Старинное кладбище в Кузяево.
Автор: Ширяевы Игорь и Лариса
О том, как мы встречали Halloween на кладбище в Кузяево, мы уже писали ЗДЕСЬ. А теперь мы расскажем вам об истории этого кладбища.
Впервые деревня Кузяево упоминается в документах XVI-XVII веков, далее сведения о ней встречаются в описаниях 1744 г. После административной реформы Екатерины II в 1781 г. деревня Кузяево относилась к Карповской волости Богородского уезда и принадлежала помещикам. В течение всего XIX века здесь бурно развивалось фабричное и заводское производство по выпуску полуфаянса, фаянса, фарфора. В Кузяево находится старообрядческое кладбище.
Когда-то вблизи деревни находились торфяники, которые разрабатывались, а торф использовали на заводе для отопления и обжига керамической посуды. Теперь здесь раскинулись поля АО «Гжельское», где когда-то выращивались кормовые культуры для скота.
В деревне Кузяево стоит один из старейших фарфоровых заводов, основанный братьями Новыми ещё в первой четверти XIX века. Первоначально производство велось здесь в небольших деревянных мастерских. Но в 50-х годах прошлого столетия, когда во главе фирмы стала вдова Нового, вскоре вышедшая замуж за Я.Г. Храпунова, завод несколько расширился. В течение пяти-семи лет были построены два двухэтажных каменных корпуса с горнами, все процессы производства велись кустарно. Большинство изделий и капсельный припас изготовляли не в гипсовых формах, а точили на гончарных кругах. Расписывали фарфоровую посуду местные кустари-живописцы. Они брали на заводе белый товар, наносили на него рисунок, затем обжигали посуду в муфлях и уже в готовом виде возвращали обратно на завод. На заводе Храпунова вырабатывались и майоликовые изделия: кружки, молочники, кувшины, суповые чаши, лотки для различной рыбы, а также скульптуры, вазы и прочие подобные изделия. В начале ХХ века производство майолики прекратилось. Вместо тягловой силы на заводе появилась паровая машина. Ассортимент изделий значительно расширился: начали выпускать разнообразные чашки, чайники, бокалы, точёные лампады.
В 1917 году Храпуновы продали свой завод компании «Демократическое товарищество», состоящей из пяти – семи компаньонов, которые управляли предприятием до его национализации в 1918 году. После этого до самой Отечественной войны Кузяевский завод, не подвергаясь особой модернизации, вырабатывал чайную посуду, тарелки, а также пиалы, чайники, полоскательницы для наших азиатских республик и на экспорт».
Древнее старообрядческое кладбище в Кузяево заинтересовало нас не случайно. Еще в 1986 году маленькая Ежжунька бегала на это кладбище: мертвецов посмотреть и себя показать. И еще она тогда догадалась фотографировать! Прошло 23 года. Говорят, преступников тянет на место совершения убийства. Вот и Ежжей потянуло по местам детства…
Прежде всего, мы стали искать в Интернете людей, которые тоже интересуются этой темой. Нам повезло: краеведы Галина и Владимир (Вот они в блоге о Кузяево и в форуме о Смолево) интересуются старообрядческим Подмосковьем, и у них нашлись материалы по Кузяево. А у нас сохранились те самые пленки, на которых были съемки Кузяевского кладбища 1986 года. Теперь это уже почти исторические материалы.
Конечно, мы поехали в Кузяево! Многое изменилось за 23 года на древнем кладбище. Некоторые могилы разграблены или утеряны, надгробия частично вросли в землю, а частично свалены в общую кучу. Ведь новым покойникам тоже нужно место. Вот и пришлось потесниться старикам-мертвецам. Но мы постарались найти похожие ракурсы и сопоставить снимки разных лет. Итак, перед вами кладбище в Кузяево в 1986-м и в 2009-м гг. Черно-белые фото – 1986 г., а цветные -2009 г.
Некрополь Храпуновых-Новых.
А на фото ниже стела умершей 18-ти летней Натальи Храпуновой-Новой. Мы не знаем про нее ничего. Но 23 года назад Ежжуньку и ее подругу мысль о том, что их ровесница лежит в этой земле, потрясла.
В 18 лет мысль о том, что и в этом юном девичьем возрасте смерть реальна, настолько впечатляет, что девчонки для преодоления страха поступили простым логичным способом. Они взяли с собой огромную овчарку (для храбрости) и магнитофон с песней Майкла Джексона про мертвецов (для эпатажа), и вдвоем летом переночевали на кладбище у этой могилы. Военные обелиски в колеблющемся свете свечи напоминали им вышедших из могил привидений.
Историческая справка.
«Храпунов-Новый Яков Герасимович : фарфорофаянсовый завод в деревне Кузяево (Список предпринимателей БУ, по материалам сан.обследования 1888г.)
