Минобрнауки: такая аспирантура нам не нужна
Текст: Михаил Задорожный
Аспирантура будет реформирована. К такому решению пришли российские чиновники. Оказывается, лишь треть аспирантов доходит до защиты диссертации, и на этом проблемы не заканчиваются
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Минобрнауки готовит масштабную реформу вузовской аспирантуры. В среду, 22 сентября, чиновники министерства обсудили этот вопрос с ведущими российскими учеными, работающими за рубежом. Ведомство недовольно тем, что лишь треть аспирантов доходит до защиты диссертации, а также предлагает отменить требование обязательной педагогической практики для аспирантов. Об этом пишет газета «Коммерсантъ». Какая аспирантура нам нужна?
Владимир Иванов
вице-президент РАН«Сейчас аспирантура у нас, как очередная стадия учебного процесса. А изначально, скажем в советское время, аспирантура — это было как первый шаг к научной карьере. И основная задача аспирантуры была подготовка кадров для науки, высококвалифицированных специалистов. А сейчас фактически аспирантура превратилась в подготовку кадров преподавательских. Поэтому представляю так, что надо все-таки вернуть изначально тот смысл, который был раньше, и рассматривать ее все-таки как научную работу, а не продолжение слушания лекций, как это в высшей школе. Преподавателями должны быть действующие ученые. Мы говорим про спецкурсы. Конечно, скажем, высшую математику можно преподавать как учебный курс, а я бы все-таки полагал, что аспирантура должна готовить научные кадры. Даже не научно-педагогические, а именно научные».
С тем, что научная работа важна, согласен и ректор Финансового университета при правительстве России Михаил Эскиндаров. Но, по его мнению, стране в первую очередь нужны все-таки вузовские преподаватели.
Михаил Эскиндаров
ректор Финансового университета при правительстве России«Сегодня он работает — исследователь, а завтра преподаватель. А еще лучше, если он совмещал и то, и другое. Результаты своих исследований реализовывал бы в учебном процессе. Не важно, где он будет работать, в вузе или в научно-исследовательской среде, участие в учебном процессе очень желательно. Особенно сегодня важна даже не подготовка научных работников, а именно педагогическая. Средний возраст преподавателей вузов сегодня — уже далеко за 60, и нам очень важно сегодня готовить в аспирантуре научно-педагогические кадры».
Минобрнауки предлагает сделать обязательной защиту диссертации по окончании аспирантуры. При этом чиновники пока не уточнили, как это может быть оформлено законодательно, отмечает издание.