КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "О САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАН"
Комментарий
Под общей редакцией
И.А. Алтухова
Комментарий подготовлен сотрудниками
Комитета Государственной Думы
по аграрным вопросам
Редакционная группа:
И.А. Алтухов, государственный советник Российской Федерации 3 класса, доктор экономических наук, профессор;
Н.И. Калинин, государственный советник Российской Федерации 2 класса.
Коллектив авторов:
И.А. Алтухов, государственный советник Российской Федерации 3 класса, доктор экономических наук, профессор - введение, ст. 1 - 3, 35 - 41, 46 - 51;
В.С. Вернигора, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ - предисловие;
Н.И. Калинин, государственный советник Российской Федерации 2 класса - ст. 12 - 15, 26, 28 - 34;
Н.В. Тарцан, советник Российской Федерации 1 класса - ст. 20 - 25, 27, 52 - 55;
А.А. Удачин, советник Российской Федерации 1 класса, кандидат экономических наук - ст. 4 - 11, 16 - 19, 42 - 45.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Наиболее массовой сферой индивидуальной деятельности граждан является ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Вместе с тем именно в этой сфере много чиновничьего произвола. Об этом свидетельствуют многочисленные письма, поступающие от граждан в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Наиболее распространенным нарушением прав граждан является принуждение к перерегистрации садоводческих товариществ в потребительские и даже производственные кооперативы. Встречаются случаи, когда суды относят садоводческие товарищества к общественным организациям.
Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" четко определил право граждан самостоятельно и добровольно выбирать в рамках Закона организационно - правовую форму ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства - товарищество, кооператив или партнерство.
Много нареканий вызывают бюрократические правила приватизации гражданами своих земельных участков, установленные органами местного самоуправления. Законом определен минимальный перечень документов, предоставляемых в органы местного самоуправления. Теперь чиновники не смогут требовать необоснованно расширенного списка документов, справок, разрешений и согласований в связи с процедурой приватизации земельного участка. Это сохранит средства и нервы граждан.
Известно, что многие садоводы, огородники и дачники нуждаются в средствах на возведение и ремонт жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений, благоустройство садовых, огородных и дачных земельных участков. Этим целям могут служить создаваемые садоводами, огородниками и дачниками на добровольных началах фонды взаимного кредитования и фонды проката. В них до 50 процентов должны составлять вложения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, предприятий и организаций. Фонды взаимного кредитования и фонды проката осуществляют свою деятельность на основе уставов, утвержденных учредителями. Предусматриваются многие другие формы поддержки ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Садовые и дачные земельные участки служат местом отдыха граждан. В этих целях на земельных участках они могут возводить жилые строения. Если последние отвечают требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, они могут быть переоформлены в жилые дома с правом регистрации проживания в них.
В Законе достаточно полно изложены нормы, регулирующие управление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями. К органам управления относятся: общее собрание членов объединения, правление, председатель правления, ревизионная комиссия, комиссия по контролю за соблюдением законодательства. Изложены их компетенция и ответственность за нарушение устава объединения и законодательства.
Закон разработан Комитетом Государственной Думы по аграрным вопросам при участии экспертов Правительства Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук, Института государства и права Российской академии наук, Московской областной Думы, Московского союза садоводов, Московского союза дачных кооперативов, Межрегиональной ассоциации "Садовод и закон".
Настоящим Законом не заканчивается работа над созданием законодательства для садоводов, огородников и дачников. Предстоит разработать законопроекты, регулирующие особенности оборота садовых, огородных и дачных земельных участков, налогообложения и другие вопросы.
В.С.ВЕРНИГОРА,
депутат Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации,
Председатель подкомитета
по многоукладной экономике
и социальному развитию села
ВВЕДЕНИЕ. О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
РАЗВИТИЯ САДОВОДСТВА, ОГОРОДНИЧЕСТВА И ДАЧНОГО
ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В Российской Федерации большой популярностью среди городских жителей пользуется ведение коллективного и индивидуального садоводства, огородничества и дачного хозяйства. В эту сферу деятельности вовлечено около 22,5 млн. семей или 70 млн. граждан.
Особенно высокий экономический и социальный престиж имеет садоводство. Только за 1991 - 1996 гг. число семей, занятых ведением садоводства, увеличилось с 8,5 до 15 млн. или на 76,5 процента. Площадь земельных участков под коллективными садами граждан возросла до 1347,7 тыс. га, средний размер одного садового участка составляет 9 соток (900 кв. м).
