Ждать ли в интернете «позитива» после слов Путина? Комментарий Георгия Бовта
Президент заявил, что трагедия в Керчи — это результат глобализации, в том числе через соцсети. По его словам, создается мало контента для молодежи
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС
Выступая перед участниками дискуссионного клуба «Валдай», Владимир Путин связал произошедшую в Керчи трагедию с тем, что в соцсетях, в частности, не хватает позитивного контента. Какое развитие получит данная мысль? Об этом — в комментарии Георгия Бовта.
Владимир Путин уже не в первый раз сетует на то, что в социальных сетях не хватает позитивного контента. При этом сам он в этих соцсетях принципиально отсутствует. Судя по всему, именно из-за того, что не видит в них должной содержательности и социального оптимизма.
В частности, эту тему он поднимал в августе во время посещения образовательного форума «Машук». Тогда обсуждалось создание контента для студенческих телестудий, а также его распространение в соцсетях.
Следует сразу оговориться, что, отмечая важность создания позитивного контента, президент ни словом не обмолвился о том, чтобы еще какие-нибудь гайки закрутить в интернете по части регулирования контента, так сказать, негативного. Ведь в этой области и так в последнее время было сделано изрядно. Российские суды пачками штампуют решения о блокировке «вредоносных сайтов», а они все никак не кончаются.
Наверняка среди законодателей сейчас появится немало охотников истолковать слова Путина именно как призыв к ужесточению регулирования интернета. Тем более что ужесточение и ограничения традиционно видятся у нас самым простым и быстрым ответом на происшествия, подобные тем, что произошло на днях в Керчи.
При этом сами по себе слова Путина не только имеют под собой основание, но их также можно трактовать расширенно, посетовав вместе с главой государства на отсутствие позитивного контента в достаточном количестве не только в социальных сетях, но и вообще в российском информационном пространстве, а также в околоинформационном, если под таковым иметь в виду, скажем, кино- и телевизионную продукцию, которая не только ориентировалась бы на рейтинги, но и сочетала бы такую ориентацию с пропагандой определенных общественных ценностей.
Разумеется, в голове у многих представителей нынешней правящей элиты тотчас возникают примеры из советского опыта, когда информационное и культурное пространство было доверху набито образами передовиков производства, патриотов-героев, ученых и конструкторов, самоотверженно работающих во имя осуществления самых смелых планов прорыва в коммунистическое светлое будущее. Можно, конечно, и сейчас попытаться спустить сверху разнарядку насчет создания положительных образов наших современников — предпринимателей, тех же ученых, работников правоохранительных органов, думских депутатов, наконец. Только кто это все будет смотреть? А если и посмотрят, то не возникнет ли тут же когнитивный диссонанс в результате явных противоречий между тем, как гламурно описывалась бы действительность в подобных пропагандистских поделках, и тем, что окружает людей в реальной жизни?
Нынешняя реальная жизнь не очень хорошо поддается, скажем честно, натужной гламуризации, чтобы в это поверили и это стали смотреть. Возможно, следует говорить о том, чтобы, помимо создания некоего «позитивного контента», еще и предоставлять молодежи возможности для широкого жизненного выбора, а также социального роста.
Нужно показать молодым людям ту самую дверь в социальный лифт, который вознесет их, при соблюдении определенных правил игры и добродетельных норм поведения, в высшие слои общества. При этом любой молодой человек должен иметь равные права для того, чтобы войти в эту дверь. Равенство возможностей для продвижения вверх к успеху — это само по себе и есть позитивный контент, возможности практического применения которого в нашей жизни могли бы быть неограниченными.
Что касается узкой задачи создания некоего позитивного контента именно в соцсетях, то в нашей стране уже предпринимались неоднократные попытки создать то «разумный интернет», то так называемый «белый интернет», то какой-нибудь суверенный поисковик, который будет искать и показывать только хорошие новости. Однако во всех этих проектах дальше банального распила отпущенных на это благое дело средств вовлеченные в них люди особо далеко не продвинулись.
Или, например, мало кто знает, что социальная сеть «ВКонтакте» с 2009 года проводит ежегодный конкурс, который так и называется «Позитивный контент». Каждый год там присуждаются призы и награждают победителей. Вы заметили, как за прошедшие почти десять лет изменилась в позитивную сторону данная социальная сеть?