Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Порядок оформления объектов авторского права

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Порядок оформления объектов авторского права

А. Голубовская (Москва)

08.04.2018

Я написала текст к песне и мелодию припева. Мой друг написал музыкальную аранжировку и мелодию куплетов. Как разобраться в том, кому и в каком количестве принадлежат права на песню, как юридически лучше всего оформить наши взаимоотношения в этом вопросе?

Кирилл Митягин

В соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) объектами авторских прав являются, в частности, музыкальные произведения с текстом или без текста. При этом согласно п. 1 ст. 1258 ГК РФ граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами.

Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, при этом часть произведения, имеющая самостоятельное значение (текст или музыка), может быть использована ее автором по своему усмотрению (п. 2 ст. 1258 ГК РФ).

В случае отсутствия соглашения доходы между соавторами распределяются в равных долях (п. 3 ст. 1229 ГК РФ).

Вы как соавторы можете заключить соглашение (и мы вам рекомендуем это сделать), в котором учтете разделение авторских прав на произведение на доли и их соотношение в соответствии с вашим участием в создании, а также порядок использования музыкального произведения, распределения доходов от использования произведения и защиты прав на него.

https://pravo.rg.ru/rubrics/question/5339/

0

2

Оформить вдохновение

13.06.2018 20:02

Как бизнесу свести к нулю риски при передаче авторских прав

Текст: Михаил Кузьмин (Челябинская область)

Российская газета - Экономика УРФО №7590 (127)

Все чаще предметом судебного спора становится нарушение авторских прав в сфере рекламы и пиара. Не разбираясь в этом вопросе, бизнес нередко несет серьезные финансовые и репутационные потери. Между тем, выполнив все требования закона, их можно избежать.

Идея беззащитна

Главная сложность, по мнению экспертов, кроется в том, что авторство в отличие, скажем, от прав на изобретение не требует обязательной государственной регистрации. Поэтому доказать его сложнее. В частности, авторские права не распространяются на идеи: если кто-то использовал вашу творческую находку в собственной интерпретации, к ответственности его не привлечешь.

Челябинское рекламное агентство в 2016 году получило техническое задание на производство рекламного ролика для крупного агрохолдинга. Стоимость работ заказчик оценил в 250 тысяч рублей. Агентство их выполнило, но вместо денег получило ответ, что конкурс оно не выиграло и созданный рекламный ролик в работу не берут. А спустя несколько месяцев в СМИ начали крутить ролик агрохолдинга, снятый точно по сценарию челябинцев. Агентство обратилось в суд. В итоге стороны заключили мировое соглашение, по которому права на ролик переходят агрохолдингу в обмен на компенсацию - 300 тысяч рублей.

Такой исход можно считать удачным, потому что, по словам управляющего партнера юридической компании Сергея Гаврюшкина, представлявшего в суде рекламное агентство, спор мог и затянуться на несколько лет ввиду сложности доказывания принадлежности авторских прав истцу.

- Мы представили в суд сценарий и заявили, что ролик снят именно по нему, - рассказывает юрист, - но и оппонент мог представить свой сценарий, еще и датированный днем ранее, и утверждать, что получен он не от истца или что был доработан, и в результате - это уже другой продукт.

Творчество и документы

Споры по защите авторских прав с участием рекламных и пиар-агентств - явление нередкое. Такие компании, как правило, созданы творческими людьми, которые часто пренебрегают документальным оформлением прав на объекты интеллектуальной собственности. Между тем авторские права бывают не только имущественные (на продукт), но и неимущественные - скажем, объектом считается имя автора. Нарушение и тех, и других карается и влечет компенсацию в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Кроме того, нарушителю могут грозить существенные репутационные риски.

Утверждение, что все, сделанное работником в рамках должностных полномочий, является собственностью работодателя, - ловушка, в которую попадали и попадают многие фирмы

- Например, известная компания выполняет заказы для крупных брендов. Но в какой-то момент она "плохо расстается" со своим работником (дизайнером, фотографом), который обращается в суд. В исковых требованиях он  указывает, что фирма нарушает его авторские права на объекты, казалось бы, созданные в рамках трудового процесса, - рассказывает Гаврюшкин. - Затем тот же человек может обратиться с иском о нарушении авторских прав уже к клиентам компании. То, что между бизнес-структурами заключен договор, его не волнует: он своего согласия на передачу прав не давал. А дальше он обратится в ФАС, которая признает использование чужого объекта интеллектуальной собственности недобросовестной конкуренцией и запретит компаниям использовать изделия физического лица.

