«Мусульманский коммунизм» или построить мечеть в одиночку
Силами фактически одной женщины, пенсионерки Нурсяны Ахмеджановой, в Раменском районе Московской области возводится мечеть. Она в одиночку прошла все согласования, договорилась с администрацией о выделении ей участка и стройматериалов, и вот, спустя пару месяцев, работа близится к завершению.
Строящаяся мечеть уникальна еще и тем, что оказываемые в ней ритуальные услуги, в отличие от московских мечетей, являются бесплатными. Местные жители в шутку называют это «мусульманским коммунизмом». То, как практически в одиночку построить мечеть в России, выяснял корреспондент IslamNews Рамиль Валеев.
– Расскажите историю появления мечети в поселке.
Желание построить мечеть появилось у меня очень давно, еще в советское время. В поселке городского типа Родники Московской области 39% жителей татары, кстати столько же, сколько и в Раменском районе.
Почти все сельчане в прошлом москвичи. В 1940-е годы сюда переселяли из Москвы тех, кто жил в районе площади Маяковского у Белорусского вокала.
В центре поселка был свободный участок. Я долгое время просила у местной администрации дать эту землю под строительство храма, но постоянно слышала отказ.
Вскоре вместо мечети на этом участке построили церковь. Чуть дальше есть свободное место у водоканала. Я стала писать обращения, однако прошло уже три года, но разрешение на строительство мечети я так и не получила. Между тем, недавно у кладбища появилась часовня…
На христианском кладбище заканчивается земля, и ко мне обратились с просьбой отдать часть пустующей земли мусульманского кладбища. Я сказала, что отдам, если мне предоставят землю под мечеть, и стройматериалы. Администрация района согласилась, выделила участок и блоки, все остальное сделано на средства от пожертвований.
– Имели ли место попытки оказать на вас воздействие?
– Это связано с тем, что рядом с мечетью проходит дорога, по которой следовали машины к близлежащему песочному карьеру. Из-за тяжелой техники мечеть трясло. По моей просьбе была сделана объездная дорога, но грузовики ездили прежним путем. Тогда я забила в дорогу колышки. Шофер, который пытался проехать в неположенном месте, полез на меня с кулаками. Хорошо ребята, работающие на кладбище, вовремя подоспели.
– Расскажите немного о себе.
По образованию я инженер-строитель по электорооборудованию промышленных предприятий. Сейчас на пенсии.
С 1963 года в поселке открыто мусульманское кладбище. На нем похоронен мой сын. После его смерти я часто ходила на кладбище, и уже привыкла, что здесь всегда грязь и мусор.
Когда я вышла на пенсию в 1989 году, стала помогать обустраивать кладбище, следить за чистотой. Мной здесь сделаны пристройки, возведены ограждения.
Я говорю, что у нас «мусульманский коммунизм». У нас нет расценок на ритуальные услуги, как в мечетях. Все наши доходы – то, что опускают в маленький ящик в виде пожертвований.
В год таким образом собирается, дай Бог, тысячи три. На эти деньги мы покупаем белый материал, достаем доски. Да и как мы можем требовать большего, если в основном сюда ходят бедные бабушки!
– Что еще надо сделать для завершения строительства?
В общем, на строительство мечети уже потрачено 500 тысяч рублей. Но для завершения требуется еще около 200 тысяч. Все, кто меня знают, помогают, чем могут. Конечно, большую часть средств внесла я сама. Отдала все свои сбережения, все, что отложила на похороны. Я слышала, что предприниматель Баязитов часто помогает строительству мечетей в деревнях, но к сожаления не знаю, как к нему попасть.
Нужно сделать еще очень много. Предстоит окраска мечети. Нужны материалы для потолка. Необходимо изготовить полумесяц и круглый шар, а где это можно сделать, я не знаю. Минарет уже наполовину готов, но его еще надо поднять. Сейчас у меня закончились деньги, и строительство придется остановить.
– Помогает ли вам местная администрация?
Местная администрация и депутатский совет денег, конечно, не дают, но морально всегда поддерживают. Работники администрации и члены совета видели проект мечети, он им понравился.
Помощь от администрации ограничивается только тем, что они нашли рабочих, а 120 тысяч за кладку кирпича я была вынуждена платить сама. Конечно, есть и недовольные тем, что бабушка «подняла голову», но с Божьей помощью, я надеюсь довести начатое дело до конца.