Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » СНИМАЕМ РЕЛЬСЫ СЗАДИ И КЛАДЕМ СПЕРЕДИ ... » Эксперты рассказали о мрачном будущем путинской экономики


Эксперты рассказали о мрачном будущем путинской экономики

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Эксперты рассказали о мрачном будущем путинской экономики

Стоит ждать стагнации при стабильном нефтяном рубле

19 марта 2018 в 20:47

Владимир Путин переизбран президентом России? и все гадают – что теперь будет со страной дальше. С одной стороны, можно не опасаться шоков и непредсказуемости как это было в США с Дональдом Трампом, с другой — прежние проблемы страны могут так и остаться вечно неразрешенными: санкции, бедность, низкая рождаемость, высокая доля государства в экономике, неблагоприятный бизнес-климат.

«МК» спросил у экспертов, чего ждать от экономической политики в новом сроке старого президента, куда покатится рубль и рассчитывать ли на долгожданные перемены к лучшему.

http://www.mk.ru/upload/entities/2018/03/19/articles/detailPicture/c8/0d/5f/f0/6a2aa2a7268922090903c7449385d4f0.jpg
фото: Наталья Мущинкина

Продолжения стагнации и экономики и неисполнения предвыборных обещаний ожидает старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара Сергей Жаворонков. «Владимир Путин не в состоянии поменять свою экономическую политику из-за интересов госкорпораций, возглавляемых его друзьями.

При этом в послании к Федеральному собранию он сказал много правильных вещей, но эти правильные вещи он говорит на протяжении всех 18 лет правления. Это даже не популизм, а полное расхождение слов и действий. Он говорил, что государство будет сокращать долю в экономике, а оно увеличивает. Говорил, что будет снижаться нагрузка на бизнес, а за счет таможенных, торговых, и прочих неналоговых сборов она по сути повышается. Перед прошлыми выборами в 2012 году его речи тоже звучали многообещающе, однако в реальности курс пошел в противоположном направлении», - заявил эксперт.

Директор аналитического департамента Альпари Александр Разуваев настроен менее критично и порассуждал о том, что ожидает российскую нацвалюту в новом политическом цикле. «Россиян пугают девальвацией и инфляционным шоком, которые якобы должны случиться сразу после выборов, но пока опасаться за рубль не стоит. Однако курс может двигаться как вверх, так и вниз под влиянием различных рыночных факторов: цена на нефть, ставки ФРС, Банка России. Несмотря на то, что российская экономика полностью адаптировалась к санкциям и ценам на нефть, на рубль давит конфронтация с Западом, геополитика, неопределенность с фигурой будущего российского премьера», - отметил в беседе с «МК» аналитик.

http://www.mk.ru/economics/2018/03/19/eksperty-rasskazali-o-mrachnom-budushhem-putinskoy-ekonomiki.html?utm_referrer=https://zen.yandex.com

0

2

Экономисты подсчитали цену предложенных Путиным реформ

Затраты на реализацию новых экономических инициатив Владимира Путина могут достичь 20,5 трлн руб. в 2018–2024 годы, подсчитал Росбанк. Чтобы это профинансировать, придется сокращать оборонные и социальные расходы

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/5/77/755216663876775.jpg
Владимир Путин (Фото: Алексей Никольский / ТАСС)

Затраты на реализацию экономических реформ, анонсированных 1 марта президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию, могут достичь 20,5 трлн руб. в период 2018–2024 годов, следует из обзора «Россия после выборов», подготовленного экономистами Росбанка Евгением Кошелевым и Анной Заигриной (есть у РБК).

Из них 8,4 трлн руб. придутся на развитие социальной и транспортной инфраструктуры, 5,2 трлн — на повышение качества здравоохранения, 3,6 трлн — на совершенствование образования и 3,4 трлн — на улучшение демографии, оценил Росбанк. Путин был переизбран на шестилетний срок на выборах 18 марта с результатом более 76% голосов.

