Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » ПТИЦА ГОВОРУН ОТЛИЧАЕТСЯ УМОМ И СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ » Место в системе: почему Алексей Кудрин может опять пригодиться президе


Место в системе: почему Алексей Кудрин может опять пригодиться президе

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Место в системе: почему Алексей Кудрин может опять пригодиться президенту

Первая половина нового президентского срока, скорее всего, будет отведена для принятия назревших, но непопулярных решений. Ради этого и может вернуться во власть бывший министр финансов

Накануне инаугурации и назначений на ключевые посты в администрации президента и правительстве одной из самых обсуждаемых тем является возвращение во власть близкого соратника Владимира Путина и его неформального экономического советника Алексея Кудрина, принявшего заметное участие в формулировании среднесрочной стратегии развития России. Некоторые из этих тезисов уже появились в ежегодном послании Федеральному собранию, а одна из самых спорных тем — повышение пенсионного возраста — вернулась в практическую повестку.

Предвыборный советник

Возвращение Кудрина во власть началось ровно два года назад — весной 2016 года. Для этого были два значимых обстоятельства. Во-первых, провал попыток вывести отношения с Западом из кризиса через создание единой антитеррористической коалиции (Владимир Путин призвал к этому на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке в сентябре 2015 года, но услышан не был). Потребность в адаптации к суровой реальности санкций росла вместе со спросом на относительно здравые идеи, позволяющие избежать изоляции и новых экономических проблем. В отличие от многих окружающих Путина друзей, преданных соратников, не задающих вопросов исполнителей и «ястребов», Кудрин предлагал план действий, позволяющий развивать экономику и повышать эффективность госуправления. И даже если к реализации этих планов государство не было готово приступать, само их наличие ставило Кудрина (и его единомышленника в этом смысле Германа Грефа) особняком от всей остальной элиты.

Во-вторых, приближались президентские выборы. И это обстоятельство важнее. Если в первом случае речь шла скорее о дискомфортной внешней среде, что само по себе недостаточно для радикальных перемен, то во втором — была острая потребность режима и персонально Путина в формулировании стратегии развития страны на следующие шесть лет. За два года до президентских выборов, весной 2016 года, российский лидер оказался в гуще геополитического кризиса, но при этом ничего внятного на долгосрочную перспективу ни его окружение, ни он сам предложить не могли. Сама логика развития режима, имеющего крайне консервативное мышление и зажатого в механике бесконечных тактических спецопераций, исключала возможность ставить стратегические задачи развития и прописывать план их реализации.

Конкуренция программ

В начале 2016 года Владимир Путин принимает решение приблизить к себе Кудрина, наделить его определенным статусом и дать возможность поработать. Но, надо признать сразу, мало что из этого получилось. Возвращение Кудрина происходило через институт Экономического совета при президенте, находившегося в спящем состоянии и практически не востребованного властью. Одновременно Кудрин стал главой Центра стратегического развития — экспертной площадки, не обладавшей серьезными аппаратными возможностями. Неформальный экономический советник был «пристегнут» к совету через должность заместителя председателя, но в условиях, когда другим заместителем оказывался помощник Владимира Путина и идеологический оппонент Кудрина Андрей Белоусов. Белоусов получил контроль над аппаратом совета, а также сосредоточил в своих руках все ключевые функции: определение повестки, направлений деятельности рабочих групп, решение организационных вопросов. Первое значимое заседание Экономического совета (май 2016 года) прошло в формате, вписавшем бывшего министра финансов в рамки принудительной конкуренции с программой Столыпинского клуба. От изначальной идеи сделать Экономический совет площадкой для разработки Кудриным стратегии развития России практически ничего не осталось: Кудрин оказался в конкурентной среде, с отсутствием аппаратных возможностей и при доминировании своих оппонентов. Неудивительно, что последнее упоминание Экономического совета на официальном сайте президента датировано декабрем 2016 года. Не пригодилась эта площадка и Путину: он однажды выслушал две стороны — реформаторскую и дирижистскую — но вникать в тонкости плюсов и минусов разных моделей развития не захотел.

С тех пор подготовка будущей программы президента (которую, надо признать, мир так и не увидел) велась сразу на нескольких площадках; их статус, возможности и «популярность» в глазах президента постоянно менялась. Над разными идеями работали в командах Дмитрия Медведева, Андрея Белоусова, Сергея Кириенко и Алексея Кудрина. И лишь в прошлом году произошла формальная «склейка» политических менеджеров с экономическими стратегами: Кудрин и эксперты ЦСР были привлечены к работе с АП при подготовке выборов, Кудрину удалось добиться включения в путинское послание некоторых значимых его идей. Однако доведение до завершения процесса создания единой стройной программы развития так и не состоялось.

График нового срока

После президентских выборов наступил новый политический этап: потребность в формулировании стратегии развития как цельного документа ушла. На первый план вышла совсем другая логика, которой предстоит определять и кадровую, и институциональную логику развития на ближайшее время. И Кудрин вполне может оказаться в числе тех, кто составит узкий круг политических назначенцев с серьезным влиянием на принятие государственных решений.

