Как россияне пользуются интернетом

28 февраля

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ представил краткий статистический сборник «Цифровая экономика».

Среди основных ее индикаторов — использование интернета населением (для коммуникаций, финансовых операций, поиска контента, получения образования и проч.).

Российские данные на эту тему в сборнике приводятся на фоне других стран. При сопоставлении видно, что Россия отличается высокой долей граждан, выходящих в интернет, чтобы пользоваться соцсетями — 76% (здесь и далее для РФ указаны проценты от численности интернет-пользователей в возрасте 15–72 лет).

Примерно равные показатели у Швеции (75%) и Великобритании (73%). Значительно меньше поклонников соцсетей во Франции (47%), а больше — в Японии (88%).

Обратная ситуация (сравнительно низкая доля населения) – с отправкой и получением электронной почты: 42%. В то время как в Германии, США, Чехии, Финляндии, Швеции — от 91% до 94%.

44% россиян используют интернет для телефонных звонков или видеоразговоров. Приблизительно как британцы, эстонцы и чехи. Наименьшие показатели в Южной Корее (23%) и Германии (31%).

Отечественная статистика просмотра ТВ и скачивания видео сопоставима с Японией (51% населения в РФ, 55% — в Японии), игр на компьютере — с Италией (по 31%).

Значительно реже в международном сравнении жители России читают или скачивают в сети СМИ (газеты, журналы) и электронные книги: 22% против 82–89%  в Китае, Южной Корее, Чехии, Финляндии, Швеции, Эстонии.

Не популярны (на фоне других государств) возможности интернета в сфере образования:

лишь 3% пользователей интернета в РФ занимаются дистанционным обучением. В США – 22%, Финляндии – 15%, Китае – 14%;

9% ищут информацию об образовательных услугах. В Эстонии, Германии, Великобритании – 42–49%;

41% обращаются за знаниями к онлайн-энциклопедиям (Википедия и др.). Это меньше, чем в Финляндии (77%) или Германии (75%), но больше, чем в Японии (28%).

Существенно отстают россияне в скачивании программного обеспечения: 9% против 48% в Эстонии или 38% в Германии.

Товары и услуги в онлайне заказывает 23% россиян. Рядом в рейтинге Италия (29%) и Китай (34%). На верхних строчках Великобритания — 83%, Швеция —76%, Германия — 74%.

Такая же часть пользователей (23%) осуществляют в интернете финансовые операции. Меньше (12%) — в Японии, значительно больше (92%) — в Финляндии.

Первый среди факторов, сдерживающих использование интернета в России, – отсутствие необходимости (нежелание пользоваться, нет интереса). Об этом говорят около 70% граждан в возрасте 15–72 лет, выходивших в сеть более года назад или не выходивших никогда. Четверти (25%) не хватает навыков для «цифровой» работы. Для 11% ограничителем выступают высокие затраты на подключение. Для 4,5% — отсутствие технической возможности подключения. Чуть более 2% игнорируют интернет по соображениям информационной безопасности.

https://iq.hse.ru/news/216425294.html