«Трансперенси Интернешнл»: каждый пятый депутат Госдумы лоббирует интересы силовиков
Текст: Сергей Ткачук
Организация провела расследования, из которых посчитала, что больше всего лоббистов у Минобороны и ФСБ. По каким критериям «Трансперенси» определяла лоббистов и может ли это быть правдой?
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Каждый пятый депутат Госдумы лоббирует интересы силовых структур. К такому выводу пришли специалисты группы «Трансперенси Интернешнл — Россия» в Барнауле по итогам проведенного ею расследования. Организация утверждает, что расходы на силовые статьи бюджета страны резко растут с 2012 года.
Как следует из расследования, в текущем созыве к силовому лобби принадлежат 86 депутатов.
Больше всего их у Минобороны — 26. 20 депутатов лоббируют интересы ФСБ, 8 — прокуратуры и Следственного комитета, 7 — МВД. У других силовых структур нет своих собственных лоббистов, однако их интересы продвигает силовое лобби в целом, отмечается в докладе «Трансперенси Интернешнл».
Чтобы отнести того или иного депутата к определенной группе, специалисты анализировали биографии, законотворческую активность, сведения о тех, кто поддерживал их на выборах, а также их связи с органами власти. В чем конкретно заключается лоббизм депутатов, Business FM рассказал руководитель отдела по связям с общественностью «Трансперенси Интернешнл — Россия» Глеб Гавриш.
Глеб Гавриш
руководитель отдела по связям с общественностью «Трансперенси Интернешнл — Россия»«Речь идет об очень широком спектре взаимодействий. Это может быть и принятие законов, связанных с расширением полномочий той или иной силовой группы, расширение финансирования и других преференций и привилегиях. Можно, например, сказать, что резонансная тема пенсионного возраста, правительство приняло решение о том, что силовики будут выходить на пенсию так же, как и раньше, в том же самом возрасте, то есть фактически, если военнослужащий в 20 лет начал служить, то в 40 лет он уже может претендовать на пенсию».
Финансирование силовиков действительно постоянно растет. Так в 2016 году расходы на оборону выросли в 3,7 раза по сравнению с запланированными, а на безопасность — на 44%. В 2017 году — в 2,8 раза на оборону и на 50% — на безопасность, приводит статистику «Трансперенси».
Но рост расходов на обороноспособность и безопасность страны нельзя считать лоббизмом, говорит первый заместитель председателя думского комитета по делам СНГ Константин Затулин. Он, кстати, тоже оказался в списке лоббистов Минобороны.
Константин Затулин
первый заместитель председателя думского комитета по делам СНГ«Так, чтобы все лоббировали интересы МВД или ФСБ, которые касаются узко ведомственных интересов, допустим, увеличить им зарплату, увеличить их бюджет или выслугу им увеличить так, чтобы они служили меньше, а получали больше. Я, например, таких случаев не знаю. Если речь идет о принципиальных вопросах обороны и безопасности, то тогда это не лоббирование силовых структур, это нормальная депутатская деятельность, связанная с выбором пути, по которому должны идти в вопросах обеспечения обороны и безопасности, и это никак нельзя приравнять к лоббизму, например, каких-нибудь нефтяных компаний, газовых компаний или любых других коммерческих предприятий».
Директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов вообще считает, что причислять депутатов к лоббистам нелепо, так как все решения принимаются в другом месте.
Григорий Добромелов
директор Института прикладных политических исследований«По сути, парламент лишь формально структурирует и оформляет те законодательные инициативы, которые разрабатываются в Администрации президента и в правительстве. По сути, парламент сам по себе внутри не является местом, где можно принять хоть какое-либо значимое решение. Это отличает российский парламент от большинства парламентов западных стран, потому что действительно в западных странах именно парламент и нижняя и верхняя палаты являются местом эффективной лоббистской деятельности. А уж тем более говорить о том, что Дума является у нас субъектом лоббизма силовиков, это абсолютно нелепо».
В России, в отличие от некоторых западных стран, нет закона о лоббизме, хотя чиновники несколько раз обсуждали возможность его разработки и принятия. Пункт о нормативно-правовом регулировании лоббизма присутствовал в Национальных планах противодействия коррупции с 2008 по 2015 годы. Затем, в 2016 году этот пункт из плана исчез и до сих пор не вернулся.