Сегодня Владимир Путин находится в ситуации неизбежности будущей политической реформы, а его «цикл» условно разбит на две неравные части. Президенту предстоит решать, доверять ли страну преемнику, и если да, то как будут осуществляться передача и распределение власти между бывшим и будущим президентами, каковы будут их формальные и неформальные статусы. Но эта институционально-политическая задача, похоже, отложена на вторую половину путинского срока: именно через три-четыре года можно ожидать волну крупнейших кадровых и институциональных изменений, включая и вероятную конституционную реформу.

Для первой же половины срока заготовлена подготовительная стадия — максимизация усилий, ресурсов и возможностей для решения наиболее острых задач социально-экономического развития: реформы здравоохранения и образования, повышения пенсионного возраста, инфраструктурного развития, адаптации налоговой системы к ситуации относительно низких экспортных доходов. Иными словами, первая часть путинского срока должна завершить всю грязную работу, чтобы снизить «нагрузку» на государство в период, когда начнется трансформационная стадия. Интересы Кудрина (а вместе с ним прогрессивной части элиты и системных либералов) с Путиным совпадают: первые два-три года должны уйти на структурные преобразования в экономике, и президент, судя по всему, не против кудринского участия в этом. Дело осталось за «малым»: выбрать институциональную модель «легализации» Кудрина.

«Плавающие» полномочия

А это как раз оказывается технической проблемой стратегической сложности. Можно назвать несколько серьезных ограничителей, которые Путин будет вынужден принимать во внимание.

Во-первых, полномочия Кудрина должны быть выстроены таким образом, чтобы стать де-факто «плавающими»: он играл бы существенную роль только при выполнении отдельных задач, поставленных перед ним Путиным. Уже только по этой причине представить Кудрина в правительстве сложно.

Во-вторых, минимизация рисков конфликтности с крупными группами влияния. Возможное получение Кудриным убедительного статуса идеолога экономического курса с практически монопольными прерогативами в этой сфере делает такие конфликты неизбежными. Это важно учитывать, так как оппонент Кудрина Андрей Белоусов может получить значимое место в системе принятия государственных решений (например, пост первого вице-премьера). В противниках главы ЦСР — практически вся мощная государственно-олигархическая элита, сосредоточившая в своих руках управление крупнейшими активами страны в сфере ТЭКа и ВПК. Полномочия Кудрина могут в таком случае носить локальный характер, но подкрепляться серьезным аппаратным статусом.

В-третьих, никуда не исчезли, мягко говоря, прохладные отношения между Алексеем Кудриным и уволившим его в 2011 году Дмитрием Медведевым. По решению Путина обоим приходится встречаться, обсуждать вопросы, имеющие политическое значение для президента, но это вовсе не означает готовность Кудрина идти под начало Медведева. Точно так же это не означает готовность Медведева делиться административно-политическим ресурсом с фигурой, не готовой ему подчиняться и имеющей прямой и регулярный выход на Путина. Каким бы ни был будущий статус Кудрина, он, скорее всего, логично оказывается за пределами кабинета министров, если главой правительства останется Медведев.

Нынешние слухи о возможном назначении Кудрина помощником Путина (или заместителем главы администрации президента) имеют свою логику, позволяющую и развести Кудрина с правительством, и локализовать его сферу деятельности, и сделать круг его полномочий более гибким. Однако у этого решения есть и недостаток: главным ресурсом Кудрина в таком случае окажется доступ к президенту, а если геополитическая повестка и консервативная часть элиты продолжат доминировать, этого ресурса будет недостаточно для проведения эффективных реформ. Поэтому каким бы в итоге ни было решение Путина о судьбе Кудрина, невольным союзником последнего окажется макроэкономическая конъюнктура, динамика которой и станет важнейшим фактором дальнейшего развития страны.

ОБ АВТОРАХ

Татьяна Становая
руководитель аналитического центра R.Politik

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

https://www.rbc.ru/opinions/politics/04 … m=center_6

0

2

Выбор Кудрина: почему Счетная палата не станет центром реформ

Алексей Кудрин может превратить Счетную палату во влиятельное министерство госрасходов, но серьезно изменить к лучшему экономическую ситуацию в стране у него вряд ли получится

История назначения Алексея Кудрина главой Счетной палаты хорошо показывает, как происходит «кройка и шитье» элиты четвертого срока действующего президента. Парадоксальным образом это история про испуг. Кудрин, возглавив Центр стратегических разработок, полностью сканировал состояние российской экономики. Чтобы вовлечь Владимира Путина в серьезные реформы, нужно было его всерьез напугать как раз экономическими проблемами. Судя по тому, что глава ЦСР не занял никакого специального поста вице-премьера по модернизации, или цифровизации, или административной реформе, или просто первого зампреда правительства с широким мандатом на преобразования, всерьез испугать первое лицо не удалось. Да, существует проблема рационального расходования государственных средств, борьбы с их воровством, принята идея точечных национальных проектов и бюджетного маневра (в сторону расходов на человеческий капитал) — и в логике высшего руководства как раз Кудрин и мог бы заняться этим блоком, превратив Счетную палату в министерство расходов. По крайней мере это самостоятельный участок работы.

