены, постоянно нарушаются, и значительная часть чувствуют свое бессилие что-либо изменить, — отмечает собеседник РБК. — Когда мы на группах с респондентами обсуждали нарушение прав граждан, они мне говорили: «права у нас есть — по Конституции», и усмехались при этом. Поэтому никакого особого пиетета люди к Конституции не испытывают».

Усиление интереса россиян к изменениям в Основной закон Волков также связывает с запросом на социальную справедливость, повышение уровня жизни и соблюдение государством прав граждан.

В судах Конституция и законы не помогают, но это проблема не Основного закона, а отсутствия заинтересованности власти в независимых судах, прокомментировала РБК судья Конституционного суда в отставке Татьяна Морщакова. «Претензии к защите социальных прав и свобод граждан нельзя выдвигать к Конституции, которая эти проблемы признает как важные и считает, что на государстве лежит обязанность обеспечить судебную защиту этим и другим правам. С этой точки зрения миссия Конституции выполнена, — объяснила она. — Но дальше должны действовать власти, которые ответственны за создание механизмов защиты граждан, независимого суда». Морщакова видит за опросом ФОМа и публичными призывами к реформе Конституции целенаправленную «пропагандистскую кампанию, которая уводит в сторону от основных проблем».

Автор: Владимир Дергачев.

https://www.rbc.ru/politics/26/10/2018/ … 0a6d34e3d7

0

6

Как глава КС выступил за политическую и правовую реформы. Главное

Глава Конституционного суда Валерий Зорькин выступил с программной статьей «Буква и дух Конституции» в «Российской газете». Он предложил реформировать политическую и правовую системы, внести изменения в Конституцию

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/9/45/755391159015459.jpeg
Фото: Александр Николаев / Интерпресс / ТАСС

Основные идеи статьи Зорькина

- Нужны «точечные изменения» (радикальная реформа опасна) Конституции для исправления ее недостатков.

- Недостатки — отсутствие баланса в системе сдержек и противовесов, крен в пользу исполнительной ветви власти, недостаточная четкость в распределении полномочий между президентом и правительством, в определении статуса администрации президента и полномочий прокуратуры, в разграничении предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.

- Главный источник «напряженностей» в России — нерешенность социально-экономических проблем, разрыв между богатыми и бедными, социальная несправедливость.

- Население устало от экономических реформ. Несправедливая приватизация привела к нынешним социальным проблемам, массовой бедности.

- Нужна правовая система, основанная на идеях русской философии XIX — нач. XX века. — добавление идей солидаризма, соборности, ответственности каждого не только за себя, но и за других к доминирующему в мире «либерально-индивидуалистическому подходу к правопониманию».

- «Нужна правовая теория, синтезирующая в рамках понятия права идеи индивидуальной свободы и социальной солидарности. Такой подход к правопониманию в наибольшей степени соответствует ментальности российского народа, его правовому и нравственному сознанию».

«Конкуренция в парадигме «правящее большинство — парламентская оппозиция» предотвращает политическую систему от застоя и загнивания».

- Россия еще не выработала стратегию развития, отвечающую ожиданиям российского общества и его представлениям о справедливости и новому месту России в мире.

- «Доктрина конституционной идентичности» выделит принципы, которыми государство поступаться не может, в том числе по требованию наднациональных органов, например ЕСПЧ.

Первая реакция

Власти пока не комментировали статью главы КС. Глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников заявил, что в ближайшее время изменения в Конституции не требуются.

Конституция и ее история

Конституция была принята в декабре 1993 года. Изменения в нее вносились несколько раз. Так, с 31 декабря 2008 года вступили в силу поправки, увеличивающие сроки полномочий президента и Госдумы, а также обязывающие правительство ежегодно отчитываться перед парламентом. В феврале 2014 года из Конституции было исключено упоминание Высшего арбитражного суда, а также расширены полномочия президента по назначению прокуроров, внесены изменения о назначении президентом дополнительных представителей в Совете Федерации.

После президентских выборов в марте журналисты спросили Владимира Путина, избравшегося на четвертый срок, собирается ли он менять текст Конституции в будущем. «Пока я никаких реформ не планирую», — ответил тогда президент.

Автор: Кирилл Сироткин.

https://www.rbc.ru/politics/09/10/2018/ … 70c5e0fc07

0

7

Зорькин допустил «точечные изменения» в Конституции

Среди недостатков Конституции председатель Конституционного суда Валерий Зорькин назвал перегиб в сторону исполнительной власти и недостаточно четкое разделение полномочий между президентом и правительством

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/1/83/755390919681831.jpeg
Валерий Зорькин (Фото: Алексей Никольский / РИА Новости)

В российской Конституции есть недостатки, которые «вполне исправимы путем точечных изменений», сказал председатель Конституционного суда (КС) Валерий Зорькин в интервью «Российской газете». Отрывок из интервью издание опубликовало на своем сайте.

Среди таких недостатков Зорькин отметил разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным и региональным уровнями, «крен» в сторону исполнительной ветви власти, нечеткое распределение полномочий между президентом и правительством. Кроме того, недостатки связаны с определением статуса президентской администрации, а также полномочий прокуратуры, рассказал он.

Зорькин также отметил «отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов».

Отдельно глава КС упомянул ст. 12 Конституции. В действующей сейчас редакции говорится: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

По мнению Зорькина, это «дает повод к противопоставлению» местных и федеральных органов власти, однако первые являются нижним уровнем публичной власти в России.

Конституция была принята в декабре 1993 года. Ее главы 1, 2 и 9, которые содержат положения об основах конституционного строя, о правах и свободах и о порядке пересмотра положений Конституции, не могут быть пересмотрены без принятия нового документа. Исправления возможны в главах, посвященных федеративному устройству, ветвям и органам власти, составу федерации.

Так, с 31 декабря 2008 года вступили в силу поправки, увеличивающие срок полномочий президента и Госдумы, а также обязывающие правительство ежегодно отчитываться перед парламентом. В феврале 2014 года из Конституции было исключено упоминание Высшего арбитражного суда, а также расширены полномочия президента по назначению прокуроров. В том же году были внесены изменения о назначении президентом дополнительных представителей в Совете Федерации.

После президентских выборов в марте журналисты спросили Владимира Путина, избравшегося на четвертый срок, собирается ли он менять текст Конституции в будущем. «Пока я никаких реформ не планирую», — ответил тогда президент.

Автор: Андрей Гатинский.

https://www.rbc.ru/politics/09/10/2018/ … on_subject

0