Богородский купец 2-й гильдии с сыновьями Иваном и Андреем (1883, 1893), (ЦИАМ, ф. 54, оп. 7, д. 1807, л. 3 – 5об).
Жертвователь на нужды Кузяевского земского училища (Доклад Богородской уездной земской управы Московской губернии по училищной части. 1904 г. Б. м., Б. г.).
Женился на вдове одного из братьев Новых (1850-е годы), фарфоровых предпринимателей в д. Кузяево, стал носить фамилию Храпунов-Новый.
Член-жертвователь Елизаветинского Благотворительного Общества, 1900г. (Отчет Богородского комитета Елизаветинского Благотворительного Общества за 1900 г. Б. 1901)» Взято отсюда.
Еще фрагмент истории.
«Завод Я.Г. Храпунова-Нового в деревне Кузяево Богородского уезда Московской губернии (Гжель).
До 1850-х годов - завод братьев Новых. Вступив во владение заводом, Яков Герасимович Храпунов принял фамилию Храпунов-Новый для сохранения памяти об основателе производства. На основе завода создана фирма Храпунова-Нового.
На раннем этапе своей работы предприятие заимствовало формы, сюжеты, мотивы и приемы росписи изделий гарднеровского и поповского заводов.
Вырабатывались фарфор и фаянс очень хорошего качества. На заводе изготовлялась фарфоровая чайная и фаянсовая столовая посуда, а также производилась разрисовка чайной посуды. Сервизы завода отличались художественной росписью и нередко конкурировали с прославленной фарфоровой фирмой Кузнецова. Славу Храпуновым создавали несколько поколений одаренных мастеров-живописцев.
В 1917 году Храпуновы продали свой завод компании «Демократическое товарищество», состоящей из пяти – семи компаньонов, которые управляли предприятием до его национализации в 1918 году. После этого до самой Отечественной войны Кузяевский завод, не подвергаясь особой модернизации, вырабатывал чайную посуду, тарелки, а также пиалы, чайники, полоскательницы для советских азиатских республик и на экспорт».
Надгробие Анастасии Григорьевны Храпуновой-Новой. Черно-белые фото – 1986 г., а цветные -2009 г.
Агафья Григорьевна Храпунова-Новая.
Место для свечки прямо на надгробии. Зажигали в память об умершем. Теперь вот некому зажигать…
В 1986 г. березки росли среди старинных надгробий.
В 2009 г. надгробия еще остались, а березок уже нет.
Иногда что-то меняется к лучшему. Часть заваленных на бок в 1986 г. надгробий в 2009 г. аккуратно стояли, как положено.
А вот еще фото: как было, и как стало…
На этом же кладбище находится некрополь купцов Барминых.
Здесь похоронена Богородская купчиха Александра Михайловна Бармина
Нам удалось найти довольно трудно понимаемый текст на эту тему:
«Раньше я уже говорил, что семьи Кабановых и Соколовых пересекаются: младшая сестра отца Наталья вышла замуж за Степана Ивановича Кабанова. Обе фамилии не из редких, посему сразу и не скажешь, та ли это семья упоминается. Но вот только предки Степана Ивановича (неизвестные мне пока) каменоломнями в Мячково владели, камень в Москву поставляли, а кто знает, возможно, и мастерские по обработке камня для всяческих нужд тоже их были.
Кстати, место «напротив почтамта» на Мясницкой весьма интересное и примечательное…
Вот что мне удалось почерпнуть на скорую руку:
Во-первых, дом № 19 - дом в китайском стиле, где долгое время существует магазин «Чай. Кофе». Как стиль дома, так и магазин в нем придумал в 1896 году московский чаеторговец, купец второй гильдии Сергей Перлов. Кстати, его магазин был первым чайным магазином в Москве. У Сергея с братьями было, говорят, 88 магазинов в городах Российской Империи и в Европе: Вене, Берлине, Париже. Фирма поставляла товар для четырех иностранных правительственных дворов. Дом строили специально для представителя китайского императора, приехавшего на коронацию Николая II. Я, впрочем, не совсем понял, строили или только украшали.
В далекие уже времена советского дефицита не посетить этот магазин в последний день командировки в Москву было бы просто неправильным. Запах молотого кофе в магазине этом я помню до сих пор.
Следующий за «чайным» - дом № 21. Дом с полуротондой был построен Баженовым для генерала Юшкова. С 1844 года в нем размещалось Училище живописи, ваяния и зодчества, а после 1917 года – Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС).
Думаю, что в этом доме родилось много замечательных архитектурно-строительных затей. Но ВХУТЕМАС известен и другими. С ним связана идея на месте храма Христа Спасителя возвести пресловутый Дворец Советов». Взято у уже упоминаемых нами краеведов Галины и Владимира. Если кого-то эта головоломка заинтересует, можно списаться с авторами.