В нерабочее время

А вот юридическое лицо автором быть не может. Но мало кто, заключая с фирмой договор на разработку интеллектуального продукта, это сознает.

Так, две челябинские фирмы заключили между собой договор на создание корпоративного сайта. После передачи работы обнаружилось, что в Курске появился сайт с таким же контентом. Заказчик обратился в суд с иском к курской компании, но доказать свое авторство не смог: для защиты авторского права договора между юридическими лицами недостаточно.

Чтобы не наступить на те же грабли, до передачи прав на интеллектуальный продукт заказчику отношения с разработчиком (автором изделия) должны быть оформлены правильно внутри компании-исполнителя. А утверждение, что все, сделанное работником в рамках должностных полномочий, является собственностью работодателя, - ловушка, в которую попадали и попадают многие фирмы. С заключением трудового договора предприятие обладателем прав на объекты интеллектуальной собственности не становится. В ситуации конфликта автор может заявить, что конкретно этот продукт он создал не в рабочее время.

- Чтобы права на конкретное изделие перешли от сотрудника к компании, необходимо, во-первых, четко прописывать служебное задание либо техзадание на разработку конкретного произведения. Нужно задокументировать, когда и кем был создан объект авторского права и какие права перешли от автора к юридическому лицу. И так по каждому объекту интеллектуальной собственности в отдельности, - советует Гаврюшкин.

Заказчик, в свою очередь, во избежание проблем в будущем должен убедиться, что все документы у исполнителя есть и оформлены правильно, что автор, а не только владелец исключительных прав на произведение, не возражает против указания его авторства другим юридическим лицом. Только при соблюдении всех условий можно спать спокойно, а в случае конфликта - рассчитывать на выигрыш дела в суде.

https://rg.ru/2018/06/13/reg-urfo/iuris … botat.html

0

3

Оформление интеллектуальной собственности: как поступить ИП?

А. Лемзяков (Мирный)

23.08.2018

Зарегистрировались в качестве ИП. Открыли монтажно-сервисную организацию. Начали снимать видеодневники различных мероприятий. Все это имеет логотип, название и фирменный стиль. Надо ли эти направления регистрировать? В случае с видеодневниками мы используем уникальный концепт, хотели бы закрепить это за собой в рамках законодательства. Есть ли возможность оформить на них интеллектуальную собственность?

Кирилл Митягин

Наиболее целесообразным решением в сложившейся ситуации будет регистрация используемого в видеороликах и при осуществлении предпринимательской деятельности логотипа в качестве товарного знака с целью предотвращения заимствования этого логотипа конкурентами.

Товарный знак – словесное, изобразительное, комбинированное или иное обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (ст. 1477 ГК РФ). Товарные знаки подлежат официальной регистрации, при этом знак регистрируется в отношении определенных классов товаров и услуг. После успешной регистрации товарный знак не может использоваться третьими лицами в их коммерческой деятельности, если эта деятельность подпадает под те классы товаров и услуг, в отношении которых товарный знак был зарегистрирован.

Логотип может быть зарегистрирован как комбинированный товарный знак, если в нем помимо изображения также присутствуют и словесные элементы. Такая регистрация целесообразна, если планируется использование всех элементов логотипа в совокупности. Если же лицо планирует использовать изобразительные и словесные элементы по отдельности, то надежнее будет зарегистрировать эти элементы как отдельные товарные знаки.

Регистрируя товарный знак, следует учитывать, что он должен использоваться при индивидуализации товаров или услуг. Если же товарный знак фактически не используется, то его правовая охрана может быть прекращена. В рамках рассматриваемой ситуации это означает, что компания должна, помимо использования товарного знака в видеороликах, также продавать определенные товары или оказывать услуги, маркируя их зарегистрированным товарным знаком.

С защитой стиля, используемого в видеороликах, дела обстоят сложнее.

Фирменный стиль – совокупность постоянных изобразительных, визуальных, информационных средств, с помощью которых компания индивидуализирует себя и свою продукцию на рынке товаров и услуг. Фирменный стиль не требует официальной регистрации, что не значит, что его нельзя защитить: п. 2 ст. 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает копирование чужого фирменного стиля.

