Разделяй и здравствуй

31.03.2018 10:35

Что можем сделать мы сами, чтобы не задыхаться от мусорных свалок

Текст: Ирина Невинная

Российская газета - Неделя №7529 (66)

Нам не нравятся мусорные полигоны под нашими окнами. Еще бы! Если бы мой ребенок попал в больницу, надышавшись сероводорода, я бы пошла митинговать в первых рядах. И вместе с другими грудью встала бы перед машинами, битком набитыми помойкой. И возможно, мы одержали бы победу: машины развернулись бы и вывалили мусор под окнами других людей. Потому что суть проблемы такова: питаться и одеваться мы хотим как европейцы, а мусор сваливаем практически под себя. Как дикари.

Конечно, всегда есть какой-то формально виноватый владелец полигона или чиновник, которого обязательно надо найти и покарать. Но чище от этого быстро не станет, свалки не исчезнут. Что мы можем сделать прямо завтра, чтобы всем стало легче дышать? Чем готовы для этого пожертвовать - деньгами, временем?

500 кг с носа

Сейчас каждый из нас отправляет на свалку 400 - 500 кг мусора в год. Остатки пищи, бумага, пластик - почти все можно использовать повторно. Правда, есть жесткое условие: разные виды вторсырья не должны путаться и пачкаться. Это получится, только если сортировать отходы "не отходя от кухни". Уже сегодня жители городов могли бы снизить мусорную "нагрузку" на близлежащие свалки, если бы стали сдавать бытовые отходы на переработку. Правда, пунктов приема пока немного и расположены они зачастую далеко. Но уже к следующему году муниципалитеты будут обязаны организовать раздельный сбор мусора в каждом микрорайоне.

Это работает, например, в Германии. Несколько лет назад, навещая подругу, живущую там, я очень удивилась, увидев, что она моет баночки из-под йогурта, перед тем как выбросить их в мусорное ведро. А бутылки и вовсе отставляет в сторонку: пойдет за продуктами и опустит их в специальный контейнер. В Европе перерабатывается до 70 процентов мусора (а в Швеции, помешанной на экологии, близко к 100). У нас для сравнения: от 3 до 7 процентов.

Да, мы долго раскачивались: с одной стороны, менталитет, ну не такие мы аккуратисты, как немцы, приучить нашего человека "возиться" с отходами - это ж сколько усилий! С другой - наша огромная территория, казалось, дает нам "фору": свалка - самый дешевый способ избавиться от мусора, а места, казалось, хватало. Но этот "дешевый" подход оказался очень дорогим. Сейчас площадь свалок в России превышает 4 млн га. Это территория Нидерландов или Швейцарии. К тому же полигоны неизменно превращаются в экологические "бомбы", отравляя воздух, почву и все живое вокруг.

https://cdnimg.rg.ru/pril/article/152/56/52/20.jpg
Инфографика "РГ": Леонид Кулешов/Ирина Невинная

Избавься от лишнего

В декабре 2017 года был принят федеральный закон, который наконец-то ввел обязательное разделение отходов. На переход к светлому будущему отведен год. Муниципалитеты должны за это время оборудовать площадки, установить контейнеры и подобрать партнеров из числа перерабатывающих компаний. А чтобы заинтересовать жителей заняться сортировкой, обещано уменьшить платеж за вывоз мусора.

Кстати, и сегодня, хотя об этом мало кто знает, управляющие компании обязаны организовать прием у населения бытовых отходов 1-го, 2-го, 3-го классов опасности: люминесцентных ламп, батареек, картриджей. "Если они это и делают, то, как правило, "не светятся" и никого не агитируют, потому что вывоз и утилизация опасных отходов услуга платная. Управляющим невыгодно отдавать нам часть денег, которые они получают с тарифа за вывоз мусора", - пояснил "РГ" помощник директора компании, занимающейся сбором и переработкой опасных отходов, Павел Копылов.

Действительно, придя в жилконтору, я убедилась: да, старую ртутную лампу у меня возьмут, причем бесплатно. Но объявлений об этом ни на моем подъезде, ни на входе в жилконтору не было. И я с досадой вспомнила, как по незнанию отправляла сгоревшие лампы в мусорное ведро. Как, уверена, и мои соседи. Не потому ли ртутью у нас заражены огромные территории? Отработавшие свое батарейки - это 2-й класс опасности. Оказавшись на полигоне, они со временем проржавеют, выделяя в окружающую среду цинк, никель, марганец, особо токсичные кадмий и ртуть. А ведь их мы тоже просто выбрасываем.

"Теперь торговые сети получили право заниматься сбором отходов, не обращаясь за дополнительной лицензией, - пояснил Павел Копылов. - Зайдите, к примеру, в магазин экопродуктов "ВкусВилл" - во многих стоят наши контейнеры для сбора батареек. И люди идут, сдают: в месяц набирается до 8 - 10 тонн! Но кто-то не понимает принципа, звонит нам и говорит: я набрал 10 кг, купите. На самом деле все наоборот: если будете сдавать сами, вам придется заплатить за утилизацию".

Не в деньгах счастье

Именно о нежелание людей "заморачиваться" с сортировкой спотыкались эксперименты по раздельному сбору мусора. Мало того, что сдаваемые бутылки и банки надо мыть, а к тому же еще и "плющить", чтобы меньше объема занимали, так еще и привезти к пункту сбора, и сдать, не получив от этого ничего, кроме морального удовлетворения. В советское время за макулатуру получали если не деньги, то право купить хорошую книжку. А цена пустой молочной бутылки равнялась примерно половине стоимости находящегося в ней молока. Сдавали не только из-за сознательности, но и ради экономии. Сейчас экономические рычаги практически не задействованы: возвратной тары нет, а большинство компаний, принимающих сырье на переработку, в лучшем случае берут его даром, а в худшем предлагают нам еще и доплатить.

На словах (по результатам соцопросов) около 60 процентов россиян готовы сортировать домашний мусор. Многие не ради копейки, а для сохранения здоровья наших детей. Сколько можно гадить под себя! По крайней мере 6 процентов участников опроса сказали, что уже сейчас сортируют мусор и сдают его в пункты приема.

Подход, предложенный новым законом, тем и хорош, что дает нам конкретные бонусы: во-первых, нам бесплатно и в шаговой доступности предоставят разноцветные контейнеры, во-вторых - уменьшат тариф за вывоз отходов. Хватит ли этих условий, чтобы справиться с инерцией?

А в отношении предприятий правительство поступило так: ввело экологический сбор. Но если предприятие сдает свои отходы в переработку - сбор оно уже не платит. "Поскольку мы не задираем тарифы на свои услуги, предприятиям выгодно сдавать отходы нам - это дешевле, чем платить экосбор", - пояснил Павел Копылов.

https://cdnimg.rg.ru/pril/article/152/56/52/10.jpg
Инфографика "РГ": Леонид Кулешов/Ирина Невинная

https://cdnimg.rg.ru/pril/article/152/56/52/12.jpg
Инфографика "РГ": Антон Переплетчиков/Ирина Невинная

https://rg.ru/2018/03/28/kak-vnesti-svo … valok.html