Обеспечить такое финансирование не удастся, если расходы консолидированного бюджета останутся на уровне 34% от ВВП, утверждают экономисты. По их подсчетам, покрыть эти затраты можно за счет бюджетного маневра в широком понимании, потребующего четырех элементов — сокращения социальных расходов (на 7,8 трлн руб. за шесть лет), сокращения расходов на оборону (на 6 трлн руб.), увеличения доходов (на 4 трлн руб.) и ослабления бюджетного правила, которое позволит высвободить остающиеся 2,7 трлн руб. (450 млрд руб. ежегодно).

Действующее бюджетное правило устанавливает пороговую цену нефти в $40 за баррель в реальном выражении (индексируется на 2% ежегодно): доходы от нефти дороже этого уровня сберегаются в резервах и не могут направляться на текущие бюджетные расходы. Оно накладывает «чрезмерно жесткие» ограничения на объем расходов, писал экс-министр финансов, глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин. Если повысить цену отсечения хотя бы до $45 за баррель, то даже при сохранении прогнозного курса доллара, заложенного в бюджет на 2018 год (64,7 руб.), расходы только в этом году можно было бы повысить на 525 млрд руб., отмечают аналитики Росбанка. Комбинируя различную пороговую цену нефти (например, $50 за баррель) и прогнозный курс (например, 60 руб. за доллар), можно высвободить до 700 млрд руб. в год, следует из расчетов банка.

Параметры перераспределения средств между расходными статьями бюджета, учитывая отсутствие конкретики в послании Путина, эксперты взяли из программы Кудрина, поскольку считают, что она будет использоваться в будущих реформах. Кудрин предлагал снизить расходы на оборону и безопасность с 7,4 до 6,5% от ВВП, что сэкономит около 6 трлн руб. в 2018–2024 годах, а также оптимизировать социальные расходы за счет увеличения пенсионного возраста и перехода к адресному распределению субсидий, что сэкономит около 7,8 трлн руб.

При своевременной реализации экономических реформ несырьевую налоговую базу можно увеличивать на 2,5–3% ежегодно, что позволит получить еще 4 трлн руб. за шесть лет, оценивают в Росбанке.

Положительный эффект от реформ будет отложенным и проявится не ранее, чем через 5–10 лет, предупреждают эксперты. Перераспределение бюджетных статей будет нейтральным для текущего экономического роста. Прямое воздействие на реальную экономику в пределах 0,2–0,3% ВВП окажет лишь смягчение бюджетного правила.

В послании 1 марта Путин заявил о новых целях по модернизации российской экономики, которые вскоре должны оформиться в новые «майские указы». В следующие шесть лет, по словам президента, Россию ждет увеличение расходов на образование, здравоохранение, инфраструктуру и городскую среду. Они будут финансироваться за счет роста экономики, темпы которого должны превысить среднемировые за счет новых налоговых условий и наращивания инвестиций. В итоге экономика России должна войти в пятерку крупнейших в мире, поручил президент. Экспертам остались не ясны источники финансирования озвученных Путиным инициатив. Похожие цели президент ставил и в 2012 году, но часть из них не была достигнута.

Авторы: Олег Макаров, Иван Ткачёв.

https://www.rbc.ru/economics/22/03/2018 … m=newsfeed

0

3

Задачи шестилетки: что удивило экономистов в послании Путина

В послании Федеральному собранию президент поставил амбициозные задачи по развитию экономики и улучшению жизни людей. Тезисы декларативны, источники финансирования не ясны, а «военная» часть прозвучала сильнее, говорят экономисты

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/6/50/755199364400506.jpg
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Лейтмотивом первой части предвыборного послания Владимира Путина стали модернизация экономики, благополучие граждан и технологическое развитие, а лейтмотивом второй — ракеты, подлодки, боевые лазеры и другие «перспективные системы вооружения». Никакого противоречия между этими частями президент не видит, но экономисты удивлены: невозможно одинаково хорошо укреплять оборону, развивать города и повышать уровень жизни.

