Велосипедисты против пешеходов: чьи права ущемляются больше?
Текст: Александра Сидорова
Власти пытаются пересадить горожан на велосипеды, но существующей инфраструктуры недостаточно, и аварии с участием велосипедистов и пешеходов происходят все чаще. Как разрулить конфликты на велосипедных дорожках?
Фото: depositphotos.com
Правила езды на велосипедах и гироскутерах во вторник, 5 июня, обсуждали в Федеральном собрании.
В российских городах аварии с велосипедистами и пешеходами случаются чуть ли не еженедельно. Один из последних громких случаев — в Санкт-Петербурге. Велосипедистка сбила девушку-пешехода на тротуаре, предложила вызвать скорую, ГИБДД и оплатить испорченную одежду. Девушка отказалась от помощи, а позже написала заявление в полицию, указав, что у нее ушиб локтя.
У велосипедистки чуть не отобрали автомобильные права. Сейчас ей инкриминируют только причинение легкого вреда здоровью.
Светлана Князева
велосипедистка«С одной стороны, сотрудник ГИБДД действовал в рамках закона: водитель ДТП уехал, то есть лишение прав. С другой стороны, каким образом применять водительское удостоверение к велосипедистам, тоже спорно, потому что даже Международная конвенция 1968 года, в которой четко написано, что все статьи никак не относятся к водителям механических транспортных средств».
В России велолюбителям старше 14 лет разрешено передвигаться по правому краю проезжей части, если нет велодорожки. Ехать можно и по тротуару, правда, там главный все-таки пешеход.
Авария по вине водителя карается штрафом от 800 до 1000 рублей и до 1500 рублей, если велосипедист в нетрезвом состоянии. Если виноватым признают пешехода, его оштрафуют на 500 рублей. Виновного определяет ГИБДД или суд. Велосипедисты правила чаще всего соблюдают, а вот к пешеходам много претензий, жалуется постоянный участник московских велопарадов Алексей Кобелев:
— В Парке Горького ситуация: для пешеходов там и сама набережная около воды и выше, и в сторону Ленинского проспекта, очень много места. Для велосипедистов там буквально по одной полосе в каждую сторону. И ты иногда совсем не ждешь, а они выходят перед тобой из кустов. Моя идея, что людей бы штрафовать, грубо говоря, за создание аварийной ситуации тысяч на пять минимум, а за то, что они просто гуляют по велодорожкам в парках, минимум на тысячу рублей.
— А вот по Москве достаточно развита сеть велодорожек?
— С одной стороны, мне хватает инфраструктуры. С другой — хочется намного больше.
До одной из самых велосипедных стран мира — Нидерландов — России пока далеко. Там велосипедов в полтора раза больше, чем жителей, а велосипедные дорожки есть даже между городами, говорит Диана Гришина, которая пять лет назад переехала из Москвы в город Эйндховен на юге Голландии:
— Нужно сначала решать проблемы с дорогами, а потом пытаться пересадить людей на велосипеды. В России, по-моему, происходит обратное. Здесь исторически уже при постройке любых дорог учитывается, что нужно принять во внимание дорожки для велосипедистов. Людям с детства рассказывают, что нужно делать, когда ты на велосипеде, и если ты поворачиваешь, то ты вытягиваешь руку правую или левую вместо поворотника, чтобы показать направление поворота, чтобы это было безопасно.
— Нет ли такого в Голландии, что пешеходы мешают движению велосипедистов?
— Нет, велосипедистам запрещено ездить по тротуарам, можно только слезть с велосипеда и везти его рядом. Соответственно, пешеходы, которые гуляют по велосипедной дорожке, — это просто самоубийцы, потому что велосипедисты ездят довольно быстро, иногда даже на скоростных шоссейных велосипедах.
Эксцессы с участием пешеходов и велосипедистов в Нидерландах происходят изредка разве что в Амстердаме. Там туристы иногда по ошибке думают, что красная дорожка — для пешеходов.