Садовые участки граждан выполняют две функции: служат источником важных продуктов питания и загородной базой отдыха индивидуального (семейного) пользования. Первая функция носит преимущественно потребительский характер.
В настоящее время садоводы выращивают 52 процента плодов и ягод от общего их количества, производимого в стране.
Городские жители проявляют интерес к ведению огородничества. В 1991 - 1996 гг. число семей, занятых огородничеством, увеличилось с 4,5 до 7,0 млн. или на 55,5 процента. Под огородами граждан занято 576,6 тыс. га, средняя площадь одного участка возросла до 8 соток (800 кв. м).
Огородники и садоводы производят на своих земельных участках 17 - 20 процентов картофеля и 23 процента овощей от общего их производства в стране.
Земельные участки для ведения огородничества выполняют в основном одну функцию - служат источником важных продуктов питания для семьи. Эта функция носит преимущественно потребительский характер.
В Российской Федерации 82 тыс. семей ведет дачное хозяйство. Их число за последние 7 лет увеличилось в 3 раза.
Первоначально дачи служили загородной базой отдыха индивидуального (семейного) пользования. Земельные участки под дачи предоставлялись в соответствии с Постановлением СНК СССР от 21 июня 1945 г. N 1466 генералам до 1,25 га, старшим офицерам - до 0,75 га. В 1956 г. предельные размеры дачных участков уменьшены до 0,3 га, в 1960 г. - до 0,15 га.
Земельные участки для ведения дачного хозяйства стали предоставляться не только военным, но и известным артистам, писателям, выдающимся ученым и другим деятелям, а с 1991 года - всем желающим гражданам Российской Федерации.
Со временем дачные участки стали служить не только загородной базой отдыха индивидуального (семейного) пользования, но и источником продуктов питания (фруктов, ягод, овощей). Идет процесс перерегистрации дач в садовые участки и наоборот. Площадь одного дачного земельного участка составляет в среднем 15 соток (1500 кв. м.).
В последние годы земельные участки предоставляются гражданам для ведения садоводства и дачного хозяйства в собственность. Возникло новое качество экономических отношений в этой сфере деятельности. Назрел вопрос о введении права частной собственности на огородные участки, которые до принятия настоящего Закона предоставлялись только в аренду или пользование.
По этим причинам необходимо совершенствовать правовое регулирование ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства в целях повышения эффективности использования земли и ее охраны, защиты прав и законных интересов садоводов, огородников и дачников, установления разумной материальной и административной ответственности за нарушение законодательства.
В СССР и Российской Федерации за последние 30 лет издано около 170 нормативных правовых актов, регулирующих земельные, имущественные и организационные отношения в коллективном садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве. Важно знать основные их положения с целью сохранения преемственности не утративших своего значения правил ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства в новых социально - экономических условиях как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.
Постановление Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 12 апреля 1965 г. N 453 обязало органы исполнительной власти автономных республик, краев, областей, советы профсоюзов, руководителей и профсоюзные комитеты предприятий, учреждений и организаций всемерно поощрять коллективное огородничество, отводить предприятиям, учреждениям и организациям земельные участки под коллективные огороды рабочим и служащим из расчета до 0,15 га на семью (на поливных землях участки сокращаются наполовину), организовывать продажу семенного и посадочного материала, огородного инвентаря, удобрений и ядохимикатов, обеспечивать подачу воды для полива, вспашку и обработку земельных участков, транспортировку рабочих и служащих на огороды, а также посевного, посадочного материала, выращенного урожая за счет средств огородников по действующим тарифам, организовывать коллективное хранение картофеля и овощей в приспособленных для этих целей помещениях предприятий, учреждений и организаций, привлекать специалистов для обучения граждан агротехнике выращивания овощей и картофеля.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 сентября 1977 года N 843 "О личных подсобных хозяйствах колхозников, рабочих, служащих и других граждан и коллективном садоводстве и огородничестве" предусматривалось увеличение производства и продажи строительных материалов и сборных садовых домиков рабочим и служащим - членам садоводческих товариществ (кооперативов), расширение (до полного удовлетворения потребностей) производства и продажи посадочного материала плодовых и ягодных культур, винограда, семян и рассады овощных культур, садово - огородного инвентаря.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 января 1981 г. N 27 расширило перечень услуг, оказываемых садоводам и огородникам. Органам государственной власти, предприятиям и организациям было поручено организовать продажу личным подсобным хозяйствам, садоводам и огородникам упаковочного материала, средств малой механизации, минеральных удобрений, ядохимикатов в расфасованном виде, торфа, навоза, известковых материалов. Установлено, что выполнение строительных, мелиоративных, дорожных, ремонтных работ, а также работ по электрификации, водоснабжению, по борьбе с вредителями и болезнями растений осуществляется по договорам с правлениями садоводческих товариществ и гражданами.
