Пусть сначала будет слово
Сайты будут возвращать деньги за некачественные товары, проданные с их подачи интернет-магазинами
Текст: Ольга Игнатова
Российская газета - Федеральный выпуск №7500 (37)
Так называемые интернет-агрегаторы, не продающие самостоятельно товары и услуги, но получающие за них оплату, будут нести такую же ответственность перед потребителями, как прямые продавцы, реализующие свои товары через Всемирную сеть.
Роспотребнадзор ко второму чтению в Госдуме (первое прошло в июне 2017 г.) доработал свой законопроект о совершенствовании госрегулирования в интернет-торговли. Как уточняют в ведомстве, речь о поправках в закон о защите прав потребителей: устраняется правовой пробел, связанный с отсутствием в законодательстве понятия "агрегатор товаров и услуг".
На самом деле подобных сайтов в рунете не так уж и много - около 30. Для предпринимателей это малозатратный способ продать свои товары или услуги. Загрузил каталог, дождался модерации, выбрал способ оплаты услуг агрегатора и жди заказов. Покупателям вроде тоже удобно: зашел на сайт, выбрал нужный раздел, и перед тобой целый перечень товаров или работ от различных производителей, компаний, сетевых и интернет-магазинов. Можно сравнить цены и выбрать лучший вариант.
Но в Роспотребнадзоре предупреждают: сегодня деятельность агрегаторов не подпадает ни под какие нормы законодательства. В законе вообще нет такого понятия, как интернет-агрегатор.
С 2012 года количество жалоб в Роспотребнадзор на дистанционную торговлю выросло в 2,5 раза и составило более 34 тысяч, пояснили "РГ" в Роспотребнадзоре. И чаще всего люди как раз жалуются на то, что невозможно узнать информацию о настоящем продавце товара или услуги, нереально вернуть товар, в том числе и ненадлежащего качества, а также на то, что очень долго приходится ждать доставки. Когда проблемы возникают с интернет-магазинами, то можно хотя бы на них в суд подать. А когда речь идет об агрегаторах, которые лишь оказывают услуги информационного характера, но берут с покупателей деньги, то непонятно, как вернуть их, если что-то не устроило. У агрегаторов ответ один: информацию мы предоставили, деньги ушли продавцам, вот с них и спрашивайте. А с нас спроса нет.
Более 42 процентов потребителей из-за недоверия к товару не покупают в Интернете
Теперь будет! Точная дата второго чтения законопроекта пока не определена, но в Роспотребнадзоре надеются, что оно пройдет до конца весенней сессии. Рынок E-commerce с каждым годом набирает обороты. По итогам 2017 года прирост рынка составил 22 процента. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, объем внутреннего рынка в прошлом году превысил триллион рублей, в объем трансграничной интернет-торговли - 420 миллиардов рублей. Эти цифры могли бы быть и выше, если бы россияне активнее заказывали товары в сети. Однако более 42 процентов потребителей называют "недоверие" основным препятствием для покупок в Интернете.
Законопроект позволяет потребителю установить реального продавца, закрепляет четкое распределение обязанностей и ответственности продавца и агрегатора и дает возможность потребителю получать достоверную информации о товаре или услуге. Продавец, исполнитель, агрегатор будут в равной степени обязаны размещать на сайтах информацию о себе. Агрегатор должен довести до покупателя информацию о товаре или услуге в том виде, в каком ее предоставит продавец или исполнитель. Перед потребителем агрегатор будет нести ответственность за искажение информации о товаре (услуге) и за недоведение информации о продавце. И если человек так и не дождался товар, заказанный через сайт-агрегатор, или он ему по каким-то причинам не подошел, все претензии можно будет предъявлять и к агрегаторам. И те обязаны будут вернуть ему деньги за неподошедший товар или некачественно оказанную услугу, или выплатить неустойку, если идет просрочка в удовлетворении законных требований.
Ранее председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин высказал опасение, что если агрегаторы начнут наказывать за ложную информацию о товарах и услугах, то этот сегмент интернет-торговли вообще исчезнет. "Невозможно проверить информации о каждом товаре", - уточнил он "РГ". В Роспотребнадзоре это учли и внесли поправку: агрегатор не несет ответственность за убытки, если сам продавец предоставил ложную информацию о товаре.
Инфографика: Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Ольга Игнатова