Война и мир

В следующие шесть лет (президентский срок. — РБК) в России вырастут расходы на образование, здравоохранение, инфраструктуру и городскую среду, следует из экономической части послания Путина. Но развитие и содержание вооружений, о которых шла речь во второй, военной, части послания, тоже потребуют больших затрат: средства на повышение уровня жизни россиян, похоже, придется изыскивать за счет бюджетной консолидации, размышляет экономист Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский. «Нельзя желать всего одновременно — и повышения уровня жизни, и развития инфраструктуры, и укрепления оборонного комплекса», — говорит он.

Производство вооружений за государственный счет вряд ли повысит уровень жизни среднестатистического гражданина, соглашается Александра Суслина из Экономической экспертной группы. «В глобальном экономическом масштабе считается, что военные технологии — это импульс, после которого начинают развиваться и мирные технологии. У нас, к сожалению, это не совсем так. Если мы придумаем еще одну ракету, боюсь, что те поселки, в которых сейчас нет воды и газа, так и останутся без воды и газа», — рассуждает она.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/5/79/755199337696795.png

Расходы на объявленные цели будут финансироваться за счет роста экономики. Среди таких источников роста заявлен рост доли инвестиций в ВВП до 25–27% ВВП (сейчас это около 21%). Трудно предположить, за счет чего инвестиции могут расти, говорит Чернявский: сначала надо преодолеть институциональные проблемы, улучшить бизнес-климат, смягчить политику ЦБ. «Инвесторов надо привлекать качеством юрисдикции, качеством среды, а не презентациями военной мощи», — убеждена директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова.

В правительстве до сих пор живут в парадигме «деньги на развитие тождественны развитию», говорит Суслина. «Но семена надо сеять в почву, а почвы этой у нас нет. И если будет больше семян, это все равно не сработает», — размышляет она.

Бюджетный маневр под сомнением

Экономическая часть послания оказалась во многом созвучна идеям Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина. ЦСР, в частности, настаивал на повышении расходов на человеческий капитал и инфраструктуру. В 2019–2024 годах на здравоохранение необходимо ежегодно направлять в среднем более 4% ВВП, а стремиться нужно к 5%, заявил президент (в 2017 году расходы российской бюджетной системы на здравоохранение составили 3,8% ВВП. — РБК). «В абсолютном выражении это будет означать, что общие объемы расходов на здравоохранение должны увеличиться вдвое», — сказал Путин.

Правда, ЦСР предлагал бюджетный маневр — забрать часть финансирования у непроизводительных отраслей (оборона, безопасность, госуправление) и отдать производительным отраслям. А из послания Путина никак не следует, что государство собирается экономить на обороне. Более того, министр финансов Антон Силуанов заявил, что расходы на оборону согласно программе вооружений в ближайшие годы снижаться не будут, в номинальном выражении они даже вырастут.

ЦСР доволен «экономической» частью послания и надеется, что его вторая часть не помешает реализации этих планов, отмечает источник, близкий к ЦСР. У экспертов есть «серьезные наработки по имплементации предлагаемых решений, дело именно за исполнением», заявил сам Кудрин.

Налоги подвешены в воздухе

Путин заявил, что будущему правительству предстоит в сжатые сроки сформировать новые налоговые условия. Задачу провести в 2018 году донастройку налоговой системы он поставил еще в конце 2016 года, однако до сих пор неясно, что из себя должны представлять эти условия. Возможно, причина неопределенности кроется в отсутствии консенсуса в экономическом блоке, говорит Суслина: «У Орешкина свое видение, у Силуанова — свое, у экспертного общества — свое. Может быть, отсутствие конкретных указаний — это знак того, что налоговая нагрузка не вырастет и глобальных реформ не будет. С другой стороны, это можно воспринимать как нежелание перед выборами говорить о неприятной теме».

