Как теперь будут определяться цены на бензин?
Текст: Михаил Сафонов
Биржевые цены на бензин снова выросли, хотя в конце прошлой недели снижались. Заодно стали известны детали соглашения правительства с нефтяниками
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Договаривались, договорились, но цены снова выросли. Бензин отметил начало рабочей недели ростом в 1,5% на Петербургской бирже. Хотя на прошлой неделе, когда правительство заключило договор с нефтяниками, цены там пошли вниз. Это была первая эмоциональная реакция.
Сейчас, наверное, снова эмоции. Биржа в том виде, в котором она существует на данный момент, переживает, возможно, последние дни. С 12 ноября от торгов отстраняют трейдеров. Запрет будет действовать полгода, но что к концу марта решат власти, сейчас не знает никто. Что будет с трейдерами, которые перестанут заниматься своим делом, тоже неизвестно.
Планируется, что взаимодействовать на площадке будут непосредственно нефтяники и их потребители: АЗС, промышленные, сельскохозяйственные компании. Суть идеи в том, чтобы исключить из цепочки спекулянтов, которые покупают на бирже топливо и моментально его перепродают, накручивая цены.
Идея хороша в первую очередь своим популизмом. Плоха тем, что могут быть перебои с поставками топлива в регионы, туда, где не работают вертикально интегрированные нефтяные компании (сокращенно ВИНКи). Мнение управляющего партнера компании «Петролеум трейдинг» Максима Дьяченко:
Максим Дьяченко
управляющий партнер компании «Петролеум трейдинг»«Такие регионы, как Якутия, Крым, еще много регионов, в которых нет вообще баз ВИНКов, сразу остаются без снабжения. Просто их сейчас снабжают исключительно трейдеры. Многие компании просто даже не аккредитованы на бирже, они покупают через трейдеров. Многие компании покупают через какие-то свои торговые дома. У них также на балансе нет АЗС. Эту картину, кроме самих трейдеров, никто не видит. Мы об этом уже в компетентные органы сообщили. Я думаю, что запрета трейдеров не будет».
Трейдеров поддержала и независимая розница. Хотя по идее именно АЗС должны страдать из-за того, что они приобретают у перекупщиков топливо по завышенным ценам, не могут конкурировать с заправками крупных нефтяников и теряют прибыль.
Хотя нередко бывает, что владельцам независимых НПЗ заодно принадлежат и торговые компании. Но дело не только в этом. Трейдеры приносят на биржу деньги, десятки миллиардов рублей, они покупают топливо в больших объемах и распределяют его между мелкими потребителями. Заправка, которой нужно всего два бензовоза, не идет на биржу, она идет к перекупщику.
Трейдеров можно назвать спекулянтами, а можно — посредниками, с которыми все привыкли работать. Ситуацию комментирует ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:
Рустам Танкаев
гендиректор компании «Инфотэк-терминал», ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России«Даже если нефтяная компания, которая подписала соглашение, не поднимает цены, она выходит на биржу и по фиксированной цене продает партию этого самого товара. Покупает ее посредник. Посредник потом с другими посредниками ведет торги, и цены поднимаются, естественно. Можно свести вместе производителей — НПЗ — и владельцев заправочных станций, легко можно свести за одним столом, поставить им пару пива и пускай сидят, но торговли между ними никакой не будет».
Сейчас объемы продаж топлива на бирже небольшие. Но, как стало известно СМИ, прошло предложение «Роснефти». Все нефтяные компании будут обязаны отправлять на перегонку 17,5% своей нефти, и этот бензин в обязательном порядке останется на внутреннем рынке. Видимо, продавать его будут через биржу.
А вот идея правительства лишить трейдеров права на экспорт, из-за которого появился дефицит топлива и выросли цены, не прошла. Это было компромиссное предложение, чтобы и насытить внутренний рынок бензином, и не ломать полностью существующую систему торговли.
В итоге на бирже временно вместо спекулянтов будут монополисты, но с государственным регулированием цен — на площадке, сам дух которой в том, что цены определяет рынок, и часто случается, что они растут.