«Самый большой пузырь – это деньги»
Известный трейдер, автор обучающих видео о блокчейне, ICO, торгах криптовалютами, один из основателей компании United Traiders Анатолий Радченко рассказал о том, нужны ли банки до сих пор, сколько денег он заплатил за первый биткоин и многом другом
Известный трейдер, автор множества обучающих видео, человек, который консультирует правительство по вопросам правового регулирования криптовалют и ICO, Анатолий Радченко рассказал о том, по какой цене он купил первый биткоин, сколько еще будет интересна технология блокчейн, и какой способ заработка на цифровых валютах — самый надежный.
— Анатолий, привет, ты — известная личность в кругах людей, которые интересуются криптовалютой, но можешь представить себя тем, кто еще тебя не знает?
— С 2005 г. я занимался трейдингом американских акций, продолжаю это делать и по сей день, но уже больше в среднесрочном режиме. Раньше я пять дней в неделю торговал с открытия американских рынков и до их закрытия. В 2014 г. мы с ребятами, моими партнерами по компании United Traders, купили биткоины. Не помню точно, какой тогда был курс: что-то между $30 и $40. Потом он начал быстро расти, это было интересно, но мы изначально относились к этим деньгам, как к тем, которые мы готовы потерять.
— Много успели тогда купить биткоинов?
— Знаешь, у людей, связанных с торговлей криптовалютами, есть такая «фишка» — они всегда говорят, что купили недостаточно. Вот и мы тогда купили недостаточно. Насколько я помню — на $50 000. Когда он вырос до $1 000, сумма стала вполне неплохой, но потом была история с банкротством Mt.Gox. Мы еле-еле вытащили оттуда свои деньги, причем не все. К этому моменту курс первой криптовалюты уже просел до $600. В итоге, мы продали биткоины не по максимуму и много потратили на юристов. Когда Mt.Gox банкротились, они никому не выплачивали деньги, объясняя это тем, что люди не проходили KYC (know you client — процедура для верификации пользователей — прим. редакции), а значит — участвовали в отмывании денег. Нам с помощью юристов удалось доказать обратное. Мы одни из единственных, кто успел вывести оттуда деньги, потому что уже через два-три дня все закончилось.
— Что в тот момент ты думал о криптовалюте?
— У нас были идеи, как развивать все это. Уже в 2014 г. у нас были связи с криптовалютными биржами. Когда рухнула Mt.Gox, мы поменяли приоритетность направления и забили на это. Потом купили на ICO немного эфира. Начали потихонечку следить за этим, снова начали покупать биткоин. По $200, $250, $400. Мы постоянно об этом говорили и управляли деньгами. Это были деньги наши, друзей и друзей друзей. Только им можно было сказать, что мы инвестируем в биткоин, все остальные этого не поняли бы.
Сейчас можно, а в 2015 г. — было нереально. Поэтому с нами работали только люди, которые реально нам доверяли. В 2017 г., когда все наши инвесторы стали вспоминать, что мы давно говорим про биткион, они начали спрашивать про возможность купить его и заработать на нем. После этого мы уже начали привлекать деньги от всех инвесторов, использовать так называемый Type C strategies — это разного вида стратегии, которые применяются, чтобы заработать на рынке криптовалют. И, скажем, это не только сами цифровые деньги, но и разные арбитражи, участие в ICO на ранних стадиях, покупка акций компаний, которые так или иначе имеют отношение к криптовалютам: NVIDIA и другие.
Рынок очень динамичный, интересный, но мы все же стараемся отталкиваться от риска. Первое, что мы делаем, — это стараемся не потерять деньги, поэтому не гонимся за сверх доходностью. Мы сохраняем некоторое хладнокровие, потому что то, что сейчас происходит на рынке, — это очень клево, но нужно не только успеть заработать денег, но еще и бизнес построить, а в случае каких-то форс-мажорных обстоятельств — еще и не потерять это все.
— Сейчас столько людей увлеклось криптовалютой. Не все из них думают о технологии блокчейн. Они рассматривают это только как возможность быстро заработать. Что ты думаешь по этому поводу?
— Смотри, здесь вообще очень сложная ситуация. Люди все жадные — это первое. Они никогда не думают о рисках — только о доходности. Причем доходность им нужна только двух-, трехзначная в месяц. И этим пользуются мошенники. Мы даже не берем, скажем, реальные биржи, на которых человек открывает счет, начинает торговать и по своей вине покупает что-то не то. Как правило, всю потребность вот таких людей, которые где-то слышали про криптовалюты и хотят на этом заработать, закрывают всякие хайп-проекты.