Применительно к рассматриваемой ситуации стиль, используемый в видеороликах, с большой вероятностью защитить не удастся ввиду того, что понятие «фирменный стиль» (в понимании законодателя) распространяется на внешний вид товара, его упаковки и этикетки, а также на стиль компании в целом (фирменная одежда, оформление торгового зала, витрины).

Вместе с тем сами видеоролики и их элементы защищаются авторским правом, которое возникает на них в момент их создания. Авторские права нигде не регистрируются, но в случае спора об авторстве в отношении конкретного произведения, автором суд признает то лицо, которое сможет доказать, что произведение у него появилось раньше. В вашем случае в качестве подтверждения авторства на произведение можно ссылаться на дату публикации этого произведения в Интернете.

https://pravo.rg.ru/rubrics/question/6919/

0

4

Как зарегистрировать товарный знак и не попасть в судебный процесс

12 дек 2018, 13:09

Взгляд на недобросовестную конкуренцию

Как зарегистрировать товарный знак и не попасть в судебный процесс, рассказал «РБК Pro» Карен Мусаелян, эксперт в области патентного права, старший партнер юридической фирмы Patent.Lab

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/7/74/755445542790747.png
Фото: Тимофей Яржомбек

Бизнес в России в последние годы довольно часто регистрирует свои названия и наименования своих уникальных услуг в качестве товарных знаков. Это можно считать положительной тенденцией, так как помогает компаниям защититься от недобросовестных конкурентов и тех, кого юристы называют патентными троллями. Регистрация товарного знака снимает риск столкнуться и со вполне добросовестным конкурентом, когда, например, другая компания захочет использовать придуманный ею бренд, который случайно совпадает с незарегистрированным слоганом первой фирмы, не обнаружит его среди уже зарегистрированных в Роспатенте и зарегистрирует его на себя. Поэтому рост регистраций товарных знаков — однозначный признак взросления рынка. Но взросление не может быть безоблачным, особенно когда взрослеют конкуренты.

Интересные комплексные кейсы в данном вопросе гораздо нагляднее общих слов и советов «как зарегистрировать товарный знак», «как не попасть на иск о недобросовестной конкуренции» и тому подобных обзоров, а случай на узком и сложном рынке еще более рельефно высвечивает возможности и риски, например, судебные дела в области офтальмологии. Выводы из них, разумеется, распространяются на любой бизнес, действующий в российском законодательстве.

Область офтальмологии

Брендирование в области офтальмологии – довольно интересная область работы, и не только для маркетологов, но и для юристов. Специфика заключается в том, что на этом высококонкурентном рынке имеется ограниченное количество образов, слов и словосочетаний, которые уже привычны, ассоциируются у клиентов с лечением глаз или подбором очков. Наиболее прямые указания на область деятельности дают слова «взгляд», «зрение», «глаза», «оптика» и их производные. Остальные формулировки требуют пояснений, поэтому логичным представляется разрабатывать и создавать товарные знаки именно с использованием таких слов. И делать это так, чтобы выбранное название не забрал себе конкурент, потребовав к тому же многомиллионных компенсаций.

Но уже первые действия подготовки к регистрации товарного знака оказываются для большинства препятствием. Чтобы начать процедуру регистрации и окончательно определиться с брендом, под которым будет работать медицинское учреждение, необходимо проводить «патентный поиск», информационный поиск по обозначениям товаров и услуг на тождество и сходство. Обычно поиск ведут юристы, но и сами собственники компаний могут провести патентный поиск хотя бы частично: нужно поискать обозначение среди уже зарегистрированных товарных знаков и среди поданных заявок на регистрацию в базе Роспатента и в международной базе действующих на территории России товарных знаков Всемирной организации по интеллектуальной собственности. Юристы, специализирующиеся на интеллектуальной собственности, привыкли углублять поиск и проводить его дополнительно по фирменным наименованиям — судебная практика показывает, что эти усилия не пропадают напрасно.