Судя по оставшемуся времени, подготовить революционные изменения в налоговой системе просто физически будет невозможно, считает партнер KPMG Михаил Орлов. «Надеюсь, что речь идет именно о тонкой налоговой настройке и изменениях, не столь существенных для бизнеса», — добавил он. Заведующий лабораторией бюджетной политики Института Гайдара Сергей Белев полагает, что власти пойдут самым «политически нейтральным путем» — продолжат работу над качеством администрирования и ревизией льгот.

Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, напротив, считает повышение ставок неизбежным. «Значительное улучшение собираемости НДС и некоторый потенциал по улучшению его администрирования являются веским аргументом в пользу повышения ставки именно этого налога в будущем», — написала она в обзоре 1 марта.

Бизнес будет доверять государству, если налоговая система будет стабильной, сказал РБК глава «Деловой России» Алексей Репик. «Налоговая система — это не флюгер, который может крутиться порывами ветра и менять направление движения на ежеквартальной или ежегодной основе. Мы надеемся, что решения будут взвешенными и отображать то, о чем говорил президент. Налоговая система должна стимулировать развитие экономики, модернизацию и технологическое перевооружение предприятий, выход бизнеса из тени, повышение конкурентоспособности продуктов и тем самым несырьевой экспорт», — говорит он.

Уполовинить бедность

Благополучие людей и достаток в российских семьях — приоритеты, заявил Путин в начале послания и поставил задачу добиться двукратного снижения уровня бедности за шесть лет (сейчас около 14% россиян живут за чертой бедности). Это означает, что к 2024 году в России число бедных граждан должно сократиться до 10 млн человек. Для борьбы с бедностью необходимо обновить «архаичную» структуру занятости, создать достойно оплачиваемые рабочие места, а также выстроить систему социальной помощи «на принципах адресности и справедливости», сказал Путин (критерии нуждаемости — это идея Минфина).

Задача реалистична, но для этого потребуется запустить адресные программы поддержки бедных семей с детьми, а также программы трудоустройства неработающих родителей, сказала РБК директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова. «Если мобилизовать эти ресурсы, то на двукратное сокращение бедности потребуется еще примерно от 150 млрд до 200 млрд руб. в год», — оценивает Овчарова.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/6/17/755199305583176.png

Пенсии должны расти в реальном выражении, то есть их регулярная индексация должна превышать инфляцию, сказал Путин. Обеспечить такое повышение пенсий возможно при условии более быстрого, чем инфляция, роста фонда оплаты труда (ФОТ) с учетом увеличения численности пенсионеров, сказал РБК замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. Для роста ФОТ в свою очередь нужны рост экономики и вывод зарплат из тени, продолжил он.

Президент не затронул тему повышения пенсионного возраста в будущем политическом цикле, но подчеркнул, что правительство должно подготовить специальную программу поддержки и повышения качества жизни людей старшего поколения. К концу 2020-х годов продолжительность жизни в России должна превысить 80 лет (сейчас она составляет 73 года), заявил президент. В мире дольше всех живут в Гонконге — 84,3 года (по данным Всемирного банка за 2015 год), в Японии — 83,8 года, в Макао — 83,6 года, в Италии, Испании, Швейцарии — 83,2–83,5 года.

Добиться этого возможно лишь в случае решения проблемы смертности граждан в трудоспособном возрасте, которая сегодня в 3,5 раза превышает показатели европейских стран, сказал РБК проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. А смертность населения зависит от влияния социальной среды и образа жизни, что связано с проблемой бедности граждан.

Среди других количественных целей, которые назвал Путин, — увеличение ВВП на душу населения в полтора раза к 2025 году. Источников для этого пока не видно, полагает Овчарова. «ВВП на душу населения России сильно меньше, чем в развитых странах. Если мы будем повышать уровень производительности к их уровню, то мы должны расти быстрее, чем они», — сказал РБК директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров. Заявленное президентом увеличение ВВП потребует ежегодного роста экономики на уровне 5% в год, говорит Назаров. По его словам, без принятия мер по улучшению инвестклимата такое ускорение будет вряд ли возможно.

