Комары-переносчики малярии обнаружены в московских лесах

В июньском лесу человек может получить до 60 укусов за минуту

10.06.2015 в 19:57, просмотров: 3972

Печально осознавать себя обреченным на роль донора для крошечных насекомых. Но еще печальнее, что «между делом» комариха – а «вампирством» у этих насекомых предпочитают заниматься представительницы «слабого пола» – может наградить своего «кормильца» какой-нибудь болезнью: желтой лихорадкой, туляремией, японским энцефалитом... Впрочем подобная экзотическая хвороба нас, северных жителей, не слишком должна пугать. А вот заражение малярией через комариные укусы даже в условиях далеко не тропического климата столичного региона – дело, увы, возможное. На территории Москвы и в ее окрестностях обнаружены три вида комаров рода анофелес, которые являются потенциальными переносчиками малярии.

http://www.mk.ru/upload/entities/2015/06/10/articles/detailPicture/8b/44/10/115985873_7936582.jpg
фото: morguefile.com

Однако пока специалисты-медики констатируют, что практически все жертвы коварной болезни, выявленные в российской столице привезли ее с собой (вернее – в себе) из заграничных поездок. Чтобы заразить кого-то малярией непосредственно в Москве, местная комариха должна сначала укусить человека, уже подхватившего такую инфекцию в жарких странах, и «позаимствовать» у него энное количество малярийных паразитов. За несколько последующих дней эти вредоносные существа в организме насекомого «дойдут до кондиции» и потом... Очередная комарихина трапеза может закончиться инфицированием здорового человека. Как отмечают некоторые врачи, возможность заболеть опасной тропической болезнью сейчас, в начале третьего тысячелетия, стала для москвичей более вероятной, чем 35-50 лет назад. Нужно учитывать, что за последний период времени всплески заболеваний малярией случались в некоторых государствах Африки, в Индии... Из ближайших наших соседей наиболее опасными медики называют Азербайджан и Таджикистан.

Справка «МК».

За последние десятилетия наиболее серьезный малярийный «пик» случился у нас в 1987 году, когда на территорию Советского Союза стали возвращаться из Афганистана эшелоны советских войск, а вместе с ними границу пересекли и многочисленные беженцы из этой страны. В Москве тогда было зарегистрировано рекордное количество «импортированных» случаев малярии – почти 200.

Изобретательная природа-матушка устроила «комариным дамочкам» непростое житье-бытье: чтобы обзавестись многочисленным потомством, им необходимо как следует напиться крови – звериной или человеческой. Для осуществления подобной процедуры комариха отлично экипирована. Тоненьким заостренным хоботком это шестиногое крылатое существо прокалывает кожу своей жертвы и, словно миниатюрный насос, качает ее кровь в собственное брюшко. Вдобавок, при каждом таком уколе насекомое впрыскивает микродозу обезболивающего вещества и кроме того специальный состав, препятствующий сгущению крови. Комарихе-то, конечно, удобно, а нам – страдай: как выяснилось, именно упомянутая выше «химия» вызывает в кожном покрове воспалительное действие и, как результат, столь знакомые всем зуд и красные волдыри от укусов.

Нормальная «обеденная порция», всасываемая комарихой, раза в полтора превышает ее собственный вес. Если маленькой охотнице не удается сразу выпить такое количество крови, она будет повторять свои атаки вновь и вновь пока не доберет «горючее» до «нормы». Так что даже одна «зуделка», залетевшая в спальню, способна за ночь изрядно покусать ее обитателей.

Справка «МК».

Ученые подсчитали, что на земном шаре живет несколько тысяч видов комаров. В России обитает лишь около сотни разновидностей этих насекомых. 24 из них обнаружены в столичном регионе.