Я говорю о страницах, которые ты открываешь, и там тебе говорят, что все, что тебе нужно сделать, это перевести деньги с карточки, чтобы инвестировать в их ABC-монету, которая даст гарантированный доход в 20% в месяц. Для человека — это уже ок, нормально, но это обычная пирамида, как МММ и другие примеры. Эти люди даже не доходят до бирж. Для того, чтобы начать торговать, нужно не так мало мозгов. Необходимо пройти верификацию, открыть счет, а это все происходит небыстро. Нужно еще понять, как завести криптовалюту. То есть, на самом деле, торговля на нормальных биржах уже имеет защиту от дурака. Практически невозможно человеку — неопытному пользователю интернет, не понимающему базовых моментов, дойти до биржи.
— Хочешь сказать, что на криптовалютных биржах сидят только профессиональные трейдеры?
— Туда в основном приходят люди, которые имеют какой-то опыт. Они либо имели дело с «форексом», либо, например, с бинарными опционами. Профессиональных трейдеров там практически нет. Может быть, единицы. И, как правило, эти единицы — те, кто попал на движение, скажем так, с середины осени 2016 г. по середину весны 2017 года. Тогда они, скорее всего, успели сделать такое количество денег, что теперь мнят себя правильными трейдерами. На самом деле, рынок, конечно, расставит все на свои места. Это вопрос времени.
Вот ты говоришь, что много людей интересуются криптовалютами. На самом деле, это не так. Если сравнить количество людей в мире с количеством разбирающихся в теме — считай, никто не в курсе. Это хорошо, если твои знакомые об этом говорят. Это говорит о качестве твоих друзей, значит, они разбираются в чем-то, но, на самом деле, вся эта гонка людей, которые пытаются заработать, очень плохо закончится, потому что криптовалюту расценивают, как инструмент для инвестиций, который гарантировано должен принести доход. Как только у этих людей ожидание дохода разминется с реальностью, то много-много-много людей потеряет деньги. В том числе те, кто инвестирует в ICO.
— Ну тогда самый популярный в моей среде общения вопрос — ушел ли поезд для тех, кто хочет заниматься криптовалютой, зарабатывать на этом деньги?
— Самое главное, когда ты пытаешься на этом заработать — это последовательность, риск контроль и справедливое ожидание. Скажем, если ты будешь откладывать 10-20% от своей зарплаты и покупать на них биткоины, то, скорее всего, через год будешь в плюсе и, вероятно, обгонишь по доходности все банковские вклады и депозиты. Если будешь трейдить, то, скорее всего, потеряешь все деньги.
Сделать ICO просто так тоже невозможно: ты должен найти идею, команду и так далее. Мы, например, потратили огромное количество сил и времени, чтоб идеально подготовить проект United Traders ICO. Так что, здесь самое лучшее — не суетиться и не думать, что ты опоздал, а просто инвестировать в биткоин. Он самый большой по капитализации и самый низкий по волатильности. Есть даже такая штука, люди инвестируют 2% от своих доходов в какие-то непонятные рискованные проекты, в долг друзьям и т.д., вот, если все люди будут инвестировать эти 2% в биткоин, то он явно будет стоить больше.
— Самый популярный, наверное, запрос по биткоину — финансовая пирамида или пузырь? Можешь ответить на этот вопрос?
— Есть биткоин, а есть разные проекты, которые тебе обещают, что ты на них заработаешь. Мошенники, пирамиды, финансовые компании. Сам биткоин — это технология, которая ничего тебе не гарантирует кроме возможности обмениваться информацией в среде, которой ты не доверяешь. Это главная мысль «вайт пейпер» Сатоши Накамото. Он хотел сделать доступной такую возможность среди людей, которые друг другу не доверяют. Биткоин не может быть ни пузырем, ни пирамидой. Пузырь ли его стоимость? Так тоже говорить нельзя. За него сейчас платят ровно столько, сколько люди готовы за него платить.
— Основной аргумент тех, кто считает, что это пузырь — график, показывающий его типичные признаки.
— Ты можешь взять любую компанию, которая торгуется на американском рынке, которая несет какую-то супер новую технологию и посмотреть на ее график. Все их графики будут примерно равны экспоненте. Да, когда-нибудь, вероятно, начнется откат. Да, люди всегда склонны переоценивать стоимость чего-то. И хорошее, и плохое. За счет этого происходят и паники, и ажиотаж.