Впрочем, неясно, о каком ВВП пойдет речь, когда придет пора формализовать задачи из послания, — в текущих рублевых ценах или в постоянных или по паритету покупательной способности (методология Всемирного банка). От этого, соответственно, будет зависеть сравнительная трудность выполнения задачи.

Госкапитализм в масштабной стройке

В своем послании Путин заявил, что к 2025 году 5 млн семей ежегодно должны получить возможность улучшить жилищные условия (сегодня таковых 3,1 млн). При этом ежегодный ввод жилья должен составлять 120 млн кв. м против 80 млн кв. м сегодня, а средняя ставка по ипотеке — снизиться до 7–8% (сейчас это 9,6% на первичном рынке, по данным Минстроя). Все это выполнимо, уверен глава Минстроя Михаил Мень (министерство объявило о готовности выполнить этот план сразу после президентского выступления). В то же время построить столь большой объем жилья не удастся без активного госучастия, считает основатель группы «Мортон», президент ГК «Основа» Александр Ручьев. С учетом кардинальных изменений в 214-ФЗ (об участии в долевом строительстве) и ужесточения требований к застройщикам единственный выход — это тиражировать опыт Москвы, то есть создавать в каждом крупном городе свой фонд реновации, уверен он.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/3/13/755199305583133.png

Очевидно, что в ближайшей перспективе рынок ждут укрупнение девелоперских компаний и уход небольших и средних застройщиков, указывает директор по маркетингу Urban Group Татьяна Калюжнова. «Соответственно, чтобы выйти на отметку 120 млн кв. м, от государства потребуется компенсировать сокращение частных застройщиков созданием государственных», — добавляет Ручьев. «Для обеспечения строительства в объеме 120 млн кв. м в год жилья необходимо прямое государственное участие в реализации объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, которая сейчас ложится на плечи девелоперов», — согласен генеральный директор ГК «МИЦ» Даромир Обуханич.

Цель по жилищному строительству — это грандиозный вызов, поскольку для ее достижения придется совместить наращивание жилищного строительства с обеспечением комфортности и качества городской среды, а раньше эти две задачи у нас решались разнонаправленно, отметила руководитель направления «Пространственное развитие» ЦСР Наталья Трунова.

Несмотря на множество цифр, достижение которых наметил президент, военная часть послания перевесила: сложилось ощущение, что экономика на самом деле не находится в числе приоритетов, говорит Суслина. «Не прозвучало никаких прямых руководств к действию. Это набор декларативных тезисов. Про экономику толком не сказано ни слова, зато поставлена очень амбициозная цель и показано, как мы сильны в военном плане», — считает она.

«В послании не получила раскрытия тема ресурсного обеспечения заявленных проектов в экономике, — говорит Акиндинова. — Та же самая проблема была с майскими указами, и история может повториться».

Авторы: Юлия Старостина, Анна Могилевская, Екатерина Копалкина, Антон Фейнберг, Олег Макаров, Иван Ткачёв, Алексей Пастушин.

https://www.rbc.ru/economics/01/03/2018 … 79b7b307a9

0

4

История повторяется: как исполнялись главные поручения Путина в экономике

Майские указы сквозной темой прошли через третий президентский срок Владимира Путина, который уже заявил, что готовится их новая версия. РБК посмотрел, как исполняются самые важные задачи из указов 2012 года

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/0/13/755214918674130.jpg
Владимир Путин (Фото: Максим Шипенков / Reuters)

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/2/96/755214674548962.png

Первой задачей указа о долгосрочной экономической политике было заявлено увеличение численности «высокопроизводительных рабочих мест» (ВПРМ) в российской экономике до 25 млн к 2020 году. О содержании понятия можно спорить, но по методике, которую придумал Росстат, точкой отсчета были 17,5 млн ВПРМ по состоянию на 2013 год.

