Закон для галочки: под блокировку VPN-сервисов еще не попал ни один провайдер

Текст: Андрей Ромашков

Из тысяч различных VPN-сервисов известно лишь о единицах, блокирующих запрещенную информацию. Почему медлят власти и можно ли назвать закон бессмысленным?

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2018/02/20/vpn.jpg
Фото: depositphotos.com

Обновлено в 13:43

Ни один провайдер пока не попал под закон о блокировке VPN-сервисов в России. Соответствующих запросов от правоохранительных органов и спецслужб в Роскомнадзор пока не поступало, хотя закон действует уже три месяца. Соответственно, Роскомнадзор до сих пор не направил ни одному сервису требования о блокировке ресурсов из реестра запрещенных сайтов, сообщает РБК.

Для понимания масштабов проблемы: Google на запрос VPN anonymizer выдает 127 тысяч результатов. Такие сервисы позволяют заходить на любые сайты в интернете в обход блокировок, которые в большинстве случаев действуют только на территории одной конкретной страны. Беглый поиск показывает, что только два российских VPN-сервиса — 2ip и Chameleon — заявили о готовности добровольно блокировать сайты из реестра запрещенных.

По закону Роскомнадзор должен давать нарушителям 30 дней на исправление ситуации, но только в случае получения запроса от спецслужб или правоохранителей, а те пока молчат. О причинах рассуждает генеральный директор компании Zecurion Алексей Раевский:

Алексей Раевский
генеральный директор компании Zecurion

«Я думаю, что здесь просто игра не стоит свеч. Дело в том, что анонимайзерами пользуется небольшой процент интернет-пользователей, а они в рамках политических процессов не являются значимой силой. Наверное, решили не размениваться на них. В принципе, закон есть. В случае чего кого-то можно будет прищучить и устроить какой-то показательный процесс. Но смысла пока особого в этом нет. Я думаю, что вряд ли он возникнет. Может быть, заблокируют парочку каких-то сервисов, но дело в том, что их так много и они постоянно могут менять свои названия, имена, сайты, перекрашиваться и переделываться, что это будет борьба с ветряными мельницами. Насколько эффективно можно это сделать, не блокируя вообще все VPN, я слабо себе представляю».

Так почему же не заблокировать сразу все VPN-сервисы? Дело в том, что использование технологии VPN как анонимайзера вторично. Virtual Private Network применяется в основном в бизнесе, когда нужно соединить компьютеры в одну защищенную сеть, но сделать это напрямую — кабелем — невозможно.

Поэтому огульный запрет VPN фактически исключен. Продолжает интернет-омбудсмен, президент «Радиус групп», член генерального совета «Деловой России» Дмитрий Мариничев:

Дмитрий Мариничев
интернет-омбудсмен

«VPN-сервисами мы пользуемся с вами сплошь и рядом; вся офисная, вся банковская информация, все, что касается денежных средств, коммерческой тайны, доступа сотрудников к корпоративным сетям, это все VPN-каналы, это все VPN-сервисы. Поэтому огульная блокировка всех этих сервисов может привести к большим проблемам для бизнеса. Но не только для бизнеса, и для частных лиц в том числе. Поскольку и частные лица пользуются большим количеством сервисов в интернете, которые работают по VPN-каналам. Видео IP, которое мы с вами в России смотрим,они также это делают поверх VPN-каналов. Как много этих сервисов вокруг нас? В принципе, весь интернет из них состоит. Естественно, контролировать и заставлять всех провайдеров VPN-сервисов, к которым относятся и частные лица, и корпорации, и компании, это по меньшей мере похоже на то, чтобы не разрешать — ну, не знаю — ругаться матом на собственных кухнях».

Подводя итоги: с одной стороны, у власти имеется инструмент для давления на конкретные VPN-сервисы, но их очень много, и, даже если заблокировать все, тут же появятся новые. С другой, кому потребуется зайти на заблокированный ресурс, все равно зайдет, а большинство не станут заморачиваться, поэтому и блокировать анонимайзеры нет особой необходимости.

Хотя стоит отметить, что существуют оценки числа россиян, использующих VPN-сервисы, они разные. РБК приводит версию аналитика Российской ассоциации электронных коммуникаций Карена Казаряна: по его словам, доля может достигать четверти, и показатель постоянно растет. Если оценка верна, реестр запрещенных сайтов может вскоре стать просто формальностью.

При этом 20 февраля об успехах в борьбе с запрещенным контентом отчитались в Роскомнадзоре. Как заявил глава ведомства Александр Жаров, интернет-площадки самостоятельно удаляют большую часть материалов, не дожидаясь блокировки. По его словам, таким образом убирается около 70% запрещенного контента.

https://www.bfm.ru/news/377977