Как не нарушить закон при работе с ИП?
01.11.2018
В настоящее время широко практикуется использование в структуре компаний физических лиц в статусе индивидуальных предпринимателей. Спецрежимы налогообложения и простые способы конвертации денежных средств в наличные привлекательны для бизнеса любого уровня. Поэтому массовое использование сотрудничества с ИП как инструмента оптимизации отнесли такие правоотношения в зону пристального контроля со стороны налоговых органов.
Павел Свинин
«Встраивание» в бизнес индивидуального предпринимателя
Вольно встраивая в бизнес-процесс ИП, руководители и финансисты часто игнорируют требования налогового законодательства. При формальном соблюдении правовых норм возникшие правоотношения не рассматриваются сторонами с точки зрения наличия в договорах деловой цели и не связаны с исполнением обязательств по нему именно контрагентом-предпринимателем. В то же время соблюдение именно этих условий позволяет налогоплательщику использовать налоговые преференции без риска квалификации его действий как направленных на получение необоснованной налоговой выгоды.
Бизнес, выстраивая отношения подобным образом и формируя свои затраты за счет лицензионных и иных платежей в адрес индивидуального предпринимателя, пользуется распространенными схемами взаимодействия без надлежащей оценки их правовой природы. Часто подобные ошибки совершаются при включении в структуру компаний индивидуальных предпринимателей — правообладателей результатов интеллектуальной деятельности, лицензиаров, получающих соответствующие платежи. Так, бенефициары, регистрируя на себя товарные знаки, заключают с компанией лицензионные договоры, получают лицензионные платежи, руководствуясь только собственными желаниями на получение «дешевых» дивидендов.
Специфика бизнес-процессов
Но специфика каждого бизнес-процесса определяет значимость используемых средств индивидуализации. Если для некоторых компаний использование конкретных брендов действительно является основой соответствующей хозяйственной деятельности, то многие просто переоценивают значимость бренда и его влияние на бизнес-процесс. Устанавливают абстрактные, многомиллионные лицензионные платежи и в итоге получают значительные доначисления и штрафные санкции. Искусственность и надуманность схем проявляется в отсутствии легальных дивидендных платежей и определении размеров лицензионных платежей без учета реальной рыночной стоимости самого товарного знака и степени его непосредственного участия в реализации всего цикла бизнес-процесса.
Аналогичные ошибки допускаются и при оформлении на выгодоприобретателей бизнеса прав на иные результаты интеллектуальной деятельности в виде изобретений (технологий) или программного обеспечения.
Оценка налоговых органов
Непонимание бизнесом существа предпринимательской деятельности как правовой категории позволяет налоговым органам производить доначисления НДФЛ и страховых взносов на физических лиц. В иных случаях, при выявлении притворности отношений, могут проводиться корректировки налоговой базы компаний с соответствующими доначислениями, пенями и штрафами.
Действительно, физическое лицо получает статус ИП своей регистрацией в органах ИФНС. Однако его действия как хозяйствующего субъекта будут оцениваться налоговыми органами исключительно с точки зрения наличия в них предпринимательской инициативы.
Как отстоять свою позицию перед налоговиками
Я бы выделил следующие ключевые моменты, которые позволят отстоять перед налоговыми органами свою позицию:
- наличие у ИП необходимой отраслевой квалификации, либо наличие у его наемного персонала соответствующей квалификации;
- наличие штатных работников является самостоятельным весомым критерием при отнесении деятельности исключительно к предпринимательской, так как организация и использование наемного труда для формирования прибавочной стоимости является ее безусловным признаком;
- наличие у ИП соответствующих расходов, которые он несет для обеспечения предпринимательской деятельности;
- наличие у него не связанных, не взаимозависимых контрагентов, либо присутствие доказательств привлечения к коммерческому сотрудничеству третьих лиц (реклама, участие в семинарах, представительских мероприятиях).
Рекомендации
Подводя итог, хочется дать рекомендации тем, кто решил сформировать в структуре компаний устойчивые правоотношения с индивидуальными предпринимателями. Они будут справедливы и для разовых договоров с контрагентами ИП:
Убедитесь, следует ли данный договор четкой деловой цели, сформулируйте ее. Ответьте на вопрос: почему именно этот договор, почему именно этот контрагент?
Заранее сформируйте необходимое досье «добросовестности и реальности». Включите в него документы о профильной квалификации предпринимателя либо данные о персональном и профессиональном составе его штатных работников. Программное обеспечение может разрабатывать предприниматель-программист, технологии – отраслевой специалист. При отсутствии самостоятельной профильной квалификации предпринимательская инициатива гражданина реализуется в подборе соответствующего персонала и организации соответствующих условий труда. Реализация специфических лицензионных договорных конструкций, например, передача прав на товарный знак, для отнесения такой деятельности к предпринимательской должна рассматриваться с точки зрения осуществления предпринимателем именно бизнес-процесса. В данном случае — бренд-менеджмента, который характеризуется как наличием профессиональных знаний в этой области, так и проведением соответствующих маркетинговых мероприятий по продвижению и популяризации бренда.
Получите доказательства наличия у индивидуального предпринимателя собственной или арендованной материально-технической базы, если она необходима для исполнения договорных обязательств.
Убедитесь, что обязательства по договору исполняются именно данным предпринимателем, а результат работ или услуги не могут быть связаны с работой штатных подразделений какой-либо организации.
Только соблюдение указанных требований позволит компании избежать рисков доначислений и штрафов и максимально эффективно использовать имеющиеся законодательные преференции в области налогообложения.