Вместо спиннеров — новая жизнь кубика Рубика в России
Если судить по киоскам, то в моде снова головоломка, появившаяся еще в начале 1980-х годов. С чем связана новая волна интереса к изобретению венгерского профессора архитектуры и кто на этом сейчас зарабатывает, если сам Рубик давно продал свои права?
Фото: depositphotos.com
Те, кто занимается продажами кубика Рубика, говорят, что популярность этой игрушки в нашей стране возросла в последние полгода. Покупают как классические модели три на три клетки, так и всевозможные модификации: в оригинальных цветах, с разным количеством элементов и с клетками всевозможных форм.
Оригинальные фирменные версии продаются за 1000 рублей. Бывают модели ручной работы и «скоростные» версии со смазанными соединениями. Такие могут стоить больше 10 тысяч рублей. Есть и кубик за полтора миллиона долларов из 18-каратного золота с отделкой из рубинов и изумрудов. В начале этого года головоломка появилась даже в клипе Тэйлор Свифт и Эда Ширана — он набрал более 150 млн просмотров. С чем связана новая волна популярности кубика Рубика?
Виктор Зарицкий
коммерческий директор компании «Лаборатория игр»«Стали доступны различные варианты схем сборки: это были какие-то сакральные знания в тех 1980-х годах, печатались в журналах схемы, которые люди переписывали, кто-то свои придумывал. Сейчас это все очень доступно: на YouTube сотни обучающих видео. Особо не говорит о каких-то интеллектуальных способностях, а скорее, даже о памяти и в целом об интересе к математическим головоломкам. Когда в 2008 году делали первые соревнования по кубику Рубика, было пять или семь участников. Это были люди, которые впоследствии развили все это движение: они создали сайты со схемами сборки, перевели... Просто накопилась критическая масса, и сейчас на соревнованиях даже районного масштаба реально собираются сотни ребят. Кубик остается головоломкой № 1 в мире. Есть статистика продаж: у нас в ассортименте порядка 50 различных головоломок, и эта одна головоломка, из общего если взять количества продаваемых, занимает более половины в плане продаж».
От моды на кубик Рубика выигрывают не только продавцы, но и блогеры, которые ведут каналы, посвященные спидкубингу — сборке головоломки на скорость. И в последнее время доходы от рекламы в этих видеороликах растут, рассказывает автор одного из таких YouTube-каналов Евгений Бондаренко:
Евгений Бондаренко
автор YouTube-канала«В ноябре прошлого года очень заметный рост начался не только по подписчикам, а и по количеству людей, которые начинают этим заниматься. Я снял одно видео, которое называется «Собрал самый большой кубик Рубика в мире». В этом видео я собирал кубик Рубика 13х13, буквально за два месяца оно набрало очень много просмотров. Соответственно, канал начал развиваться, начал расти и канал, и доходы в десять раз, начиная с создания канала в 2014 году и заканчивая концом 2017 года. У меня не было конкретной цели заработать. Сейчас это основной мой доход, других источников я не имею».
Игрушка, развивающая логику, пространственное мышление и даже мышцы рук, родилась в середине семидесятых годов в Венгрии. Преподаватель архитектуры из Академии прикладного искусства в Будапеште Эрно Рубик изобрел головоломку, чтобы показать ученикам, как устроены принципы геометрических форм.
Деревянный прототип Рубик назвал магическим кубом и почти сразу запатентовал изобретение. А в 1980-х годах началась настоящая кубикомания. Дошло до того, что в некоторых ресторанах кубик стал обязательным атрибутом сервировки вместе с солонкой и перечницей. В начале 1990-х годов, когда кубикомания пошла на спад, Рубик продал права на головоломку английской компании Seven Towns Ltd, которой владеет его близкий друг Том Кремер. Получается, сейчас изобретателю не получить доходов от нового витка популярности кубика?
Виктор Майклсон
глава группы «Коммуникатор», директор московского отделения Slow Food International«Такие вещи регулярны, когда человек, что-то придумавший и не имеющий коммерческого опыта, продает это и потом кусает локти, потому что прибыль идет, а он денег не получает. С другой стороны, нынешний хайп по поводу кубика Рубика — это, безусловно, маркетинговая кампания, в которую вложены огромные деньги, и сам Рубик такого никогда бы не сделал, потому что это очень профессионально сделано, с очень большим количеством разнообразных ресурсов, то есть это очень большой маркетинговый проект. Поэтому правообладатели, которым в свое время был продан патент, делают рискованное дело: заработают ли они все эти деньги, тоже не факт. Но, судя по хайпу, я думаю, что маркетинг сделан очень качественно и все, в общем, у них получится. В принципе, сейчас время ретроспекции, люди любят винтаж, ностальгические какие-то вещи, что у них были в детстве. А во-вторых, если вкладывать много денег в любой более-менее приличный продукт, маркетинг, то рано или поздно это получится».
Так или иначе, на кубике по-прежнему значится имя Рубика!