Законодатели вспомнили о доходах блогеров
Текст: Иван Медведев
Их предлагают обложить налогом. Что об этом говорят сами блогеры и как они зарабатывают на продвижении товаров в соцсетях?
Фото: depositphotos.com
В Госдуме снова предложили обложить налогами Instagram-блогеров. Инициативу озвучил депутат Андрей Свинцов. По его мнению, регистрация аккаунта в виде юридического лица позволит блогерам обезопасить свою страницу в Instagram от рисков, связанных с хакерскими атаками, а также даст возможность использовать аккаунт, например, в качестве залога по кредиту. Эксперты в перспективу этой идеи не верят, а предыдущий опыт попыток заставить блогеров платить налоги лишь подтверждает этот скепсис.
Исполнилось 14 лет — получил паспорт, придумал название аккаунта и идешь его регистрировать. С паспортом — такова идея депутатов. Тогда хакерские атаки уже не страшны, подписчики не пропадут, а налог при этом составит всего 1%.
Телеведущая, инстаблогер Виктория Боня говорит, что сама она и так чиста перед фискальными органами, но дополнительные гарантии безопасности, по ее словам, могут заинтересовать других:
Виктория Боня
телеведущая, инстаблогер«Мы все равно платим налоги, если получаем какой-то доход от наших социальных сетей. Я, допустим, плачу как индивидуальный предприниматель, мой бренд зарегистрирован. У меня есть своя линия одежды. Все то, что приносит доход, безусловно, так или иначе регистрируется и оплачивается, я имею в виду, в казну».
Однако речь все-таки не об Instagram-магазинах, а о персональных страницах, которые реальные звезды соцсети могут быстро восстановить даже в случае атаки. Реклама в таких аккаунтах почти ни у кого не облагается налогами, уверен генеральный директор аналитического агентства Telecomdaily Денис Кусков.
Денис Кусков
генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily«На сегодняшний момент действительно 90%, наверное, даже больше рекламы в Instagram — это «серый» рынок. Есть, конечно, часть людей, которые занимаются этим официально. Какую долю с реальных доходов они платят, сказать затрудняюсь».
У звезд Instagram из первой десятки действительно могут быть юрлица, через которые платежи проводятся вбелую, но у них же есть менеджеры, которые просто говорят номер карты, на которую нужно скинуть деньги, рассказали Business FM источники, которые пользовались такими услугами. Один рекламный пост на такой странице может стоить сотни тысяч рублей в зависимости от статуса звезды. У людей с меньшим социальным капиталом расценки, конечно, скромнее.
Рекламируют всё. Та же Виктория Боня, например, рассказывая в Instagram о том, как ее багаж досматривали в одном из аэропортов, разместила фото открытого чемодана, в котором из шортиков аккуратно торчал шуруповерт Bosh. «Дочь подложила», — прокомментировала тогда Боня. Теперь же в беседе с радиостанцией она просто не смогла вспомнить эту историю.
Чаще всего в Instagram звезды рекламируют косметику, но список этим не ограничивается. Ксения Собчак, например, попала в грандиозный скандал, продвигая в сети «водородную воду».
Понять, что тот или иной пост — реклама, нетрудно, доказать — почти невозможно. Инстаблогеры всегда могут сказать: «Друг попросил поддержать», «Мне правда нравится эта тушь» или гениальное от Бони «Дочь подложила». В Госдуме это понимают и добавляют, что официальная регистрация и уплата налогов — дело добровольное. Вот что Business FM заявил депутат Андрей Свинцов:
Андрей Свинцов
депутат«Человеку, который хочет коммерциализировать эту деятельность, стать профессиональным блогером, зарабатывать на рекламе, конечно, выгодно иметь такой документ, подтверждающий, что это его. Для чего это нужно? Что это ему дает? Ему дает это возможность в дальнейшем быть в легальном поле. Легально покупать квартиру, легально брать под этот домен кредит, он может бренд оставить по наследству, потом так же он спокойно, легально, смотреть в глаза свои друзьям и родственникам. Говорить, что он заработал эти деньги легально, ему не надо прятаться, скрываться. Заплатив всего 1% налога, он получает новую, яркую, красивую жизнь».
«Спокойно смотреть в глаза друзьям, обретая новую яркую, красивую жизнь». Под таким постом депутат Свинцов мог бы с легкостью прорекламировать, например, контактные линзы. Как-никак 13 тысяч подписчиков.