Незолотая лихорадка. Что будет с майнингом в России
Австралия, Дания, США, Южная Корея, Венесуэла, Белоруссия, Узбекистан и другие страны уже признали криптовалюты на государственном уровне и легализовали майнинг. В своей колонке на РБК-Крипто Антон Собин рассказывает о том, как с этим обстоят дела в РФ
Антон Собин, сооснователь и CEO компании-производителя оборудования для майнинга Crypto Technology
В России шаги к легализации блокчейна и криптовалют стали предпринимать только в этом году. Весной в Государственную думу РФ поступило сразу три законопроекта о блокчейне и криптовалютах. Во время осенней сессии депутатам предстоит решить вопросы терминологии, регулирования, роли Центрального Банка РФ на российском криптовалютном рынке, а также налогообложения.
Прямого запрета на добычу криптовалюты нет, поэтому в России уже сформировался стихийный крипторынок. Российский пул (объединение майнеров для ускорения вычисления нового блока) входит в пятерку крупнейших майнинговых центров в мире. Продается оборудование для добычи криптовалют. Оказываются услуги майнинг-центров, где можно арендовать место для подключения собственного оборудования, и облачного майнинга — т.е. аренды вычислительных мощности майнеров для добычи монет. Есть криптоброкерские услуги и обучение криптотрейдингу. Предприниматели рассматривают майнинг не только как способ пассивного заработка сейчас, но и как будущую высокотехнологичную индустрию бизнеса.
Проблемы возникают при работе с бухгалтерией и банками, которые, видя в названии термин «крипто», замораживают денежные переводы на счета компаний. Поэтому криптобизнес работает по нормативам, разработанным для IT-компаний. Продавцы майнингового оборудования, консультанты и обучающие центры практически не испытывают проблем с легализацией — их деятельность вполне вписывается в существующие категории ОКВЭД. Например, оборудование для майнинга продается как обычные компьютеры. Майнинг-центры в финансовых документах часто используют термин «дата-центр».
С маркетингом криптосферы также возникают сложности. Яндекс отказывается рекламировать все, что связано с майнингом. Google запретил криптотему. Соцсети более лояльны: реклама в VK и Facebook разрешена. Легализация блокчейна и криптовалют простимулирует и рынок рекламы в том числе.
Пожалуй, главной проблемой майнинга в России считается уплата налогов. Производителям оборудования для майнинга и компаниям, занимающимся их арендой, достаточно указать стоимость товара и рассчитать налоговую ставку.
Добытчики криптовалюты не платят налоги, так как налоговых ставок просто не существует. Как недавно сообщалось, согласно законопроекту майнеры-физлица будут платить 13% налог на доходы, а юридические лица по форме бизнеса — УСН или налог на прибыль. Возможно, в будущем будет разработано специальное налогообложение для криптосферы.
Какой момент считать получением дохода или прибыли? Первый вариант — перевод криптовалюты в фиат. Хотя, по сути майнер получает доход как только криптовалюта оказались в его виртуальном кошельке. И без обмена валюты он может расплатиться монетами за товары или услуги.
Второй вариант предполагает платить налог с намайненной криптовалюты по истечению отчетного периода. В этом случае нужно учитывать, что затраты на майнинг и доход от разных монет значительно различаются. И обновлять эту сетку из-за появления новых монет придется постоянно.
Было предложение сделать налог на майнинг скрытым, включив его в тариф на электроэнергию. Но повышенное энергопотребление не может служить однозначным доказательством майнинга. И такая схема не подходит для тех, кто занимается промышленной добычей.
Участники рынка соглашаются в необходимости государственного регулирования. Оно даст «зеленый свет» институциональным инвесторам и производителям оборудования, защитит потребителей от мошенников и «серых» продавцов. Криптоиндустрия — это престижная высокотехнологичная отрасль, которая обеспечит рабочие места и решит проблему оттока IT-специалистов, даст поступления в казну. И в России есть прекрасный потенциал для ее развития.
Автор: Антон Собин.