Суд «вылечил» клиентку медцентра от навязанного ей кредита
Текст: Надежда Грошева
Хэппи-энд истории, которую Business FM рассказывала в конце прошлого года: москвичка смогла вернуть деньги за якобы оказанную услугу, о которой «никто не просил». Кроме удержанных денег суд обязал медцентр выплатить штраф и компенсацию морального ущерба
Фото: Григорий Сысоев/ТАСС
Пенсионерка выиграла суд у медцентра, где по так называемой салонной схеме ей навязали услуги и кредит в банке почти на 100 тысяч рублей. Суд потребовал от медцентра вернуть не только деньги, но и заплатить штраф в 20 тысяч рублей.
Летом прошлого года москвичке Светлане Васильевне позвонили на мобильный и пригласили на обследование — сказали, что по бесплатной социальной программе, и попросили взять с собой паспорт. В медицинском центре GlobalMed на Арбате, куда она пришла, у нее взяли анализ крови, произвели некоторые замеры, порекомендовали ей пройти курс процедур и дали подписать предварительный договор — так его назвали в центре.
Уже дома выяснилось, что это полноценный договор с этим медицинским центром на сумму почти 100 тысяч рублей, плюс кредитный договор с банком на такую же сумму под 27% годовых на два года. Близкие забили тревогу и на следующий день отправились в медцентр с заявлением о расторжении договора. Работники заявили, что услуги на 39 тысяч рублей уже оказаны. Именно эту сумму в дальнейшем и требовал вернуть банк.
Тогда Светлана Васильевна отправилась в суд, ведь никакой кредит она брать не собиралась, да и на платные услуги согласия не давала, рассказывает ее зять, преподаватель вуза Борис Заманский:
«Был подан иск, поскольку услуги оказаны не были, а если и были, то они не заказывались, не соответствовали нужному качеству, и, вообще, никто их не просил. Результат — иск выигран. Суд присудил вернуть все 39 тысяч удержанных, плюс, не помню сумму, три или пять тысяч морального ущерба, плюс 20 тысяч штраф. Насколько удалось понять, судья присудила штраф в размере фактически половины оспариваемой суммы за то, что та сторона не согласилась договориться по-хорошему. То есть им проще было вернуть все деньги сразу, а не доводить до суда».
Подобная схема распространена. Раньше ее использовали салоны красоты, но теперь по такому принципу действуют и так называемые медцентры, и курсы иностранных языков, и продавцы чудодейственных кремов и программ здорового питания.
Сначала жертву заманивают на бесплатную первичную акцию, а потом под различным воздействием «продают» товар или услугу — дорого и в кредит, иногда называют его рассрочкой. А потом, когда человек приходит в себя, оказывается, что какую-то сумму он уже должен банку под высокий процент. Пока он пытается решить эту проблему, проходит время, набегают пени и штраф, говорит руководитель проекта «Общероссийского народного фронта» «За права заемщиков» Виктор Климов:
Виктор Климов
руководитель проекта «Общероссийского народного фронта»«За права заемщиков» «Это целая система, масштаб бедствия огромный: в любом городе с населением от 50-70 тысяч человек точно подобного рода история была или есть в активной фазе. Полиция не видит в этом мошенничества и говорит, что действие само по себе уголовно не наказуемо: гражданка сама подписала, сама купила, а то, что не понимала, — это ее проблемы. Пенсионерка с пенсией в 12 тысяч попала на кредит в 180 тысяч — это совершенно распространенная история, какой бы она ни казалась чудовищной и странной. Чаще всего пенсионерка сама отсудить и защитить свои права не в состоянии. На это и рассчитана подобного рода деятельность».
Вернуть деньги за якобы оказанную услугу можно — через суд. Самое распространенное основание — это отсутствие правильной сертификации на продаваемый товар или оказанную услугу или ее ненадлежащее качество.