Готовьтесь платить новые взятки
Правительство выпустило новые правила выдачи водительских прав, но в них остается место для коррупции
Сергей Цыганов
21.07.10 | 12:25
Условия сдачи экзаменов на водительские права изменились. Вчера на сайте правительства России было опубликовано соответствующее распоряжение. У документа благая цель – навести порядок в подготовке водителей в автошколах и, самое главное, покончить с коррупцией при получении прав. Но, увы, остаются вопросы.
Распоряжение, наконец, выводит автомобили с автоматической трансмиссией в отдельный класс. Теперь возможно сдавать экзамен на машине с «автоматом». Правда, неясно, может ли это быть персональный автомобиль экзаменуемого, или автошкола должна предоставить аналогичный.
Вообще само словосочетание «автоматическая трансмиссия» в распоряжении не фигурирует, но там сказано про «ограничения по типу трансмиссии транспортных средств». То есть, человек, сдавший экзамен «на автомате», получает отметку в водительском удостоверении, ограничивающую право управления только этим типом трансмиссии.
Тут возможна юридическая коллизия: автоматических трансмиссий существует несколько типов, причем на современных автомобилях почти все они имеют режим ручного управления. И если шибко грамотный гаишник напишет, что экзамен был сдан на преселективной АТ, то допустят ли человека до управления роботизированной «коробкой»? И можно ли ему вручную переключать передачи на «типтронике» с гидротрансформатором? Смех смехом, но это может стать еще одной коррупционной лазейкой для сотрудников ГИБДД.
Еще одно новшество заключается в том, что экзамены по ПДД и вождению (первый этап) можно будет сдать непосредственно в автошколе. Но только в том случае, если она аккредитована и имеет некие «аппаратно-программные комплексы для приема экзаменов». Причем в случае экзамена по вождению этот комплекс должен обеспечивать видеонаблюдение.
В принципе, это очень хорошая идея: видеонаблюдение позволит снять часть вопросов к качеству подготовки водителей и затруднит продажу «прав» без присутствия человека на экзамене. Но в распоряжении нет ссылки на технические условия для такого комплекса и непонятно, как долго должны храниться видеофайлы, что они должны содержать (видео со звуком или только картинку?), сколько должно быть камер... А ведь даже просто ошибка в направленности видеокамеры сведет на нет всю идею! Вот не читается на видеоролике лицо экзаменуемого – и всё, поле для взяток открыто. Думаю, этот аспект нуждается в предельной конкретизации, вплоть до того, что прием любого экзамена должен транслироваться в онлайн, на независимый сервер, допустим, на сайт Министерства образования и науки.
Контроль за качеством обучения теперь будет проводиться с помощью интернета: ГИБДД обязали вывешивать в открытый доступ статистику по авариям, совершенным всеми, кто получил права за последние два года. Тоже неплохой почин, но и он нуждается в конкретизации. Авария аварии рознь, и вину порой установить бывает трудно, а то и нереально. Более того, виновным в аварии часто признается тот, у кого меньше денег. Поэтому нужно хоть как-то подстраховать новичков и обязать вывешивать все материалы ДТП, включая протоколы, решения судов и обязательные объяснения участников. Уверен, это будет популярный ресурс! А если просто вывесить списки, то проку от такой информации немного, слезы одни.
К тому же никак не указывается, какие санкции предполагается применять к автошколам, выпускники которых будут замечены в большом количестве ДТП. Можно говорить только о лишении аккредитации, но ведь она пока добровольна. Это снизит привлекательность автошколы (она не сможет принимать экзамены у себя), но не обяжет ее вовсе уйти с рынка. Значит, потребуются просветительские усилия с объяснением, какую автошколу лучше выбрать.
И последнее. Если обучающийся трижды провалил экзамен, автошкола обязана будет его доучить. В размере, как сказано, не менее пяти часов. И бесплатно. Дело хорошее, но что делать, если студен завалит экзамен и после этого? Если он туп от природы и физически не может запомнить нехитрые положения ПДД? Не надо иронизировать, люди всякие бывают. Надо бы как-то подстраховать автошколы от пожизненного бесплатного обучения идиотов, а то им это может понравиться.