Но на высококонкурентных рынках поиска по имеющимcя товарным знакам недостаточно. Еще важнее после проведения патентного поиска и до подачи документов на регистрацию просчитать все риски по дальнейшему использованию выбранного бренда. Практика показывает, что при грамотно составленной и аргументированной заявке фактически товарный знак зарегистрировать получится, несмотря на наличие похожих уже зарегистрированных знаков. Но и здесь кроются риски — это может лишь привести компанию к обвинениям в недобросовестной конкуренции, что станет новой проблемой и может вылиться в длительные и дорогостоящие судебные процессы. В конечном счете компании придется все же отказаться от бренда и придумывать новое название, что не всегда просто, а кроме того, требует и новых финансовых и временных затрат. Из судебной практики мы выбрали один наглядный пример того, к каким последствиям могут привести регистрация похожего знака и его дальнейшая история.

ВЗГЛЯД 1: товарный знак не панацея

Правообладатель товарного знака «ВЗГЛЯД» для максимальной защиты своих интересов зарегистрировал несколько вариантов собственного бренда.

Самый первый знак был подан на регистрацию еще 2 февраля 1999 года. Соответственно, все, кто регистрировал знак после данной даты, не имеют права использовать слово «взгляд» в своем товарном знаке как значимый элемент относительно 44-го класса МКТУ (Международный классификатор товаров и услуг), который как раз и включает в себя медицинские услуги. Фактический данный знак передан по лицензии АНО «Клиника микрохирургии глаза Взгляд», которая под ним осуществляет свою деятельность.

Через некоторое время другая организация, ООО «Взгляд доктора Черниковой», подала на регистрацию свой товарный знак «ВЗГЛЯД доктора Черниковой». Знак благополучно прошел процедуру регистрации. И компания планировала активно осуществлять свою деятельность, используя уже зарегистрированный товарный знак. Товарный знак зарегистрирован. Казалось бы, какие могут быть еще проблемы?

Однако правообладатель товарного знака «ВЗГЛЯД» обратился в антимонопольные органы с заявлением на действия ООО «ВЗГЛЯД доктора Черниковой». Антимонопольная служба по факту обращения возбудила административное дело, посчитав, что использование товарного знака «ВЗГЛЯД» приведет к тому, что первоначальному правообладателю будут причинены убытки. В связи с этим антимонопольная служба признала ООО «ВЗГЛЯД доктора Черниковой» нарушителем и выдала предписание прекратить нарушение в виде использования товарного знака «ВЗГЛЯД».

Попытки ООО «ВЗГЛЯД доктора Черниковой» оспорить данное решение в Арбитражном суде не увенчались успехом. Суды первой, кассационной и надзорной инстанций оставили (pdf) решение антимонопольного органа в силе.

В результате сложилась парадоксальная ситуация для ООО «ВЗГЛЯД доктора Черниковой». С одной стороны, у них есть зарегистрированный товарный знак в Роспатенте, с другой — при использовании своего знака они рискуют попасть под административное дело, так как регистрация и использование собственного товарного знака в их случае оказались недобросовестной конкуренцией.

Такая ситуация не могла длиться долго. В дальнейшем правообладатель товарного знака «ВЗГЛЯД» обратился в Палату по патентным спорам при Роспатенте с возражением, для того чтобы признать правовую охрану товарного знака «ВЗГЛЯД доктора Черниковой» недействительной частично (в отношении 44-го класса).

Палата по патентным спорам сравнила товарные знаки обеих компаний и пришла к выводу, что в товарном знаке «ВЗГЛЯД доктора Черниковой» основным индивидуализирующим элементом является словесный знак «ВЗГЛЯД», поскольку он акцентирует на себе внимание потребителя и легче запоминается. В соответствии с решением палаты правовая охрана товарного знака «ВЗГЛЯД доктора Черниковой» была признана недействительной в отношении услуг 44-го класса МКТУ. В настоящий момент медицинская клиника «ВЗГЛЯД доктора Черниковой» сменила название и работает под брендом «Глазной центр доктора Черниковой».

ВЗГЛЯД 2: и все-таки товарный знак необходим

Возникает вопрос: разве тяжбы вокруг одного слова «взгляд» не показывают, что не стоит вообще регистрировать товарный знак, а просто его использовать в своей коммерческой деятельности? На практике это еще более рискованно. Следующий эпизод это хорошо демонстрирует.

Случай также касается товарного знака «ВЗГЛЯД», но на сей раз нарушителем была другая компания — ООО «ЭЛСИ». Тверская компания ООО «ЭЛСИ» (ранее компания называлась ООО «Офтальмологическая клиника «Взгляд») использовала товарный знак «ВЗГЛЯД», но в отличие от компании в первом случае свой знак они даже не пытались регистрировать, а просто осуществляли под ним коммерческую деятельность.

