Государство накормит россиян рыбой?
Росрыболовство планирует открыть сеть рыбных магазинов с низкими ценами. Первая точка появится в конце лета в Мурманске
Фото: depositphotos.com
Предприятие «Национальные рыбные ресурсы», принадлежащее Росрыболовству, откроет сеть государственных рыбных магазинов с низкими ценами «с целью повышения доступности рыбопродукции для населения страны и стабилизации цен на рынке». Об этом сообщается на сайте компании.
Первый магазин должен появиться в конце августа в Мурманске, затем во Владивостоке и Южно-Сахалинске. У Росрыболовства еще в прошлом году в Калининграде появился специализированный магазин «Портовый», в котором торгуют продукцией напрямую от рыбаков, минуя посредников.
Как рассказала РБК пресс-секретарь ведомства Ксения Тимакова, цены в новой сети будут примерно на 20% ниже, чем в среднем в рознице. Генеральный директор ООО «Тихрыбком» Михаил Котов не понимает, зачем нужны такие магазины:
Михаил Котов
генеральный директор ООО «Тихрыбком»«В Росрыболовстве больше заняться нечем? У нас сегодня огромнейшее количество проблем, связанных не с тем, чтобы продать, а чтобы поймать рыбу и построить флот, чтобы законы были нормальные, чтобы защитить интересы рыбаков. Что такое магазины? Это, когда у тебя что-то есть, поймано, ты хочешь это продать. Сегодня есть предприятия, которые самостоятельно открывают магазины. Так, в Москве появляются сахалинские магазины «Икорный дом», «Камчатка» и «Магадан». В принципе, все сами готовы это сделать. Вопрос в том, что мы не можем довезти эту рыбу до Москвы по многим причинам: нам то дают квоту, то отбирают, то выставляют на аукционы, то не выставляют. Рыба будет дороже в таких магазинах — это 100%».
Идею государственных рыбных магазинов уже выдвигали в 2009 году. Тогда разработали три формата точек продажи: «мини» площадью 90 квадратных метров, «стандарт» — 180 квадратных метров и «премиум» — от 300 квадратных метров. Инвестировать в каждый магазин планировали от 4 млн до 10 млн рублей.
Росрыболовство тогда не смогло реализовать проект, передав его компании X5 Retail Group, которой принадлежат сети «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель». Пять лет назад появились первые точки с вывеской «Новый океан», но просуществовали они недолго.
Создавая подобные торговые сети, Росрыболовство столкнется с рядом проблем, считает исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Алексей Аронов:
Алексей Аронов
исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка
«Мне кажется, главный вопрос будет в том, что возникнет проблема с арендной ставкой для таких магазинов. Одна из причин, почему не развернулась сеть «Океан» в той же Москве — это муниципалитеты, которые не пошли на сниженную адекватную арендную ставку для рыбных магазинов, которые, конечно, не могут похвастаться большой маржой в отличие, например, от магазинов, продающих алкоголь. Предполагается развертывать такие магазины в городах, которые находятся, в первую очередь, на побережье. Мне кажется, это немного избыточный шаг, потому что там все это происходит в формате сельской ярмарки. Вот пришел улов, поскольку рыба у нас товар сезонный, его можно продавать без всякого магазина прямо с грузовика. Не нужно строить магазин. Я думаю, что подобные магазины должны находиться в городах-миллионниках, которые являются драйверами потребления, но здесь вот могут возникнуть проблемы с арендной ставкой».
Общего названия для магазинов новой рыбной сети пока нет, варианты обсуждаются.