Разрешалось вводить в штат органов государственной власти СССР, союзных республик, краев, областей, автономных республик, районов, городов, Центросоюза должности специалистов по организации ведения гражданами личных подсобных хозяйств, коллективного садоводства и огородничества.
Предусматривалось решить вопрос о создании прокатных пунктов сельскохозяйственного инвентаря и необходимой техники для оказания помощи гражданам в обслуживании личных подсобных хозяйств, коллективных садов и огородов, издавать необходимые пособия для граждан.
На Министерство сельского хозяйства СССР и его органы на местах возлагалась координация работ по организации ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества, по оказанию агрохимической, зооветеринарной и другой помощи, по осуществлению контроля за фитосанитарным состоянием приусадебных земельных участков и коллективных садов и огородов.
Ставилась задача принять неотложные меры и повсеместно создать такое общественное мнение, при котором граждане ощущали бы, что, занимаясь огородничеством и садоводством, они делают полезное, государственное дело.
В 1983 году была разрешена продажа садоводам, дачникам и огородникам столярных изделий, санитарно - технического и другого оборудования и материалов, полученных при сносе, реконструкции и капитальном ремонте жилых домов, зданий и сооружений, которые повторно не используются в жилищно - коммунальном хозяйстве, а также материалов и оборудования, не используемых предприятиями и организациями (письмо Министерства торговли СССР и Госкомцен СССР от 27 декабря 1983 г.).
Вместе с этим нормативные акты предусматривали ограничения на размер земельных участков для ведения садоводства, на возведение летних садовых домиков, на отпуск строительных материалов и привлечение строительных организаций для строительства летних садовых домиков, на предоставление кредита членам садоводческого товарищества. Одним из таких актов является Постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1984 г. N 1286 "Об упорядочении организации коллективного садоводства и огородничества".
В нем определено, что в коллективных садах членам садоводческих товариществ земельные участки выделяются в размере от 400 до 600 кв. м. Конкретные размеры земельных участков в указанных пределах определялись органами, предоставляющими предприятиям, учреждениям, организациям земельные участки под коллективное садоводство, в том числе и профсоюзными комитетами этих юридических лиц, исходя из количества очередников, наличия и качества земель.
Освоение территории коллективного сада можно было начинать только после утверждения исполнительными комитетами районного, городского Совета народных депутатов, на территории которых находится садоводческое товарищество, проекта ее организации и застройки.
Члены садоводческого товарищества и коллектива огородников обязаны рационально и высокоэффективно использовать выделенные им земельные участки для производства фруктов, ягод, овощей и другой сельскохозяйственной продукции.
Министерству сельского хозяйства СССР поручалось утвердить нормативные требования по организации территории садоводческих товариществ, а Государственному комитету по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР - по ее застройке, а также проектированию и строительству на территории садоводческих товариществ зданий и сооружений.
Возведенные летние садовые домики и хозяйственные строения должны были приниматься в эксплуатацию комиссиями, образуемыми исполнительными комитетами районных, городских Советов народных депутатов, на территории которых находятся садоводческие товарищества, в порядке, установленном Советами Министров союзных республик.
Летние садовые домики не предназначались для постоянного проживания и не включались в жилищный фонд.
Запрещались отпуск материалов и предоставление транспортных средств и механизмов по заниженным ценам и тарифам, незаконное использование рабочей силы, а также незаконное привлечение неспециализированных строительных организаций для строительства летних садовых домиков и других строений на садовых участках.