Правообладатель товарного знака «ВЗГЛЯД», как и в первом случае, направил жалобу в антимонопольную службу. Антимонопольная служба в городе Тверь возбудила административное дело, по результатам которого признала ООО «ЭЛСИ» нарушителем в связи с осуществлением медицинской деятельности под товарным знаком «ВЗГЛЯД». Данное решение ООО «ЭЛСИ» также безуспешно пыталось оспорить в суде (pdf).

После решения антимонопольной службы правообладатель товарного знака «ВЗГЛЯД» обратился в суд с исковым заявлением к ООО «ЭЛСИ» о взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака в размере 22 млн руб. Данное дело в итоге закончилось мировым соглашением, утвержденным в суде. В соответствии с условиями мирового соглашения ООО «ЭЛСИ» выплатило правообладателю почти 2 млн руб.

Таким образом, незаконное использование чужого знака может привести также к весьма серьезным финансовым выплатам правообладателю, поэтому предпринимателям и руководству медицинских компаний необходимо с самого начала серьезно подходить к выбору бренда и работе с ним.

Резюмируя историю с товарным знаком «ВЗГЛЯД», необходимо заметить, что, во-первых, товарный знак регистрировать необходимо, но, во-вторых, использование товарного знака, тождественного или сходного до степени смешения с уже зарегистрированным ранее товарным знаком, даже если его по какой-то причине удастся зарегистрировать, может привести к тому, что действия компании будут квалифицированы как недобросовестная конкуренция. Признание действий компании недобросовестной конкуренцией чревато негативными последствиями в виде денежных компенсаций, запрета на использование раскрученного бренда, смены доменного имени, репутационных потерь и т.д.

Пять способов клиники минимизировать риски в брендинге

Задача юристов любой компании – обезопасить работу компании в будущем. Для уверенности в дальнейшей безопасности бренда очень важным является первоначальный этап, когда компания определяется с товарным знаком, под которым в дальнейшем будет осуществлять свою деятельность.

Существует пять путей защиты бренда компании на этапе до регистрации:

- тщательный патентный поиск на предмет тождества и сходства до степени смешения с регистрируемым брендом;

- договор с дизайнерами, разрабатывающими бренд клиники или оптики;

- получение письма согласия от правообладателя на использование похожего бреда;

- лицензионный договор с правообладателем;

- покупка бренда (товарного знака).

Рассмотрим каждый из путей защиты подробнее

1. Патентный поиск. О важности патентного поиска упоминалось в самом начале статьи. Проведение поиска лучше поручить патентной компании, специализирующейся на товарных знаках. Подробный отчет о патентном поиске целесообразнее делать в письменной форме, где необходимо отразить все знаки, которые тождественны и сходны до степени смешения с обозначением, который хочет зарегистрировать организация. Результаты патентного поиска также желательно обсудить с юристами, чтобы понимать все риски и перспективы регистрации, а также возможности дальнейшего оспаривания товарного знака.

2. Договор с дизайнером. Также целесообразно на этапе выбора бренда, если работа по созданию бренда поручается дизайнерскому или креативному агентству, включить в договор положения, обязывающие агентство осуществлять патентный поиск и не разрабатывать обозначение, которое нарушало бы права тех, кто уже имеет зарегистрированный товарный знак. Это может обезопасить компанию от разработки знака, который в дальнейшем фактически невозможно будет зарегистрировать. После сдачи работ, перед их приемкой, компания может заказать в сторонней организации патентный поиск, чтобы дополнительно убедиться в охраноспособности обозначения. И если результаты поиска покажут, что знак зарегистрировать будет проблематично, то знак будет необходимо направить дизайнерам на доработку.

3. Письмо согласия. В случае, если все же обозначение разработано и по результатам поиска было обнаружено, что имеется товарный знак, уже зарегистрированный ранее, то можно подавать на регистрацию свой товарный знак при условии получения от правообладателя более раннего товарного знака письма согласия.

Правовое регулирование писем согласий содержится в п. 6 ст. 1483 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, уже зарегистрированным в Роспатенте, допускается с согласия правообладателя при условии, что такая регистрация не может явиться причиной введения в заблуждение потребителя. Согласие не может быть отозвано правообладателем.

