Юрий Кочемин
За себя и за того парня
Основную часть бремени нового транспортного налога возьмут на себя столичные владельцы мощных автомобилей
Разъезжая по городу на мощных машинах, чиновники подают не лучший пример горожанам.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)На очередном заседании Мосгордумы 18 мая был принят в первом чтении проект закона города Москвы «О транспортном налоге». Законопроект устанавливает новые размеры ставок транспортного налога с 1 января 2009 года, в частности повышение в 1,5 раза ставок для легковых автомобилей с двигателем мощностью свыше 125 лошадиных сил (л.с.). Для машин с двигателем с меньшим объемом ставки останутся прежними. Однако, по мнению экспертов, платить за мощность двигателя, который никак не влияет на дорогу, по меньшей мере глупо. Другие специалисты считают, что подобным образом столичные чиновники подталкивают жителей к покупке малолитражных автомобилей.
Заплатят все
На заседании Мосгордумы в первом чтении была принята новая редакция городского закона «О транспортном налоге». По замыслу инициаторов, необходимость в установлении новых размеров ставок транспортного налога с 1 января 2009 года назрела давно, так как действующие ставки не пересматривались с 1 января 2006 года. При этом средняя заработная плата населения по городу Москве за 2006–2008 годы выросла в два раза.
«Законопроектом предусматривается изменение ставок транспортного налога в зависимости от категории и мощности транспортных средств. К примеру, для легковых автомобилей мощностью до 125 лошадиных сил сохраняются действующие налоговые ставки, мощностью свыше 125 лошадиных сил – ставки повышаются в 1,5 раза», – сказал докладчик по законопроекту, первый заместитель руководителя департамента экономической политики и развития Москвы Валерий Жаров, сообщают РИА Новости.
По мнению столичных законодателей, нововведение в налогообложении не коснется 75% московских автолюбителей, так как, по их данным, именно такое количество водителей имеют машины мощностью до 125 лошадиных сил. «С установлением повышенных ставок налога два года назад общая численность легковых автомобилей в Москве выросла на 13%, при этом число машин мощностью 200–250 л.с. возросло на 60%, мощностью свыше 250 л.с. – на 80%», – заметил Валерий Жаров. Также законопроект предусматривает введение дополнительной дифференциации налоговых ставок для грузовых автомобилей и автобусов согласно сроку их использования. Если подобное транспортное средство использовалось до пяти лет, то сохраняются действующие налоговые ставки, а со сроком выше пяти лет – налоговые ставки повышаются в 1,5–1,6 раза. По прочим транспортным средствам предлагается повысить налоговые ставки в 1,3–1,7 раза.
Также предлагается изменить время выплаты налога. «Законопроектом предусматривается изменение срока уплаты транспортного налога физическими лицами – с 1 апреля на 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом», – сообщил Жаров. Документ предусматривает также дополнительные льготы для автовладельцев – ветеранов боевых действий, а также для родителей, опекунов и попечителей ребенка-инвалида. Но предлагается также введение ограничения, согласно которому льготы не распространяются на водные, воздушные транспортные средства, снегоходы и мотосани.
Малолитражкам в помощь
Однако столичные владельцы машин с мощностью двигателя более 200 л.с. крайне недовольны подобной инициативой. По их мнению, эти автомобили не оказывают такого влияния на дорогу, как старые «шестерки» и «Волги». «Надо отметить, что я на своей машине, сколько бы в ней «лошадок» ни было, езжу только на работу и домой. В то время как таксисты-частники на своих раздолбанных машинах изъезжают весь город вдоль и поперек, – говорит владелец BMW пятой серии Станислав. – Неужели моя машина занимает места на дороге больше, чем какая-нибудь «Волга»? Или наносит больше вреда дороге или воздуху, чем «Жигули» восьмидесятого года выпуска? Естественно нет. Так почему же я должен платить больше?» Такого же мнения придерживается и президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. По его словам, подобное распределение налога по мощности автомобиля – глупость. «Никто еще не доказал, что больший объем двигателя требует большего вливания денег на строительство дороги, поэтому непонятно, почему одни люди должны платить больше, чем другие, – рассуждает он. – По моему мнению, налог должен браться с пробега, кто сколько наездил, за столько и заплатил, а вычислять это можно, например, во время техосмотра».
Также, по его мнению, раздражение у водителей вызывает даже не сумма налога, а непрозрачность системы трат собранных средств. «Нам всегда говорят, что эти деньги пойдут на ремонт дорог, но какая точно часть из заплаченного налога идет на это, мы не знаем, – говорит Виктор Травин. – В США каждое ведомство отчитывается, на что пошли налоги того или иного гражданина, это значит, что у каждого есть возможность посмотреть, даже в интернете на сайте ведомства, на что и как пошли его кровные. У нас же получается так: деньги возьмем, а уж куда потратим – это наше дело». По его словам, рассказы чиновников об огромных затратах на ремонт дорог и повышение налогов в связи с этим никак фактически не влияют на качество дорожного покрытия. «Несмотря на огромные суммы наших денег, которые на это идут, мы видим ту же колейность и те же проблемы с качеством трасс», – считает специалист.
Подобное увеличение налогов на транспортные средства может быть не чем иным, как подталкивающим шагом для москвичей к смене более мощных машин на малолитражки, считает исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. «По логике вещей, увеличение транспортного налога приведет именно к этому, – говорит он. – Кроме того, нужно напомнить, что столичный градоначальник совсем недавно призывал москвичей пересаживаться в малолитражные автомобили, при этом обещал даже разработать программу, по которой владельцы таких машин получат существенные льготы».
Закон может не пройти
В 2007 году поступления от транспортного налога составили 5,4 млрд. руб., в том числе организации заплатили 1,2 млрд. руб., граждане – 4,2 млрд. руб. По сравнению с предыдущим годом поступления выросли в 2,3 раза. Такой рост налоговики, в частности, объясняют увеличением количества наземных транспортных средств в 2006 году на 18% по сравнению с 2005 годом. В этом году в бюджет Москвы от транспортного налога ожидается поступление около 7 млрд. руб. По мнению Валерия Жарова, несмотря на то что законопроект коснется лишь 25% автовладельцев, ожидаемые поступления в бюджет от повышения транспортного налога возрастут в 1,4 раза, то есть до 9,5 млрд. руб.
В то же время еще 9 июня при рассмотрении закона бюджетно-финансовой комиссией Мосгордумы депутат Александр Крутов в своем содокладе отметил, что значительный общественный резонанс среди жителей города, вызванный непосредственно самим фактом подготовки исполнительной властью данного законопроекта. «При этом обращает на себя внимание не информированность населения о документе, о его положениях и статьях, и, как следствие, панические ожидания автовладельцев, что будущий закон окажется для них разорителен. Между тем это не так», – сказал депутат. Стоит отметить, что столичные чиновники уже пытались внести данный законопроект в 2007 году, но тогда он не прошел. Даже если закон будет принят, то действовать он начнет не раньше чем в 2010 году.
Предлагаемые ставки транспортного налога
Наименование объектов налогообложения Налоговые ставки (руб.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя: 2006–2007 г. 1 января 2009 г.
7 7
свыше 100–125 л.с 20 20
свыше 125–150 л.с. 20 30
свыше 150–200 л.с. 30 45
свыше 200–250 л.с. 50 75
свыше 250 л.с. 100 150
материалы: Независимая Газета© 1999-2007
Опубликовано в Независимой Газете от 20.06.2008