Нам нужна ваша земля. Что изменится с принятием закона об изъятии недвижимости?
Текст: Михаил Сафонов
Госдума недавно одобрила документ в первом чтении и сейчас готовит поправки. Закон упростит изъятие домов и земель в градостроительных целях. Business FM собрала истории тех, у кого уже забирают недвижимость
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Российские активисты во вторник, 4 декабря, подадут обращения в Госдуму против закона об изъятии недвижимости. Парламент недавно принял его в первом чтении и сейчас готовит поправки. Закон упростит изъятие домов и земель в градостроительных целях.
Тимур Саитов живет в поселке Нагорный, это в черте Казани. Несколько месяцев назад он с удивлением узнал, что по новому Генплану в его поселке и в других планируют снести десятки частных домов. На их месте, прямо как в знаменитом фильме Эльдара Рязанова, пройдет скоростная магистраль.
Тимур вместе с другими жителями собрал инициативную группу, начали встречаться с чиновниками, ходить на публичные слушания. По поводу возможных компенсаций речи пока не было, рассказал Business FM Тимур Саитов:
— А что-то вашей инициативной группе про компенсацию говорили?
— Закон предполагает возможность изъятия под какие-то нужды участков и компенсации их рыночной стоимости. Но опять-таки это будет зависеть от того, как посчитают и кто посчитает. Поскольку назначает оценщика само государство или город, то тут сложно ожидать действительно достойной компенсации. Это же строительство. Это не просто квартиру купить. Многие люди сами строили свои дома, облагораживали в течение многих лет, десятков лет.
Таких историй масса. А новый закон упрощает изъятие участков ради городских нужд. И собственник не сможет судиться с властями за то, что те его переселяют, но сможет поспорить насчет размера компенсации. Сейчас с этим проще — прошла кадастровая оценка, и стоимость земли и домов действительно указывается рыночная. А иногда настолько рыночная, что люди возмущаются налогами на имущество.
Но вот случай, который произошел в Челябинске. Там местные жители пообещали лечь под бульдозеры. Их дома хотят снести, чтобы построить развязку — аккурат к саммитам ШОС и БРИКС, которые пройдут в Челябинске в 2020 году. Жители, в общем-то, не спорят. Но они хотят справедливую компенсацию за дома в центральном районе. Об этом челябинцы рассказали порталу 74.RU:
«Мы не согласны с их суммой, так как нельзя приобрести на это даже через остановку квартиру 50 квадратных метров с черновой отделкой. У меня новая крыша, забор. Я же не должна была ждать из года в год, когда они нас снесут, и у меня будет крыша течь, я поменяла полы, сделала ремонт в доме. Сейчас то, что они мне хотят 700 тысяч дать, если есть справедливость, мы бы хотели добиться справедливости».
И в то же время закон, который готовится принять Дума, — нужный. Хотя каждый конкретный собственник, которого он затронет, явно не согласится. Но часто проекты затягиваются из-за того, что власти не могут договориться с жителями. Как правило, все дело в деньгах. И не всегда совесть отсутствует лишь у чиновников. Случается, что у и жителей.
Да, человек привык к своей квартире, дому, даче, у него там любимая яблоня и крыжовник. Но города, дороги, развязки, больницы, детские сады тоже нужно строить. Гендиректор группы компаний «Гео Девелопмент» Максим Лещев приводит в пример недавнюю реконструкцию Калужского шоссе в Москве:
Максим Лещев
гендиректор ГК «Гео Девелопмент»«Оно проходило по чьим-то землям, домам, производствам. В итоге построили и разгрузили Калужское шоссе. Сейчас там жизнь стала намного веселей — пробок стало меньше. Но это было бы невозможно без изъятия. Соответственно, может быть, ущемляя интересы ограниченного круга лиц, мы спасаем положение многих других лиц, в том числе исправляя ошибки прошлых градостроителей».
Что касается судьбы наших героев, то, по словам Тимура из Казани, жителям пообещали, что дома сносить не будут, а в Генплан внесут изменения. Но когда это сделают и сделают ли, неизвестно. И закрадывается шальная мысль, что власти ждут, когда Дума примет закон. Героиня челябинского ролика в личной переписке рассказала, что будет добиваться справедливой компенсации за свой дом. Но по телефону общаться отказалась, объяснив это фразой: «Нам никто, наверное, не поможет».