Сложность данного пути связана с тем, что в России предприниматели очень неохотно дают такие письма согласия, особенно своим конкурентам, или просят очень большие суммы за них.

4. Лицензионный договор. На практике встречаются случаи, когда вместо регистрации компания принимает решение заключить лицензионный договор с правообладателем уже раскрученного и известного бренда. Одним из подвидов лицензионного договора является договор франшизы (коммерческой концессии), который в последнее время все активнее используется предпринимателями в России. Так, например, работают компании «Айкрафт», «ПенснЭ Оптик», «Счастливый взгляд», «Смартоптик», «Оптика МИО».

5. Покупка товарного знака. Если финансы компании позволяют, а правообладатель не против, то бренд можно просто купить. Из всех перечисленных способов этот самый дорогой. Однако его плюс — в получении бренда, который уже раскручен и известен на рынке, что позволит, например, привлекать клиентов бывшего правообладателя знака.

Регистрация товарного знака – важный этап в работе и функционировании организации. Подходить к выбору и регистрации товарного знака необходимо после тщательного изучения всех тонкостей и нюансов среди имеющихся в настоящий момент обозначений. Для этого проводится патентный поиск. Результаты патентного поиска станут своеобразной «дорожной картой», позволяющей компании принимать правильные решения, связанные с регистрацией товарного знака. Отсутствие такого поиска может привести компанию к серьезным проблемам, которые в итоге выливаются в расследования антимонопольных органов, заседания в Палате по патентным спорам и тянущиеся судебные процессы в арбитражных судах. Способами решения этого вопроса могут стать получение письма согласия, заключение лицензионного договора с правообладателем и покупка товарного знака. В крайнем случае бизнесу понадобится проводить дорогостоящий ребрендинг, который опять же бессмысленно проводить без предварительного патентного поиска — исследования имеющихся товарных знаков.

Автор: Карен Мусаелян, эксперт в области патентного права, старший партнер юридической фирмы Patent.Lab

https://pro.rbc.ru/news/5c1006c49a7947bc50593b5c

0

5

Незаконное использование личных фото

И. Турская (Москва)

04.02.2019

На сайте интим-услуг незаконно размещены мои фото. Вся информация, указанная обо мне, неверная. Мой молодой человек расстался со мной из-за этого. Можно ли подать в суд?

Андрей Севостьянов

Закон охраняет изображение гражданина, разрешая обнародование и дальнейшее использование изображения (в том числе фотографии) только с согласия этого гражданина (ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)). Незаконное использование изображения гражданина порочит его честь, достоинство или деловую репутацию.

Для защиты своих прав гражданину необходимо обратиться в суд с исковым заявлением об удалении такой информации, ее опровержении, а также о возмещении убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.

При этом законом не предусмотрено обязательное предварительное обращение с таким требованием к ответчику (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»).

Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в Интернете, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей Интернета (п. 5 ст. 152 ГК РФ).

https://pravo.rg.ru/rubrics/question/9355/

0

6

Расторжение договора на создание объекта интеллектуальной собственности

Вячеслав (Москва)

15.11.2016

В соответствии с договором на создание объекта интеллектуальной собственности мне вменялось в обязанности написание произведение, которое было передано заказчику в оговоренный срок. Через некоторое время заказчик сообщил, что не желает продолжать сотрудничество. Ему было направлено уведомление о расторжении договора, но оно не было получено и возвращено почтой. Единственная возможность теперь – обратиться в суд. Акты о передаче произведения заказчику не подписывались. Все вопросы решались по электронной почте и в телефонных разговорах. Могу ли я в исковом заявлении ссылаться на эту переписку? Как должны быть оформлены подобные документы? Для создания произведения осуществлена командировка, однако в договоре это не оговаривается. Есть ли правовые основания для компенсации командировочных расходов? Может ли быть востребован моральный ущерб? Какова практика его оценки? Гонорар за создание произведения, указанный в договоре, составляет 9% от доходов.

Анастасия Фишкина

Вы вправе обратиться в суд с исковым заявлении о взыскании с заказчика «гонорара» в соответствии с положениями заключенного договора.

1. Зафиксированная нотариусом в протоколах осмотра доказательств переписка будет являться надлежащим доказательством в суде.

В соответствии с ч. 1 ст. 71 Гражданского процессуального кодекса РФ письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным позволяющим установить достоверность документа способом.

