Где найти восемь триллионов?
Текст: Михаил Сафонов
Для выполнения майского указа президента гражданам, возможно, придется собрать волю в кулак. Цена его реализации — триллионы рублей
Фото: depositphotos.com
Восемь триллионов рублей. Именно столько понадобится на выполнение майского указа. Цифру на заседании в Думе назвали Дмитрий Медведев и Владимир Путин. Кроме того, президент рассказал об источниках средств. За счет чего и кого будут модернизировать экономику и вкладывать в человеческий капитал?
Дмитрий Медведев заявил, что на майский указ потребуется 25 трлн рублей, но оговорился, что из них дополнительные — это 8 трлн, а остальное — то, что и раньше было запланировано. Владимир Путин сказал, что спорили по поводу цифры вплоть до 6 мая. Сначала было 10 трлн, но в итоге остановились на восьми.
Судя по всему, речь идет вот о чем: изначально на социальные расходы, на строительство инфраструктуры собирались потратить 17 трлн за шесть лет. Это обычные расходы по этим статьям. И остановились бы на этом, но теперь есть майский указ. А чтобы выполнить его, потребуются дополнительные 8 трлн. Это 1,3 трлн в год.
Доходы федеральной казны в этом году запланированы в 15 трлн, то есть каждый год нужно будет находить примерно 8% бюджета. Владимир Путин, выступая перед депутатами, назвал три источника этих денег. Первый и, видимо, основной — нужные средства даст рост российской экономики. Опрошенные экономисты, в принципе, согласны. Но больше это напоминает спор о курице и яйце. Рост экономики принесет деньги, но, чтобы вдохнуть в нее жизнь, они тоже нужны.
Игорь Николаев
директор Института стратегического анализа ФБК«Да, можно было бы рассчитывать, но сейчас у нас экономический рост более низкий по сравнению с тем, что мы запланировали. Как известно, по итогам марта та же промышленность выросла на 1%. В этом году предусмотрено, что ВВП будет расти на 2,1%. Значит, если мы рассчитываем на более высокие темпы роста, тогда у нас появляются дополнительные доходы. Темпы экономического роста должны быть в два с половиной — три раза выше по сравнению с тем, что мы имеем сейчас».
Вторая мера — это налоги. Путин напомнил, что их обещали до 2019 года не повышать. Но сейчас пришло время посмотреть на налоговую систему. Больше никакой конкретики. Правда, Дмитрий Медведев заявил в Думе, что повышать НДФЛ пока не планируется. Возможно, речь идет о собираемости.
Недавно в интервью Business FM Антон Силуанов предупреждал, что будут больше брать с тех, кто пока уклоняется от налогов. Речь идет о сером секторе. То есть рано или поздно налоговики дойдут до всех. И это не самозанятые, заработать на которых Минфин не собирается. Это серый бизнес, скрывающий высокие доходы. И даже если будет внутренняя амнистия, говорил Силуанов, то частью утаенного с государством все равно придется поделиться. Главный экономист в Евразийском банке развития Ярослав Лисоволик тоже видит в этом ресурсы для майского указа.
Ярослав Лисоволик
профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии, главный экономист в Евразийском банке развития
«Собираемость в последние несколько лет росла, и, возможно, здесь есть определенные возможности для дальнейшего улучшения ситуации. Другой резерв потенциальный — это снижение теневой экономики, это один из приоритетов с точки зрения стимулирования, в том числе и экономического роста в целом, и здесь, наверное, один из таких самых значительных потенциалов по расширению налогооблагаемой базы».
Еще один источник, о котором сказал Путин, — это общие системные меры, которые в итоге принесут 1,2 трлн. Видимо, за все шесть лет. Что это за меры, президент говорить не стал, так как они мелкие. Но каждая — это 300-400 млрд рублей. Возможно, это перераспределение расходов бюджета. Что-то, например, наконец, забрать у армии, благо перевооружение подошло к финалу. Дальше — предположения. Другим источником может стать повышение пенсионного возраста. Медведев заявил в Думе, что решение принять необходимо. И еще одна мера, которую недавно приводил Bloomberg: налог с продаж в 4%. Он может принести больше всего средств.
В прошлом году оборот розничной торговли в России был почти 30 трлн рублей. 4% — это больше триллиона. Администрировать его сейчас будет просто — от новых онлайн-касс все данные прямиком текут в ФНС. Наверное, ставку еще будут обсуждать, потому что завышать опасно, бизнес пойдет в тень, или же компенсируют снижением НДС. Это детали. Но абсолютно точно, что налог чреват повышением цен. То есть заплатить за майский указ, возможно, придется и гражданам, и это будет болезненно. Но ведь и президент на инаугурации сказал, что, если мы хотим перемен к лучшему, нужно собрать волю в кулак.