Органам исполнительной власти поручалось обеспечить строгий контроль за соблюдением действующего порядка определения цен на продаваемые населению излишки, неиспользуемые, некондиционные и бракованные строительные материалы и конструкции, имеющиеся на предприятиях и организациях, независимо от их подчиненности, и на материалы и конструкции, получаемые при сносе, реконструкции и капитальном ремонте жилых домов, зданий и сооружений, а также за соблюдением установленного порядка продажи этих материалов и конструкций населению.
Предприятиям и организациям разрешалось выдавать кредиты членам садоводческих товариществ на приобретение или строительство летних садовых домиков и на благоустройство садовых участков под личные обязательства заемщиков.
Предоставленный кредит взыскивался досрочно, если член садоводческого товарищества возвел либо возводит летний садовый домик и другие строения без надлежащего согласования проекта или с отступлением от установленных норм.
Постановлением Совета Министров СССР от 15 мая 1986 г. N 575 "О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами" введены ограничения на передачу дач, садовых домиков в аренду. Предложено организовать учет лиц, сдающих жилые помещения, дачи, садовые домики в поднаем (наем), обеспечить строгое соблюдение ими требований законодательства, регулирующего вопросы поднайма (найма) жилья с тем, чтобы исключить личную наживу в ущерб интересам общества.
Важное значение для развития садоводства имело Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 сентября 1987 г. N 1079. Оно предусматривало:
- возможность организации садоводческих товариществ для колхозников, работников совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, проживающих в жилых домах многоэтажной застройки;
- строительство садовых домиков и хозяйственных строений на земельных участках в соответствии с типовыми и индивидуальными проектами;
- предоставление членам садоводческих товариществ кредита на строительство садовых домиков и благоустройство садовых участков в размере до 5 тыс. руб. с погашением в течение 10 лет, начиная с третьего года после получения кредита;
- осуществление приемки в установленном порядке от садоводческих товариществ на баланс районных энергетических управлений линий электропередач напряжением 6 - 10 киловольт низковольтных линий электропередач и трансформаторных подстанций, подключенных к электрическим сетям и электростанциям государственных энергосистем;
- расширение объема и видов платных услуг садоводам и огородникам, развитие кооперативной и индивидуальной деятельности;
- проведение смотров и конкурсов на лучший садовый и огородный участок, организацию ярмарок, пропагандирующих передовой опыт;
- проведение всесоюзных смотров садоводов и огородников с подведением итогов на ВДНХ СССР, республиканских, краевых, областных выставках с поощрением победителей.
Законом СССР "О кооперации в СССР" от 26 мая 1988 года установлено, что потребительские кооперативы удовлетворяют потребностям своих членов и других граждан в торговом и бытовом обслуживании, а также членов кооперативов в жилищах, дачах и садовых участках, гаражах и стоянках для автомобилей, в социально - культурных и других услугах. Наряду с указанными функциями потребительские кооперативы могут также развивать разнообразную производственную деятельность, т.е. быть кооперативами смешанного типа (ст. 3). Садоводческие и садово - огороднические товарищества являются составной частью системы кооперации (ст. 52).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1989 года N 216 "О дополнительных мерах по развитию личных подсобных хозяйств граждан, коллективного садоводства и огородничества, подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений, расширению кооперации предприятий промышленности и сельского хозяйства" разрешено увеличивать в необходимых случаях размер садового участка, выделяемого члену садоводческого товарищества, до 10 соток (1000 кв. м.) с учетом состава семьи, а также местных условий.
Закон СССР "О собственности в СССР" от 6 марта 1990 года установил, что в собственности граждан могут находиться: дачные, садовые дома, насаждения на земельном участке, средства производства для ведения садоводства, огородничества, произведенная продукция и полученные доходы, иное имущество потребительского и производственного характера (ст. 7).
Законом РСФСР "О земельной реформе" от 23 ноября 1990 года определено, что в собственность граждан могут передаваться земельные участки для ведения садоводства, животноводства, а также для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. На этих земельных участках собственники вправе возводить жилые дома и хозяйственные постройки (ст. 4).
Для ведения садоводства и животноводства в собственность граждан было решено бесплатно передать все ранее предоставленные земли, а также вновь предоставляемые малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.
Земельным кодексом РСФСР от 25 апреля 1991 года было определено, что за плату земельные участки передаются в собственность граждан для садоводства и животноводства в случаях предоставления для этих целей продуктивных сельскохозяйственных угодий (ст. 7).
Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства" от 23 декабря 1992 года предоставлено право собственности на землю и для ведения дачного хозяйства. Этим же Законом разрешено продавать земельные участки независимо от сроков приобретения прав собственности на продаваемый земельный участок в пределах норм предоставления земельных участков.
Граждане, имеющие земельные участки, размеры которых превышают предельные нормы, во всех случаях сохраняют право пожизненного наследуемого владения или пользования частью земельного участка, превышающей установленные предельные нормы. При этом граждане вправе приобретать данную часть земельного участка в частную собственность по договорной цене.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 г. N 503 утвержден порядок купли - продажи земельных участков гражданами.
Важно отметить, что Правительством Российской Федерации ставилась задача в основном обеспечить потребность граждан в садовых и огородных земельных участках (Постановление от 30 мая 1991 г. N 300).
Отношениям в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства все больше придается рыночный характер. Указом Президента Российской Федерации "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27 октября 1993 года N 1767 установлено, что граждане и юридические лица - собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями.
Граждане и юридические лица могут образовывать совместную или долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей.
Вместе с этим Гражданский кодекс Российской Федерации от 21 октября 1994 г. установил, что земли и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (ст. 129).
Правительством Российской Федерации утвержден порядок предоставления гражданам земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, а также для ведения садоводства, огородничества и животноводства (Постановление от 22 февраля 1991 г. N 110). Порядок предусматривает выделение земельных участков, предназначенных для обеспечения потребностей жителей городов, извещение населения о наличии, месте нахождения и размерах земельных участков для садоводства, огородничества и животноводства, подачу заявлений гражданами в органы местного самоуправления о предоставлении им земельных участков, подбор земельных участков с учетом имеющихся земельных фондов для указанных целей и пожеланий граждан, рассмотрение заявлений органами местного самоуправления и принятие решений в 3-недельный срок с момента подачи заявления, отвод земельного участка в натуре и выдачу правоустанавливающих документов. К сожалению, Постановлением от 26.02.92 N 119 Правительство Российской Федерации отменило шесть из одиннадцати пунктов данного Порядка, в основном касающихся предоставления земельных участков жителям столиц субъектов Российской Федерации.
Важной является процедура разработки схем размещения коллективных садов края, области, республики, автономного округа. Такая процедура разработана с использованием опыта размещения коллективных садов в стране. Она одобрена Научно - техническим советом Госагропрома СССР и утверждена Госагропромом СССР 1 сентября 1986 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему развитию коллективного садоводства и огородничества" от 15 мая 1986 г.
В соответствии с указанными нормативными актами схемы размещения коллективных садов должны разрабатываться во всех краях, областях, республиках, автономных образованиях. Схемы предназначены для решения вопросов отвода земель, они служат основой для определения объемов по строительству подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, производству индивидуальных садовых домов, установлению потребностей садоводческих товариществ в семенах, посадочном материале, удобрениях, рабочем инвентаре и т.п.
Схему составляют с учетом современного и перспективного использования земель, развития агропромышленного комплекса и других отраслей народного хозяйства, требований о водоохранных зонах рек, водохранилищ, других водоемов.
Схему разрабатывают на перспективу и ближайшее пятилетие с учетом полного удовлетворения потребностей граждан в садовых участках. Через каждые 5 лет в схему вносят необходимые уточнения.
Потребности граждан в садовых участках, как правило, удовлетворяют за счет земельных ресурсов области (края, республики, автономного образования). В отдельных случаях допускают размещение коллективных садов на землях смежных областей (краев, республик, автономных образований). Все проработки выполняются в схеме области (края, республики, автономного образования), жителям которой предоставляются садовые участки.
При составлении схемы выполняют следующие виды работ:
- устанавливают общую потребность в садовых участках в области (крае, республике, автономном образовании);
- изучают фактическую обеспеченность граждан садовыми участками и размещение коллективных садов;
- определяют потребность в садовых участках по периодам на расчетную перспективу;
- разрабатывают предложения по оптимальному размещению коллективных садов;
- выявляют и обследуют конкретные земельные участки, которые пригодны для ведения садоводства, и определяют их качественную характеристику;
- распределяют отобранные под коллективные сады земельные участки между городами, поселками городского типа и районами крупных городов.
Схему составляют в такой последовательности:
- подготовительные работы;
- полевые обследования;
- разработка схемы;
- согласование, рассмотрение, утверждение схемы и изготовление документов.