Показатель достиг пика в следующем году, но затем резко снизился и даже по итогам 2017 года не вернулся хотя бы на исходный уровень. Сейчас в российской экономике, по данным Росстата, чуть более 17 млн ВПРМ — до цели, поставленной президентом, осталось почти 8 млн, которые нужно создать (или обнаружить) за два года.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/7/67/755214675082677.png

Самой далекой от реальности оказалась цель увеличить зарплаты россиян в реальном выражении (то есть с учетом инфляции) на 40–50% к уровню 2011 года. Если номинальные зарплаты в экономике выросли на 67,5% (2017 к 2011 году), то с поправкой на инфляцию рост средней зарплаты за тот же период составил всего лишь 9,2%. Сказался кризисный 2015 год, когда реальные зарплаты упали на 9%.

Если бы за целевой параметр были взяты не зарплаты, а реальные располагаемые доходы населения, все выглядело бы еще хуже: доходы падают четыре года подряд, от уровня 2011 года они снизились на 3,2%.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/5/28/755214675506285.png

Путин в недавнем послании Федеральному собранию признал, что инвестиции в основной капитал не удалось увеличить так, как планировали. «Мы уже ставили задачу довести их до 25% от ВВП, а затем и до 27%. Задача, к сожалению, пока не решена», — сказал он (цитата по kremlin.ru). Фактически Путин перенес выполнение этой задачи на новый президентский срок: «Чтобы обеспечить устойчивый рост, нам необходимо это сделать, сделать во что бы то ни стало. Рассчитываю, что новое правительство совместно с Банком России представит конкретный план действий по этому направлению».

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/1/09/755214676602091.png

Сильно недотянули власти и до цели увеличить долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП в 1,3 раза к 2018 году относительно уровня 2011-го. Исходя из данных Росстата, целевой ориентир по доле высокотехнологичной продукции в ВВП составлял 25,6%, но фактический показатель по итогам 2017 года был только 22,1%.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/4/16/755214677024164.png

Еще один майский указ предусматривал удешевление ипотеки до уровня не выше 2,2 п.п. над потребительской инфляцией. Резкое снижение инфляции в 2016–2017 годах давало надежды на то, что и ставки по ипотечным кредитам снизятся до более приемлемого уровня, но пока ипотека остается слишком дорогой. В январе 2018 года, по данным ЦБ, средняя ставка по ней составляла 9,85%, более чем на 7 п.п. превышая годовую инфляцию.

С другой стороны, властям удалось перевыполнить план по выдаче ипотечных кредитов: майские указы ставили задачу к 2018 году увеличить их количество до 815 тыс. в год, а в 2017-м в стране было выдано 1,087 млн таких кредитов. «Напомню, сейчас это уже подзабылось, что в 2001 году по всей России было выдано — как вы думаете, сколько ипотечных кредитов? Четыре тысячи <…>. Ставка доходила до 30%, в том числе в валюте <…>. В прошлом году, уважаемые коллеги, выдано около миллиона ипотечных кредитов. В декабре средняя ставка в рублях впервые опустилась ниже 10%», — заявил Путин 1 марта.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/5/39/755214677317395.png

Хотя власти к началу 2018 года выполнили задачу по доведению средних зарплат бюджетников (врачей, медицинских работников, школьных учителей, преподавателей вузов, научных сотрудников, работников культуры и т.д.) до целевых уровней в 100–200% от средних трудовых доходов в регионах, оборотной стороной этого процесса стало сокращение соответствующих категорий бюджетников. Например, по преподавателям в сфере высшего профессионального образования сокращение штатов за время действия майских указов составило 23%, по соцработникам — 34%, по работникам культуры и научным сотрудникам — 24%.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/5/58/755214677807585.png

С 2012 года средняя ожидаемая продолжительность жизни в России выросла почти на 2,5 года, до 72,7 года (февральские данные Минздрава). Целью было довести продолжительность жизни до 74 лет.

