Смертельная ошибка: в Москве скончалась женщина, которой во время операции вместо физраствора ввели формалин
Она была доставлена в медицинский центр имени Бурназяна в середине марта из Центральной клинической медико-санитарной части Ульяновска. Формалин в брюшную полость 28-летней женщине ввели во время плановой операции 15 марта
Фото: depositphotos.com
Женщина, которой по ошибке в Ульяновске ввели формалин, скончалась в центре московском имени Бурназяна. Врачи пытались исправить ошибку, сделали ей промывание. Сначала пациентку перевели в Ульяновскую областную клиническую больницу, затем для более эффективного лечения отправили в столицу. Все это время она находилась в тяжелом состоянии.
Подобные случаи не единичны. Пять лет назад формалин ввели беременной женщине. Ее удалось спасти, ребенка — нет. В 2014 году это же токсичное вещество оказалось в клизме, которую поставили маленьким детям. Тогда умер четырехлетний мальчик.
Как можно перепутать физраствор с формалином, при том, что сейчас он практически не используется для дезинфекции? Вот что говорит врач-хирург, кандидат медицинских наук Герман Пятов:
Герман Пятов
врач-хирург, кандидат медицинских наук«К сожалению, истории подобного рода случаются, честно говоря. Бывает, что маркировка, например, нарушена, то есть где-то либо на конвейерной линии, где происходило эта вот упаковка препарата. Бывает, что в больницах свои аптеки какие-то есть, которые дезрастворы разливают в какие-то емкости. Может быть, этикетку перепутали, потому что все-таки формалин для каких-то введений человеку не используется естественно. Скорее всего, тут кто-то ошибку совершил на формалине, конечно же, заметны [обозначения] «череп с костями», «яд» и так далее. Есть определенные требования по разным ГОСТам, по разным стандартам, и любой яд четко — это яд. Формалин — это яд, смертельно опасный для человека. Если куда-то внутрь: либо в брюшную полость, либо куда-то еще ввели, то, конечно, очень сложно спасти. Это неимоверные усилия. Должен быть очень грамотный врач-токсиколог, который знает правильные протоколы ведения таких больных. Это должно быть чем быстрее, тем лучше. Должны быть соответствующие препараты, соответствующее оборудование. Наличие всего этого не всегда может гарантировать, что удастся спасти».
По итогам проверки сотрудники, допустившие смертельную ошибку, уволены по статье. Представителям администрации учреждения объявлен выговор и наложены меры материальной ответственности. Может ли после смерти пациентки дело перейти в уголовную плоскость? Вот мнение медицинского юриста Лиги защиты пациентов Жанны Алтунян:
— Конечно, уголовные дела по врачебным ошибкам, особенно в свете последних событий, когда медицинское сообщество становится очень активно на сторону врачей, в защиту врачей, здесь очень многое зависит от самого следователя, который будет вести это дело. Самое главное — это первичная медицинская документация, которая будет отражать весь процесс лечения, оказанного пациентке, и журналы, истребованные именно по лекарственным препаратам. Ведется специальная медицинская документация, то есть на основании исследования этих медицинских документов и журнала учета препаратов будет установлено конкретное виновное лицо.
— Какие здесь могут быть статьи?
— «Нарушение требований безопасности при оказании услуг», это 238 УК РФ. Это те требования, когда услуга должна быть оказана безопасно. Здесь она оказалась очень опасной для пациента, даже можно сказать жизненно опасной. Такие статьи могут быть, в зависимости от того заведующего отделением, да, или главного врача данного учреждения, «халатность» — 293 статья. Она, конечно, к медицинским сестрам и к рядовым врачам не применима, но здесь налицо халатность, тем более, повлекшая за собой смерть пациента. Здесь медицинская сестра — это самое главное лицо в этом преступлении, в этом правонарушении. Понятно, что это по неосторожности все-таки, но не нужно быть глубоким экспертом в этой области, чтобы понимать, что выстраивается прямая причинно-следственная связь. Если она у нас, тем более, не косвенная, а прямая причинно-следственная связь, здесь все основания для возбуждения уголовного дела имеются.
Ранее сообщалось, что следственный комитет региона возбудил уголовное дело о причинении тяжкого вреда здоровью человека по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.