Работы, связанные с составлением схемы, выполняются за счет государственных ассигнований на землеустроительные работы.
Утвержденные в установленном порядке схемы становятся основой для отвода земель для коллективного садоводства и разработки проектов организации территории коллективных садов и их застройки.
Разработаны и утверждены Госагропромом СССР 22 июля 1986 г. и Госстроем СССР 11 декабря 1986 г. нормативные требования, которые регламентируют организацию территории при составлении проектов организации и застройки территории коллективных садов.
Составление проектов производят после предоставления в установленном порядке земельных участков. При предоставлении земельных участков под коллективные сады выполняют расчеты, обосновывающие их площадь и конфигурацию, и разрабатывают схему организации территории.
Предварительную общую площадь территории коллективного сада рассчитывают по формуле:
П = К x Р x Д,
где: П - общая площадь земельного участка коллективного сада; К - количество земельных участков; Р - размер земельного участка, выделяемого члену садоводческого товарищества; Д - повышающий коэффициент на земли общего пользования, который принимается равным: для малых коллективных садов (от 30 до 100 садовых участков) - 1,25, для средних (от 101 до 300) - 1,22, для крупных (свыше 301) - 1,19.
При необходимости проведения мелиоративных работ по осушению и орошению земель, создания водоемов или при уклоне территории свыше 8 град. общая площадь земельного участка для коллективного сада увеличивается на 5 процентов.
Границы коллективного сада устанавливают с учетом создания землепользований правильной конфигурации, совмещая их с естественными рубежами местности. При этом учитываются интересы местного населения, предприятий, организаций, учреждений (доступность к водным источникам, лесным массивам, к дорогам и другим объектам общего пользования).
Проект организации и застройки территории коллективного сада составляют на основании задания на проектирование, выдаваемого заказчиком и утвержденного органом местного самоуправления того муниципального образования, на территории которого находится садоводческое товарищество.
При организации коллективного сада разрабатывают основные мероприятия по освоению территории и охране природы, выделяют зону индивидуальных садовых участков с дорогами и проездами и зону общего пользования.
К мероприятиям по освоению территории коллективного сада относятся: осушение и орошение, культуртехнические работы, рекультивация нарушенных земель, нанесение плодородного слоя почвы, террасирование крутых склонов, выполаживание оврагов и балок, известкование и гипсование, защита от эрозии, подтопления, засоления, предотвращение оползневых процессов, природоохранные мероприятия, разработка мероприятий по эффективному использованию земель.
Под садовые участки отводят максимально возможную часть территории, составляющую не менее 75 процентов расчетной площади.
Конфигурацию садовых участков устанавливают по возможности прямоугольной с соотношением сторон, близким к 2 x 3.
Внутренние дороги и проезды рекомендовалось проектировать шириной 6 - 8 м в красных линиях с минимальным радиусом поворота 6,5 м. Профиль и уклоны дорог должны обеспечивать сток поверхностных вод со всей территории коллективного сада. Поперечные проезды между группами индивидуальных участков устанавливают не более чем через каждые 400 м.
В зоне общего пользования, сформированной из нескольких участков, размещают дом правления с медпунктом, артезианскую скважину, шахтные колодцы, детские игровые и спортивные площадки, магазин, автостоянки, фрукто- и овощехранилища, склады удобрений и химикатов, площадки для газовых баллонов, сбора мусора, помещения для хранения средств пожаротушения и другие сооружения.
При отсутствии постоянного источника водоснабжения на территории коллективного сада предусматривают создание водоемов в противопожарных целях.
С мест строительства дорог, зданий и сооружений плодородный слой почвы снимают и используют для улучшения малопродуктивных земель на садовых участках.
Расположенные на территории коллективных садов участки леса и отдельные деревья, которые подлежат охране, отмечают на проектном плане и передают садоводческим товариществам на хранение.
Организацию территории коллективного сада отображают на графических материалах: схема размещения коллективных садов на территории района в масштабе (М) 1:50000 - 1:100000, план своевременного использования территории с планировочными ограничениями - М 1:10000 - 1:25000, проектный план организации территории - М 1:1000 - 1:2000, чертеж перенесения проекта на местность - М 1:1000 - 1:2000.
При размещении группы коллективных садов на общем земельном массиве разрабатывают взаимоувязанные проекты организации и застройки их территорий.