По идее, тогда все — это пузырь. Рубль — не пирамида? Пирамида. Доллар — не пирамида? Пирамида. Что, американские акции не переоценены? Конечно же, переоценены. Но такие рассуждения — они не совсем правильные. Ты, как инвестор, должен смотреть на какие-то активы. Ок, есть у тебя деньги, куда ты их вложишь? Американский рынок покупать? Ну, как вариант. Рисковые рынки? Инвестировать в облигации? Точно нет, они дают ноль процентов доходности. Денег настолько много, и денежная масса настолько растет, что они тупо обесцениваются, и люди в поисках какой-то доходности соглашаются на более рискованные активы, в том числе и биткоин, и российский фондовый рынок, и какие-нибудь зимбабвийские рынки — все, что растет.
Все пузырь, все обязательно лопнет, но только не в ближайшее время. Пока центробанки продолжают печатать деньги, пока не появится каких-то интересных возможностей для инвестиций, даже самый самые чопорные хэдж-фонд менеджеры будут покупать биткоины, будут вкладываться в IPO-стартапы, венчурный рынок. Просто денег очень много, а хороших компаний практически нет — все уже куплено.
— Есть ли пример компаний, у которых графики очень сильно похожи на график биткоина?
— Да, это, например, компании Apple, Tesla, Nvidia.
— Правильно ли я тебя понимаю, если мы называем это пузырем, то он лопнет, когда все увидят какие-то новые возможности для инвестиций и начнут выходить из биткоина?
— Да, скорее всего, так. То есть, знаешь, это произойдет не с биткоином. Это какой-то глобальный риск. Как это было с ипотечным кризисом в Америке и каким-то образом это материализуется и коснется и биткоина, и всех глобальных финансов. Хотя самый большой пузырь сейчас — это деньги. То, что их в мире огромное количество. Главное не в том, будет биткоин расти или падать, а в том, чтобы проходило внедрение блокчейн-систем. Короче, децентрализация — это хорошо, и биткоин — это лишь один из способов эту децентрализацию каким-то образом максимально просто начать использовать.
— Это интересный момент, почти все в моем окружении, кто сейчас серьезно увлекается криптовалютой, рассматривают технологию блокчейн как возможность изменить мир к лучшему. Ты тоже так считаешь?
— Знаешь, любой человек, который приходит в криптовалюту, он сначала узнает про биткион, потом посмотрит еще на пару каких-то валют, потом разберется в том, что такое майнинг, и только потом узнает, что такое блокчейн. После этого — осознает, что речь вообще не о биткионе или эфире. Децентрализация — это очень хорошо, в этом случае ты владеешь своими личными данными, ты их контролируешь. На мой взгляд, это очень правильно. Я бы сказал, что таким образом возвращается частная собственность. То, что за последние 100-200 лет у всего человечества отобрали, теперь можно вернуть. Это прикольно.
— Значит ли это, что другой тезис сторонников блокчена — «банкам конец» — верен?
— Нужен банк — как сервис, который дает тебе консультации, показывает, куда ты вкладываешься, а не банк — то место, в которое ты приносишь деньги. Пойми, помимо того, что есть я, ты и еще кто-то, существуют серьезные большие корпорации, которые делают миллионы платежей каждый день. И они не могу тупо сидеть и с кошелька на кошелек всем подрядчикам переводить биткоины. Нужны какие-то программные решения, отчеты, офис. В основном, все люди, которые говорят, что биткоин может убить банки, они думают только в рамках своих двух биткоинов, которые лежат у них в кошельке. Финансовые операции, анализ и контроль платежей — все это очень-очень объемные штуки, и они, скорее всего, тоже будут децентрализованы или автоматизированы. Возможно, перейдут на блокчейн, но не в ближайшие три-пять лет. То есть фундаментально, это не проживет долго, но концептуально — еще несколько лет — вполне.
— Ты считаешь, что технология блокчейн будет бурно развиваться?
— Ну, может прийти какая-то другая технология. Это непредсказуемо. Я думаю, что люди будут с этим играться еще минимум два-три года. Потом, возможно, они могут в этом разочароваться. К примеру, любая децентрализация — это удорожание. Когда у тебя есть единый центр, с которым общаются люди, это намного дешевле, потому что так — каждому юзеру, по факту, надо держать свой центр. Сейчас, например, чтобы скачать кошелек на компьютер — тебе нужно установить 150-160 Гигабайт. Поэтому, кто знает, может, придет какая-то другая технология, например, гибрид какой-нибудь блокчейна — мэшсети или что-то такое. Но будущее — это точно про децентрализацию. Потому что данные, которые собираются разными датчиками в мире, телефонами, они не могут быть централизованы — это слишком опасная информация, чтобы находиться в одном месте, у одного человека.
Автор: Николай Загвоздкин.