В послании 1 марта Владимир Путин обозначил новый и очень амбициозный ориентир: к концу следующего десятилетия россияне должны жить дольше 80 лет, то есть как в развитых странах ОЭСР. Добиться этого возможно только в случае решения проблемы смертности граждан в трудоспособном возрасте, которая сегодня в 3,5 раза превышает показатели европейских стран, считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

Почему с майскими указами так вышло?

В 2012 году иссяк потенциал восстановительных посткризисных драйверов экономического роста, с 2013-го началось замедление экономики, а с 2014 года — нефтяной кризис и санкции, напоминает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Так получилось, что бóльшая часть третьего срока Путина пришлась на годы, требующие мер антикризисной политики, а не мер развития. «А когда экономика в целом адаптировалась к кризису в 2016–2017 годах, это уже были годы конца электорального цикла и это мешало запуску реформ», — говорит эксперт.

На президентских выборах 18 марта Владимир Путин по итогам подсчета почти 100% протоколов набрал около 77% голосов. Кремль готовит новые указы о модернизации экономики и повышении уровня жизни россиян, аналогичные вышедшим в 2012 году.

«История повторяется», — пишет аналитик Nordea Bank Татьяна Евдокимова. «Реализация майских указов была значительно осложнена падением цен на нефть и санкциями. В некоторых областях удалось добиться заметного прогресса (повышение России в рейтинге Doing Business, увеличение зарплат в образовании и здравоохранении). В других областях прогресса мало (производительность труда, доля инвестиций в экономике, рост реальных зарплат), и президент идет на вторую попытку», — указывает она.

Авторы: Иван Ткачёв, Анна Могилевская, Антон Фейнберг.

При участии: Екатерина Копалкина, Юлия Старостина.

https://www.rbc.ru/economics/20/03/2018 … 3279c2effc

0

5

Игра на обострение: какую внешнюю политику поддержали избиратели Путина

Представители путинского большинства надеются, что президент, сочетая жесткость и дипломатию, заставит Запад признать внешнеполитические успехи России последних четырех лет. Но продуманным такой расчет не назовешь

Результаты прошедших в России президентских выборов, на которых действующий глава государства набрал убедительное большинство голосов при достаточно высокой явке, некоторые уже сводят к тезису, что россияне единодушно поддержали продолжение холодной войны с Западом. Если к голосам Путина добавить компактный, но вполне внушительный электорат Жириновского и Грудинина, настроенных зачастую еще более радикально, чем Кремль, то налицо абсолютное большинство желающих показать кузькину мать всем внешним врагам, начиная, конечно, с США и Великобритании. Но не все так просто.

Военные выборы

Действительно, конструируемое подобным образом большинство смотрится особенно внушительно на фоне тех жалких крох, которые удалось собрать пацифистски настроенным кандидатам. Ксения Собчак и Григорий Явлинский, надо отдать им должное, на протяжении всей короткой предвыборной кампании, каждый по-своему, артикулировали необходимость восстановления нормальных отношений с развитыми демократиями и возвращения к европейскому вектору развития самой России. Однако их призывы нашли отклик лишь среди незначительного меньшинства тех, кто пришел на избирательные участки. Многие либерально настроенные граждане, как известно, 18 марта остались дома, в том числе из-за призыва Алексея Навального к бойкоту президентских выборов, а параллельно продемонстрировав, что перспектива дальнейшего обострения отношений с западными странами их не так сильно беспокоит, чтобы идти и голосовать против.

Да и президент страны в своем, по сути предвыборном, послании Федеральному собранию визуально продемонстрировал возможные довольно жесткие военные меры в адрес США и их союзников, в случае если те всерьез вздумают угрожать безопасности и суверенитету России. Поскольку благодаря государственным СМИ градус напряжения в отношении Запада постоянно подогревался все последние годы, а большей части аудитории уже ясно, кто постоянно угрожает России, послание должно было подлить масла в огонь, показав, что война не просто возможна, но уже фактически идет. Ровно таким пафосом были пропитаны выступления по крайней мере части доверенных лиц Путина в ходе избирательной кампании.