В случае организации коллективного сада на нескольких разобщенных, близко расположенных земельных участках составляют единый проект их организации и застройки.
Проект организации и застройки территории коллективного сада утверждает орган местного самоуправления того административного района, на территории которого создается садовое товарищество.
Оригинал проекта со всеми дополнительными материалами хранят в проектной организации. Изготовленные проектной организацией 4 экземпляра копий проекта организации и застройки коллективного сада передают:
- органу местного самоуправления - 2 экз.;
- садоводческому товариществу - 1 экз.;
- предприятию, организации, учреждению, при котором создано садоводческое общество - 1 экз.
С 1986 года Государственный банк СССР в соответствии с решением Правительства СССР предоставлял долгосрочные кредиты на приобретение и строительство садовых домиков и благоустройство садовых участков сроком до двух лет. За пользование кредитом граждане уплачивали Сбербанку СССР 3 процента, а при просроченной задолженности - 6 процентов годовых. Сбербанку было предоставлено право в судебном порядке взыскивать досрочно задолженность по ссудам, используемым не по целевому назначению, с начислением 12 процентов годовых.
Ссуды выдавались под обязательства ссудозаемщиков. Нетрудоспособным гражданам разрешалось выдавать ссуды под поручительство трудоспособных граждан.
Участники Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним, а также жены (мужья) участников Великой Отечественной войны, совместно с ними проживающие, освобождались от уплаты процентов по ссудам, полученным на приобретение и строительство садовых домиков и на благоустройство садовых участков.
В 80-е годы садоводам предоставляли льготы по плате за электроэнергию (на уровне сельских потребителей), оказывали услуги при продаже садоводами выращенной продукции и др. В то же время они платили символический налог за землю.
В 90-е годы садоводы и садоводческие товарищества платят различные налоги, взносы во внебюджетные фонды, пошлины.
Так, садоводы, огородники и дачники платят земельный налог. Его величина зависит от размера участка, качества почвы и местоположения. Они платят налог на добавленную стоимость в размере 20 процентов стоимости электроэнергии и приобретаемых материалов и оборудования.
Садоводы, огородники и дачники перечисляют в бюджет подоходный налог в размере 12 процентов, удерживаемый из зарплаты лиц, работающих по договору найма в садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан.
Садоводы и дачники платят налог на имущество, находящееся в собственности. Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается по ставке 0,1 процента от их инвентаризационной стоимости.
В соответствии с законом садоводы и дачники уплачивают налог с имущества, переходящего физическим лицам в порядке наследования и дарения.
Садоводческие товарищества уплачивают от начисленной заработной платы наемных работников в пенсионный фонд 21,6 процента, в фонд медицинского страхования - 3,6, в фонд социального страхования - 5,4, в фонд занятости - 2, транспортный налог - 1, на содержание милиции - 1 процент. Всего садоводческие товарищества уплачивают налогов около 40 процентов от суммы взносов садоводов. Кроме того, садоводы и дачники уплачивают пошлины за нотариальные действия, совершаемые нотариальными конторами и местными администрациями, платят за изготовление планов (чертежей границ) земельных участков, налог на денежную выручку, полученную от продажи выращенной продукции, земельного участка и др.
Большие расходы несут садоводы и дачники на строительство садовых домов, дач и других строений и сооружений, на благоустройство земельных участков, на проезд до садовых участков и обратно.
Ведение садоводства и дачного хозяйства стало дорогим занятием, настолько дорогим, что многие граждане выходят из садоводческих товариществ и дачных кооперативов в надежде уменьшить налоговое бремя или отказываются от земельных участков.
Учитывая экономическую и социальную значимость дальнейшего развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства в стране, Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" призван содействовать ведению гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства путем расширения прав по совершенствованию организационно - правовых форм садоводческих, огороднических и дачных объединений, предоставления прав по созданию добровольных объединений взаимопомощи, оказания поддержки государственными органами власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, сохранения и правового закрепления лучших традиций в этой сфере деятельности граждан.
Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определяет долгосрочную социальную политику государства по обеспечению граждан экологически чистыми фруктами, ягодами, овощами собственного производства, созданию загородных баз отдыха индивидуального (семейного) пользования, превращению нашей страны в цветущий сад.
И.А.АЛТУХОВ,
доктор экономических наук,
профессор