История экспансии: как Airbnb меняет мировой рынок недвижимости
Идея Airbnb родилась в 2007 году: тогда в Сан-Франциско недавним выпускникам Школы дизайна Род-Айленда Брайану Чески и Джо Геббиа было нечем заплатить за аренду квартиры, которую они снимали вместе. Накануне очередной конференции для дизайнеров, когда в местных отелях не хватало мест, Чески и Геббиа решили сдать в аренду гостиную: они создали сайт Airbedandbreakfast.com, и уже через неделю в их доме остановились три человека, каждый из которых заплатил по $80 за ночь.
За десятилетнюю историю Airbnb сервисом воспользовались больше 260 млн человек. У компании 19 международных офисов и 4 млн предложений аренды почти в 200 странах мира. В марте 2017 года стоимость Airbnb Inc. была оценена в $31 млрд. В рейтинге Business Insider «The $10 Billion Club» эта компания — второй по стоимости американский стартап после Uber.
Идея компании началась с трех надувных матрасов в гостиной Брайана Чески и Джо Геббиа — они и дали название сервису Airbedandbreakfast.com, которое позже было сокращено до Airbnb (Фото: press.atairbnb.com)
Стремительно растущая популярность сервиса стала причиной ряда проблем: например, конфликтов между владельцами квартир и арендаторами, поскольку последние часто без разрешения сдают недвижимость в субаренду, недовольства отельеров и местных властей, так как хозяева объектов на Airbnb не платят налоги, которыми облагается гостиничный бизнес, и, в конце концов, раздражения соседей арендодателей из-за шума от заселяющихся рано утром гостей. В январе 2018 Чески заявил, что одна из главных задач платформы на сегодняшний день — достичь баланса интересов трех сторон: компании, пользователей сервиса и людей за пределами Airbnb.
Поглощение прямых конкурентов
Airbnb начал поглощать небольшие компании — аналоги сервиса уже через три года после запуска: в 2011 — немецкий стартап Accoleo, ещё через год — компанию из Великобритании Crashpadder. В 2015 к Airbnb присоединились сооснователи Rent Method — американского сервиса, помогающего пользователям найти недвижимость в аренду, организовать просмотры и подписать договор.
В 2017 изменились масштабы приобретений: в феврале Airbnb купила канадскую компанию Luxury Retreats — сервис по аренде элитного жилья по всему миру. Сумма бронирований на Luxury Retreats составляет около 150 млн долл. в год. Предложения компании будут интегрированы в сервис Airbnb. По данным Bloomberg, для этого будет создан новый сервис под рабочим названием Airbnb Lux, через который пользователи смогут арендовать пентхаусы и особняки, принадлежащие Luxury Retreats.
Приобретение Luxury Retreats поможет Airbnb освоить высокобюджетный сегмент туристического рынка (Фото: press.atairbnb.com)
В ноябре 2017 в международных СМИ обсуждалась новость о том, что Airbnb намерен приобрести европейское подразделение американской гостиничной корпорации Wyndham Worldwide Corp., отвечающее за аренду домов для отпуска. Покупка актива, которому принадлежат десятки тысяч объектов элитной недвижимости в таких популярных курортных локациях, как Далмация и Санторини, должна была помочь Airbnb расширить спектр предложений по аренде жилья премиум-класса и привлечь более состоятельных путешественников. В пакет, который Wyndham выставил на торги по цене порядка 1 млрд долл., были включены компании Hoseasons, James Villa Holidays и cottages.com. Это была бы самая большая сделка Airbnb в его истории, однако, по последним данным, компания отказалась от участия в торгах.
Дополнительные сервисы для туристов
Таким же образом Airbnb осваивает новые сервисы для туристов. В 2012 году компания купила платформу NabeWise, которая агрегирует информацию о районах разных городов США, и сервис вопросов и ответов для путешественников Localmind. Ещё через три года Airbnb приобре онлайн-платформу для планирования путешествий Vamo, в 2016 — испанский стартап Trip4real, с помощью которого местные жители могли организовать для путешественников уникальные туры в их родных городах.
В январе 2017 Airbnb инвестировал $13 млн в портал для бронирования ресторанов Resy и в сентябре объединил сервис со своей платформой. В мае этого же года компания присоединила к себе команду разработчиков Deco Software, чтобы вместе работать над интеграцией сервиса в приложения для iOS и Android. В июне Airbnb купил стартап Trooly, который отслеживает поведение пользователей в интернете, чтобы предотвращать совершение сделок между владельцами недвижимости и арендаторами в обход Airbnb.
Новая концепция недвижимости Airbnb
В конце 2017 года в СМИ появились сообщения о том, что Airbnb собирается инвестировать $200 млн в строительство жилых комплексов под брендом Niido Powered by Airbnb в различных городах США. Партнер сервиса — девелоперская компания Newgard. Согласно плану, первые комплексы будут построены уже в 2018 году.
В отличие от других жилых комплексов, где возможность пересдачи квартиры арендатором всегда оговаривается с владельцем индивидуально, все квартиры, построенные Airbnb, будет разрешено сдавать в субаренду: те, кто снимают жилплощадь в таких домах на долгосрочной основе, смогут сдавать ее через онлайн-платформу до 180 дней в году.
Обязательное условие Airbnb — арендодатели должны делиться прибылью с владельцами квартир (Фото: press.atairbnb.com)
То, что комнаты и квартиры в таких комплексах будут сдаваться в краткосрочную аренду, предусмотрено в их дизайне: для гостей будут созданы пространства общего пользования, внедрена технология бесключевого доступа, специалист будет помогать арендодателям с размещением гостей и организацией уборки.
Согласно данным исследования Гарвардского университета «The State of the Nation’s Housing 2017», почти половина жителей США в возрасте от 25 до 34 лет отдают более 30% своего дохода за аренду жилья. Как объясняет руководитель международного отдела по связям с общественностью Airbnb Крис Лихэйн, концепция новых комплексов поможет миллениалам облегчить финансовую нагрузку на свой бюджет: они смогут компенсировать расходы на долгосрочную аренду, получая доход от субаренды комнат или квартир, например, во время отъезда.
Airbnb сделает сдачу недвижимости в аренду полностью прозрачной для владельцев, жильцов и гостей новых комплексов. Таким образом, проект Niido Powered by Airbnb стал, с одной стороны, логичным шагом в развитии компании, а с другой — попыткой решить конфликт, который назрел в результате ее экспансии.
ОБ АВТОРАХ
Елена Изюмова
эксперт Tranio
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.