Новогодний внутренний туризм: как россияне зарабатывают на Airbnb
Текст: Наталия Шашина
Многие открыли для себя этот сервис во время ЧМ, сдают квартиры на этой онлайн-площадке. Есть ли негативные стороны в ее популярности?
Фото: depositphotos.com
В России — тренд на внутренний туризм на новогодние праздники. К такому выводу пришла компания Airbnb. По ее данным, количество российских путешественников, собирающихся в Москву на каникулы, выросло на 214% по сравнению с прошлым годом. В Сочи поедут на 175% больше, чем в прошлом году, Казань собираются посетить на 117% больше россиян.
Многие россияне открыли для себя мир Airbnb во время мундиаля. Хрущевки в Саранске по 100 тысяч за ночь так никто и не снял, но некоторые, попробовав сдавать свое жилье, превратили это в постоянный источник дохода.
Лада и ее семья живут в двухкомнатной квартире в пределах Садового. В гостиной спят сами, маленькую спальню летом стали сдавать гостям. Во время чемпионата удалось заработать около 80 тысяч за месяц. В несезон спальню арендуют за полторы — две с половиной тысячи за ночь. Минусы есть, но небольшие. Соседи иногда недовольны, рассказывает сама Лада:
«Хочется, например, одному побыть, и все равно, знаешь, что у тебя за спиной кто-то шебуршит, кто-то шелестит листиком. Порой приезжают люди, которые просто сами по себе тебе могут не понравиться, но все равно приходится с ними жить. Нашей соседке не нравится то, что к нам, видите ли, приезжают китайцы, хотя ее уборщица китаянка. Я говорю: тогда, если вы боитесь, что вас ограбят, пожалуйста, вы можете приставить к своей квартире милиционера, поставить камеры — делать что хотите».
Лада сдает комнату в своей квартире, но многие выставляют на Airbnb то, что сами же снимают. Показывать документы на собственность никому не нужно, достаточно паспорта. Это, конечно, риск для потенциальных съемщиков, но сервис дает гарантии: и гостей, и арендодателей оценивают по отзывам, проблемы улаживает служба поддержки.
По сути такая экономика совместного потребления выгодна всем — кроме соседей таких арендодателей, государства и традиционных отелей. На вопрос «А платите ли вы налоги?» некоторые из опрошенных Business FM арендодателей отвечали в духе «Боже упаси, я же и так оплачиваю сбор Airbnb». Это 3% от суммы. Отелям же приходится и проходить проверки, и платить налоги, и выживать в условиях демпинга.
Впрочем, президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров сам пользуется сервисами наподобие Airbnb:
— Я сам как потребитель для того, чтобы четко разговаривать со своими коллегами и оппонировать им, о себе говорю: ребят, я, например, приезжаю поздно вечером и рано утром уезжаю, и практически в пять раз дешевле, потому что мне надо 12 часов провести в том месте, в котором я могу просто переночевать. Мне не нужны никакие удобства, я просто переночевал и уехал.
— И что ваши коллеги вам отвечают, представители отелей?
— Они говорят: да, это хорошо, но тут необходимо, чтобы государство контролировало это с точки зрения налогообложения, для того, чтобы совсем не было демпинга.
— А отели не пытаются вводить почасовую оплату?
— Кто-то чего-то делает, но крупные сети очень консервативны.
В мире постепенно ужесточают регулирование: в Сан-Франциско заговорили о «кризисе жилья» из-за того, что владельцы квартир стали выгонять старых арендаторов, чтобы сдать жилье туристам. Теперь там нужно получать обязательную лицензию для краткосрочной аренды. В Японии еще строже: для получения лицензии определено количество квадратных метров на гостя, размер уборной, а для приема иностранцев необходимо согласие всех жильцов дома.
В России, возможно, все только впереди: пользователи соцсетей обращают внимание, что Airbnb, как и Blablacar и другие сервисы, предполагающие совместное потребление, периодически подвергаются критике. На смену, как шутят в соцсетях, могли бы прийти сервисы с названиями «Яндекс.ночевка» или «Хата. Мэйл.ру».