«Дело Скрипаля» в Великобритании, жесткая реакция Москвы и не менее жесткий ответ официального Лондона, существенное ухудшение и без того плохих российско-британских отношений — все это произошло буквально на последней предвыборной неделе. Как показывают результаты, очередной детектив в духе Джеймса Бонда и последовавший тяжелый дипломатический кризис лишь сплотили тех, кто собирался голосовать за действующую власть. Более того, учитывая, что социологи обещали Жириновскому результат лучше, чем он получил, не исключено, что часть его электората перешла Кремлю, и это могло произойти как раз после решительных внешнеполитических заявлений российских властей и лично президента Путина.

Символическая компенсация

Но если оставить в стороне эмоции и некий иррациональный психологический шок части аудитории после дня голосования, ничего удивительного и неожиданного в случившемся не наблюдается. Напротив, происходящее подтверждает выводы и прогнозы, которые делались задолго до президентских выборов. Так, в докладе с характерным названием «Хотят ли русские войны?», подготовленном и опубликованном Московским центром Карнеги еще в 2016 году, говорится, что присоединение Крыма, участие в региональных конфликтах и торговые войны с западными странами стали для российского массового сознания «символической компенсацией экономического кризиса». Только речь не о «настоящей» войне, скорее о «виртуализированной», которая «идет по телевизору», отчего, как пишется в докладе, «представление о войне искажается». С одной стороны, эта квазивойна «превращается в фоновую рутину», а с другой стороны, как показывают интервью на фокус-группах, «настоящей», «большой» войны россияне, конечно же, не хотят.

Более того, «задача сохранения власти нынешним политическим классом и связанными с ним финансовыми группами» требует поддержания уровня мобилизации, порожденного «крымской весной» 2014-го, а это, в свою очередь, означает, что «продолжится и перманентная война с «врагами», осаждающими «крепость Россию». Ровно таким был прогноз двухлетней давности, высказанный экспертом центра Карнеги Андреем Колесниковым, и сегодня можно сказать, что он полностью сбылся. Теперь благодаря этим выборам власть сохранена за нынешними хозяевами Кремля — вполне триумфально и без зафиксированных вопиющих «вбросов». Однако ценой этого стала дальнейшая актуализация внешней угрозы России и связанных с ней конфликтов, как дипломатических, так и военных.

Конечно, сторонники власти объясняют эту «игру на обострение» не воинственностью Кремля, а желанием выторговать себе более выгодные стартовые условия для переговоров. Избиратель Путина надеется, что тот, сочетая жесткость и дипломатию, заставит Запад признать внешнеполитические успехи России последних четырех лет. Но такой расчет не назовешь хорошо продуманным. Последние несколько лет западные партнеры, включая президента США Дональда Трампа, не спешат вступать в диалог с Россией. Они не рассматривают Россию как сильного партнера и не понимают, почему должны идти на уступки. В то самое время, как президент Путин требует: «Услышьте нас теперь!» — с противоположной стороны либо тишина, либо довольно грубый призыв замолчать. Означает ли это, что пределы повышения ставок во взаимных угрозах уже достигнуты и исчерпаны? Вероятнее всего, нет. Однако каждой из сторон стоило бы начать понимать, что дальнейшая эскалация «виртуальной войны», которую с удовольствием наблюдает российский обыватель, сидя дома у телевизора, с каждым последующим шагом все больше приближает войну вполне реальную. И чем она чревата, более-менее известно всем.

ОБ АВТОРАХ

Василий Жарков
историк

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

https://www.rbc.ru/opinions/politics/21 … =center_12

0


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » СНИМАЕМ РЕЛЬСЫ СЗАДИ И КЛАДЕМ СПЕРЕДИ ... » Эксперты рассказали о мрачном будущем путинской экономики