Как частичное снятие ограничений на иностранный капитал повлияет на российский бизнес?
С 1 декабря, наращивая долю иностранной компании свыше 49%, компании при соблюдении определенных условий не потеряют статус малого предприятия и льготы и преференции от государства
Фото: depositphotos.com
Российские власти частично сняли ограничения на участие иностранных компаний в капитале российского бизнеса. Соответствующие поправки прописаны в законе «О развитии малых и средних предприятий», принятом еще в августе этого года.
С 1 декабря, привлекая иностранные инвестиции и наращивая долю иностранной компании свыше 49%, бизнесу можно не бояться потерять статус малого предприятия, а также все льготы и преференции от государства. Как поправки могут повлиять на бизнес и какие предприятия могут стать интересными для иностранного капитала?
Дмитрий Несветов
член совета московского отделения «Опоры России»«Мне кажется, это решение не экономическое и не связанное с конкретными бизнес-процессами, а это, скорее, решение идеологического характера, по крайней мере, я таким образом его воспринимаю. Это один из механизмов, которые должны были бы, по крайней мере хотя бы на формальном уровне, убрать очередной барьер для инвестиций. Сфера, которой эти поправки и эти изменения могут коснуться, связана с информационными технологиями. Здесь, я думаю, контролировать уставный капитал, возможно, для учредителей и совладельцев-нерезидентов принципиальнее, чем в какой бы то ни было другой сфере. Насколько это будет эффективно, судить трудно, в первую очередь потому, что инвестиции в Россию останавливают не только законодательные ограничения, но и общая бизнес-ситуация, бизнес-климат, который сейчас, как модно выражаться, довольно токсичен».
Ранее доля иностранного капитала должна была быть не более 49%. С 1 декабря такое ограничение снято при соблюдении нескольких условий. Например, компания должна удовлетворять критериям малого и среднего бизнеса по максимальной численности штата и выручке: для малого предприятия это 800 млн рублей и 100 человек, для среднего — 2 млрд рублей и 250 человек.
Кроме того, иностранная компания не должна быть офшорной. Однако в офшорах как таковых ничего страшного нет, и это еще одно ограничение для зарубежного капитала, считает гендиректор агентства разведтехнологий «Р-Техно» Роман Ромачёв:
Роман Ромачёв
генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно»«Здесь идет опять же какое-то несоответствие с антимонопольным законодательством. Почему одним иностранным компаниям можно, а офшорам нельзя? Многие инвесторы, инвестиционные компании располагаются как раз в офшорных зонах, чтобы вести свое налоговое регулирование как можно выгоднее. Поэтому не надо опасаться офшоров. Есть офшорные компании, которые достаточно чистые и белые, и инвесторы, которые в них состоят, так или иначе всем известны».
Для крупных российских компаний все останется без изменений. Они также не смогут увеличить долю участия иностранной компании в своем бизнесе свыше 49%.