Кто в реальности зарабатывает на бонусах и кешбэках?
Текст: Михаил Сафонов
Сбербанк не намерен вводить кешбэк. Но, по словам Германа Грефа, банк будет и дальше развивать свою бонусную программу «Спасибо»
Фото: pixabay.com
Герман Оскарович несколько лукавит. У Сбербанка нет и, как сказал Греф, не будет кешбэка, но у него есть система бонусов «Спасибо от Сбербанка», и недавно банк разрешил менять их на рубли. Правда, для этого нужно получить высший уровень в программе лояльности, выполнить множество заданий банка — если проще, совершить много покупок, оплатив их картой. Да и меняют один бонус на 50 копеек.
Но если клиент настойчиво хочет получать «Спасибо», то он добьется от банка живых денег — то есть, по сути, кешбэка. В остальном же система Сбербанка работает примерно так же, как и остальные: хоть у банка, хоть у кофейни, хоть у магазина.
Тимур Нигматуллин финансовый аналитик компании «Открытие Брокер» «Бонусная система — это популярный способ стимулировать покупательскую активность клиентов, при этом экономика этой системы настроена таким образом, что клиент думает, что она гораздо выгоднее того, чем является на самом деле».
То, что в народе называют словом «халява», конечно, в жизни случается, но только не в случае с банками. Они обещают кешбэк 5%, 10%, а на некоторые покупки у партнеров 20% и даже 30%. Но клиенты часто не обращают на очень важный предлог «до»: до 5%, до 10% и так далее. А это «до» может быть совсем небольшим, объясняет главный эксперт Frank Research Group Дмитрий Тарасов:
Дмитрий Тарасов
главный эксперт Frank Research Group«Наши собственные исследования показывают, что кешбэк в зависимости от объема трат и щедрости тех, кто разрабатывал программу, в реальности составляет очень небольшую сумму, в лучшем случае четверть процента при обещанных, например, одном проценте».
Если отнестись к явлению «кешбэк» совсем уж философски, то платим мы его себе сами. Допустим, магазин принимает карты. Он платит за эту возможность банку. Когда мы за свои деньги покупаем товары, наш банк за это получает небольшую комиссию от суммы покупки, то есть зарабатывает на этом. Частью этого заработка он делится с нами в виде кешбэка. Но все эти операции заложены в стоимости товаров, которые мы покупаем за свои деньги. Причем банк настойчиво просит нас расплачиваться картой и совершать больше покупок. Тем самым он не только зарабатывает, но и экономит на обслуживании банкоматов и их инкассировании. Об этом Business FM ранее рассказывал заместитель председателя правления ВТБ Анатолий Печатников:
Анатолий Печатников
заместитель председателя правления ВТБ«Стимулировать людей свою заработную плату тратить именно в безналичном виде, используя пластиковую карту для оплаты. Получается, что мне это намного выгоднее как кредитному учреждению, именно такую модель клиентскую поощрять. Потому что я существенно больше потрачу денег на инкассирование этого банкомата, чтобы обеспечить снятие наличных».
Возможно, неслучайно Греф оговорился, что программа «Спасибо от Сбербанка» приносит убыток в 25 млрд рублей. Некоторые СМИ именно с таким заголовком и опубликовали эту новость. Но Герман Оскарович потом поправился: это деньги, которые банк тратит на программу лояльности, а сама по себе она прибыльна.
Правда, размер прибыли банкир не уточнил, пообещав подвести итоги позже. И это будет очень интересно, потому что Сбербанк в этом году перезапустил систему бонусов. Теперь банк дарит не только «Спасибо», но и «Большое спасибо», «Огромное спасибо» и даже «Больше, чем спасибо». И к этой россыпи благодарностей хочется добавить: «за то, что помогаете нам зарабатывать».