У лесных комаров сезон начинается практически сразу после того, как сойдет снег. Личинки этих насекомых нормально чувствуют себя даже в лужах талой весенней воды. А вот так называемые городские комары, похоже, решили вовсе не давать людям ни дня передышки: уже многие годы эти нахалы плодятся в Москве и других крупных городах Центральной России все 12 месяцев подряд. Еще бы: ведь к их услугам обилие теплых и сырых (а то и вовсе – залитых водой) подвалов, многочисленные подземные коммуникации. Кроме того одним из любимых мест размножения «эстетствующих» московских кровососов являются фильтрационные поля, куда из канализации стекают все нечистоты!

В итоге «шестиногие кусаки» нападают на горожан в их собственных квартирах круглый год. Чтобы справиться с такой напастью, нужно регулярно проводить обработку всех подвалов специальными растворами или, еще лучше, – просто привести в порядок водопроводные и канализационные коммуникации. Однако городские комары могут не волноваться: судя по всему, в обозримом будущем подобная «техногенная катастрофа» им не грозит. Жители Иерусалима, например, до сих пор терпят муки от комаров, обосновавшихся в подвалах Священного города.

Существует грустная статистика: исследователи подсчитали, что в разгар летнего сезона человека, оказавшегося под вечер где-нибудь в гуще нашего среднерусского леса, ежеминутно атакуют около 40 голодных комарих! А посреди заболоченной низины вас ожидает до 60 «покушений» – по одному в каждую секунду!

Чтобы вся эта «арифметика» не выглядела уж чересчур мрачно, нужно упомянуть, что наши среднерусские комарихи и в подметки не годится своим таежным и тундровым «соплеменницам». Автору этих строк довелось побывать в составе экспедиции на севере Красноярского края. Погожим июльским вечером мы провели эксперимент, чтобы узнать: «одним махом – скольких побивахом»? После «контрольного» шлепка ладонью по энцефалитке, в которую был одет наш товарищ, хватило терпения подсчитать погибших при этом кровососов. Их количество перевалило далеко за 70!

По воспоминаниям узников сталинских лагерей, в 1930-е – 1950-е годы на севере был весьма распространен изуверский метод наказания заключенных, который назывался «ставить «на комара». Провинившегося зека раздевали до нижнего белья (а то и вовсе донага!), выводили на край зоны – под сторожевую вышку или к домику вахты, – и привязывали к столбу. Буквально через пять минут несчастного плотным слоем облепляли жаждущие крови насекомые, так что со стороны казалось, будто человек одет в какой-то серый пушистый комбинезон (но стоило лишь провести рукой, – и он становился ярко-красным!). Если по прихоти охраны лагеря наказание затягивалось, дело могло кончиться даже смертью заключенного.

Извести шестиногих «вампиров» – дело нелегкое. В прежние времена комариную популяцию усиленно травили порошком ДДТ, но теперь эта «ядреная химия» запрещена к применению. А те препараты, которые работники санитарно-эпидемиологических служб ныне используют взамен «дуста», все-таки менее «убийственны» для комарья. Кроме того надо ведь еще обнаружить, где прячутся зловредные насекомые, чтобы профилактическая «зачистка» была эффективной. А между тем, дневки – излюбленные места скопления кровососов во время дневной жары, – выявить в городских условиях весьма трудно. Поэтому «травильщики» предпочитают, в основном, обрабатывать водоемы, большие лужи, затопленные подвалы, уничтожая там комариных личинок...

Конечно важно предпринять и индивидуальные превентивные меры против комариных домогательств... Один из самых важных советов опытных людей: постарайтесь не потеть. Как показали наблюдения, комарих очень привлекает «пикантный» запах пота и разгоряченного человеческого тела.

Кроме того, можно пользоваться достижениями современной науки и техники. – Всякими фумигаторами, репеллентами... Однако, на сей счет у специалистов по медицинской энтомологии единой рекомендации не существует: «Тут ведь ситуация – как с головной болью: кто-то сразу же стремится таблеточку проглотить, а кто-то предпочитает перетерпеть. Нельзя забывать и того, что у некоторых людей может обнаружиться аллергическая реакция не только на комариные укусы, но и на те препараты, которые предназначены для отпугивания назойливых насекомых.

Александр Добровольский

http://www.mk.ru/mosobl/2015/06/10/koma … esakh.html