Согласно ч. 2 указанной статьи письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Аналогичная норма о допустимости рассмотрения документов, полученных посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием Интернета, в качестве письменных доказательств предусмотрена Арбитражным процессуальным кодексом РФ (ч. 3 ст. 75).

В соответствии со с. 102 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус, в частности, вправе удостоверить содержание сайта в Интернете по состоянию на определенный момент времени, если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с российским законодательством подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия факты не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в установленном порядке.

Учитывая вышеизложенное, вы вправе обратиться к нотариусу и попросить его составить протоколы осмотра всех веб-страниц, на которых имеется ваша переписка с контрагентом (заказчиком).

Обращаем ваше внимание, что судебная практика также признает надлежащим доказательством (например, выполнения работ) электронную переписку, подтверждающую направление заказчику результатов выполнения работ. Такая практика существует как в арбитражных судах (например, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.05.2016 по делу № А56-33558/2015; постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.04.2016 № Ф03-1393/2016 по делу № А37-505/2015), так и в судах общей юрисдикции (например, определение Московского городского суда от 29.04.2016 № 4г-4083/2016).

Кроме этого, в соответствии с позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.11.2013 № 18002/12 по делу № А47-7950/2011, отсутствие соглашения об обмене электронными документами между сторонами или отсутствие электронной подписи в отправляемых и получаемых документах (даже при наличии такого соглашения) не влечет безусловной невозможности использовать эти документы в качестве доказательств.

2. Вы можете попробовать взыскать с заказчика расходы на командировку. Однако, учитывая, что положениями заключенного договора такая возможность не предусмотрена, вероятно, судом будет отказано в данном требовании.

В соответствии со ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. К таким расходам, в частности, относятся: расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) (ст. 168 ТК РФ).

Принимая во внимание вышеизложенное, следует отметить, что оплата «командировочных» расходов предусматривается только для работников, состоящих с работодателем в трудовых отношениях, т.е. работающих по трудовому договору.

В вашем случае был заключен гражданско-правовой договор, на который не распространяются нормы трудового законодательства РФ. Таким образом, понесенные вами расходы не относятся к «командировочным».

В то же время в рамках гражданско-правового договора сторонами может быть предусмотрено следующее положение: «Все расходы, понесенные Исполнителем в рамках принятых обязательств по настоящему договору, лежат на Заказчике/Исполнителе». Следовательно, в зависимости от наличия/отсутствия такого условия в договоре у исполнителя возникает право требовать возмещения с заказчика понесенных расходов, либо такие «расходы» включаются в «гонорар» исполнителя, предусмотренный договором.

Как указано в вопросе, в вашем договоре отсутствует положение об обязанности заказчика оплатить расходы, понесенные исполнителем (возможность более подробного ознакомления с положениями вашего договора, к сожалению, отсутствует). Тем не менее вы вправе попробовать обосновать (документально подтвердить, например, квитанциями, чеками) несение таких расходов именно в рамках заключенного с заказчиком договора, а также подтвердить их необходимость и целесообразность.

Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Аналогичное положение содержится в ст. 56 ГПК РФ.

Однако еще раз обращаем ваше внимание, что во взыскании таких расходов судом может быть отказано, поскольку расходы не были согласованы с заказчиком.

3. В данном случае возможность компенсации морального вреда российским законодательством не предусмотрена.

Гражданин вправе требовать компенсации морального вреда, если нарушены его имущественные или неимущественные права (ст. 151, 1099 Гражданского кодекса РФ).

При этом моральный вред, причиненный действиями или бездействиями, нарушающими имущественные права гражданина, компенсируется только в случаях, предусмотренных законом (ст. 1099 ГК РФ).

Законами, предусматривающими возможность компенсации морального вреда, в частности, являются:

- Гражданский кодекс РФ (ст. 1123);

- Трудовой кодекс РФ (ст. 3, 237);

- Уголовно-процессуальный кодекс РФ (ст. 133, 136);

- Семейный кодекс РФ (ст. 30);

- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 17);

- Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (ст. 38);

- Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (ст. 62);

- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст. 15);

- Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (ст. 17) и др.

Таким образом, в случае нарушения pаказчиком обязательств по оплате оказанных услуг / выполненных работ по lоговору bсполнителем компенсация морального вреда не предусмотрена.

https://pravo.rg.ru/rubrics/question/1045/

0