Отступное за реформы

Но в этом назначении и в самом факте согласия Кудрина на него видится такой очень специальный взгляд власти на решение всех проблем экономики: главное — обеспечить правильное расходование средств и их доведение до получателей. И тогда все заработает. Но это не создает более конкурентную свободную среду для частного сектора и эффективную демонополизированную рыночную экономику. Больше того, потенциальное улучшение качества человеческого капитала за счет увеличения госрасходов перекрывается ухудшением среды для самореализации этого капитала, выталкиванием талантливых студентов, ученых, квалифицированных специалистов за границу, иной раз — уничтожением сильных образовательных структур, как, например, в истории с Европейским университетом в Санкт-Петербурге (ЕУ СПб). Алексею Кудрину хватило политико-аппаратного веса, чтобы получить предложение поста в Счетной палате, но не хватило влияния для того, чтобы вернуть образовательную лицензию ЕУ. Очень трудно оценить, что важнее для качества человеческого капитала — критерии разные. Но очевидно одно: одним увеличением расходов не создать «нового человека» — образованного, здорового и, как теперь принято говорить, «устремленного в будущее».

Счетная палата выглядит этакой синекурой, всерьез не влияющей на процессы, происходящие в экономике, не говоря уже о том, что существуют и другие органы финансового контроля, включая Контрольное управление президента. Сергей Степашин возглавил Счетную палату вскоре после того, как закончилась его сверхкороткая карьера премьер-министра (в промежутке был короткий эпизод в роли депутата Думы от «Яблока»), и просидел он там два полных срока — 12 лет. Назначение воспринималось как отступные за прерванный полет на самый верх. Трудно избавиться от ощущения, что пост главы СП для Кудрина тоже стал своего рода отступными — за не принятые к реализации реформы.

Когда-то нынешний глава ЦСР отказался от поста председателя ЦБ, теперь ему приходится соглашаться на Счетную палату. Наверное, ему было бы непросто работать с Дмитрием Медведевым, а в администрации президента — с помощником главы государства по экономике Андреем Белоусовым. Отчасти свое влияние Кудрин может сохранять с помощью первого вице-премьера по экономике и финансам Антона Силуанова, но на этом посту единственный первый вице становится совсем уж самостоятельной фигурой. Или, точнее, совсем уж путинской.

Контрольная работа

Конечно, не место красит человека, и Кудрин может так «покрасить» свое кресло, что Счетная палата, и без того сильно персонализированное учреждение (СП при Татьяне Голиковой сильно отличалась от СП при Сергее Степашине), станет одним из самых заметных госучреждений. Но страну это не изменит, и границы официальных полномочий будут мешать бывшему министру финансов развернуться по-настоящему. Или развернуться дадут, но не совсем в той сфере, где главному потенциальному реформатору последних лет имело смысл разворачиваться. Едва ли Счетная палата станет столь же грозным органом, как в 1960-е годы Комитет партийно-государственного контроля при «железном Шурике» — Александре Шелепине, который одновременно был зампредом Совмина Союза и почти парализовал работу государства своими проверками. Вот в том-то и разница: кресло в контрольном органе более полувека тому назад все оценивали как трамплин для Шелепина, а для Кудрина оно оценивается максимум как пункт ожидания новых, лучших времен. Без всяких гарантий, что эти времена в принципе наступят.

Алексей Кудрин при всем своем либерализме человек государственный. И ему очевидным образом хотелось получить в свое управление вполне конкретный участок, где можно было бы все отстроить так, как он хотел. И он его получил, хотя и не совсем по размеру амбиций и потенциала. И хотя Кудрин заявил, что не намерен отказываться от общественной деятельности, объективно возникнет проблема с его проектом в области гражданского общества — Комитетом гражданских инициатив (КГИ), а им Кудрин занимался всерьез и успешно, к тому же ему позволялось в этой сфере в разы больше, чем другим. ЦСР в этой конструкции тоже явным образом снизит свою активность — во второй раз в истории. Такова уж судьба этой структуры — готовить проекты авторитарной модернизации, которые либо реализуются не целиком, либо разворачиваются. Ровно потому, что модернизация — авторитарная, а в центре ее стоит государство. А государство в этой системе персонализировано — по сути, это один человек.

ОБ АВТОРАХ

Андрей Колесников
руководитель программы Московского центра Карнеги

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

https://www.rbc.ru/opinions/politics/15 … =center_10

0


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » ПТИЦА ГОВОРУН ОТЛИЧАЕТСЯ УМОМ И СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ » Место в системе: почему Алексей Кудрин может опять пригодиться президе